Малое предпринимательство: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать проблемы малого предпринимательства в России, выявить возможные пути их решения.
Задачи данной курсовой работы:
. Определить сущность предпринимательской деятельности.
. Дать характеристику предпринимательской деятельности.
. Оценить современное состояние малого предпринимательства в России, выявить его основные проблемы.
. Рассмотреть способы решения данных проблем.
. Сформулировать выводы на основе полученных сведений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность предпринимательской деятельности
.1 Понятие и роль предпринимательской деятельности
.2 Теории предпринимательства
.3 Мотивы и функции предпринимательства
Глава 2. Характеристика предпринимательской деятельности
2.1 Основные критерии предпринимательства
2.2 Виды предпринимательской деятельности
2.3 Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
2.4 Современное состояние малого предпринимательства
2.5 Государственное регулирование малого предпринимательства
2.6 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.19 Кб (Скачать файл)

Тория нео-австрийской школы. Предпринимательство как оптимизация обменов.

Людвиг фон Мизес уделял особое внимание проблеме неопределенности в экономической деятельности, в том числе и в предпринимательском процессе. В своей работе «Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории» (1940), Мизес выделяет два типа вероятностей: вероятность класса, которая поддается рациональному расчету, и вероятность события, которую невозможно прогнозировать. Предприниматель, по Мизесу, имеет дело именно с вероятностью события, а потому его деятельность всегда связана с рисками, не поддающимися расчету. Прибыль или убыток предпринимателя- это не продукт капитала, а продукт идеи, воплощенной в этом капитале. Неудачная идея всегда ведет к убыткам, несмотря на затраты капитала.

Израэл Кирцнер, ученик Л. Мизеса, создал более полную теорию предпринимательского поведения. Кирцнер считал, что источник неопределенности - это несовершенство информации. Поэтому предприниматель в теории Кирцнера это человек, который умеет воспринимать рыночную информацию как неопределенную, склонную к изменениям в определенной ситуации. А потому функция предпринимателя состоит в поиске таких ситуаций и использовании их с выгодой для себя.

Предпринимателем по Кирцнеру является и спекулянт, который может приобрести товар по низкой цене, а продать по более высокой, и производитель, играющий на разнице между ценой ресурсов и ценой готового продукта.

Теория Фрэнка Найта - предпринимательство как прогнозирование будущего.

Найт иначе смотрел на проблему неопределенности в предпринимательской деятельности и на суть предпринимательства в целом. Он разделял взгляды Милля о том, что часть прибыли от предпринимательской деятельности составляет плата за риск, но разделял это риск на предсказуемый и риск непредсказуемый, т.е. неопределенность.

По его теории риск - это вероятность неудачи, которую можно просчитать, оценить и застраховать. Неопределенность в свою очередь это состояние полного отсутствия информации, а потому ее нельзя просчитать или спрогнозировать.

Согласно Найту, ситуация неопределенности имеет существенное влияние на принцип принятия решений предпринимателем, который при выборе своей стратегии ориентируется на прогнозы будущего. Поэтому Найт создает новую модель поведения в ситуации неопределенности.

Если в неоклассических моделях предприниматель должен принимать решения исходя из рационального расчета, то в модели Найта решения принимаются интуитивно, опираясь на знания прошлого и настоящего. При принятии какого либо решения, предприниматель должен детально проанализировать проблему, использовать свои теоретические знания и практический опыт аналогичных предприятий. Проанализировав эту информацию, предприниматель должен рассмотреть все возможные варианты действий, пока один из них не вызовет уверенности в своей оптимальности.

Найт совершенно меняет стандартные представления о сущности предпринимательской прибыли, утверждая, что:

) эта прибыль никак  не связана с объемом вложений  в производство, с уровнем технологий  и т.д.

) она целиком зависит  от деловых способностей предпринимателя, причем способностей, не связанных  с рациональным расчетом, поскольку  в условиях неопределенности  такие расчеты в принципе невозможны  в силу отсутствия необходимой  информации.

) она предполагает существование  прибыли в стационарном состоянии  экономики, т.е. в точке равновесия.

Теория Иозефа Шумпетера - предпринимательство как новаторство.

Самой популярной является теория предпринимательства Шумпетера, согласно которой неопределенность - это основная характеристика предпринимательства и источник предпринимательской прибыли. Поэтому предпринимательство как действие в условиях неопределенности проявляется только в деятельности, связанной с нововведениями. Именно здесь последствия решений неизвестны, в силу своей инновационности.

Инновации - это:

. Производство новых потребительских  благ

. Использование новых  методов производства

. Открытие новых рынков  сбыта

. Применение новых источников  сырья или новое использование

уже известных ресурсов

. Реорганизация - установление  монопольного положения или

нарушение монопольного положения конкурентов.

Поэтому функция предпринимателя заключается во взятии на себя риска за внедрение инноваций. Решения он принимает полагаясь на интуицию и чутье. Свой доход предприниматель получает за талант к чувству потенциальной прибыли.

Согласно Шумпетеру, предприниматель это определенный тип экономического агента, обладающий следующими качествами:

.Решительность, уверенность  в себе;

.Лидерские способности;

.Необремененность интеллектом;

. Хорошая интуиция;

. Необремененность капиталом.

Особенностью концепции Шумпетера является значимость мотивации предпринимателя. Он выделил три основные группы мотивов:

. Стремление быть полновластным  хозяином собственного предприятия;

. Стремление доказать  собственную состоятельность, способность  реализовать себя как личность (ум, стойкость, целеустремленность  и т.п.);

. Возможность заниматься  любимым делом и достигать  конкретных результатов собственными  силами; радость творчества, которую  дает самостоятельная деловая  активность.

Хотя теории Мизеса, Кирцнера , Найта и Шумпетера отличаются друг от друга, все они рассматривают проблему неопределенности в предпринимательской деятельности и особый характер поведения, связанный с этой проблемой. Этот характер поведения они назвали предпринимательским.[23]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3Мотивы и функции  предпринимательства

 

Рассматривая вопрос предпринимательства, необходимо уделить внимание и мотивам предпринимательской деятельности. Выделяют два вида мотивов: эгоистические, связанные со стремлением человека увеличить свое благосостояние, и альтруистические, связанные с интересами семьи, предприятия, общества. [9]

Эгоистические мотивы выражаются в желании максимизировать свою прибыль, удовлетворить свои сугубо личные интересы. Но если максимизация прибыли становится единственной целью предпринимательского класса, без учета экологических и социальных последствий его деятельности, это отрицательно влияет на развитие общества. К основным эгоистическим мотивам относятся :

.Стремление установить  свои правила хозяйственной деятельности;

.Стремление повысить  личное благосостояние;

.Стремление реализовать  свои амбиции;

.Стремление к общественному  признанию своей личности.

Альтруистические мотивы выражаются в готовности действовать на благо другим, не считаясь с личными интересами. Они выражаются в принятии предпринимателем участия в решении общественных проблем, например в выделении средств на развитие образования, культуры, спорта, улучшение экологической обстановки. Основные альтруистические мотивы это:

.Стремление изменить  к лучшему окружающий мир;

.Содействие процветанию  своего государства;

.Стремление принести  пользу обществу;

.Стремление к общественному  признанию своей идеи.

В предпринимательской деятельности не могут существовать только эгоистические или только альтруистические мотивы, всегда присутствуют оба вида.

Предпринимательство, как и любой вид человеческой деятельности, выполняет определенные функции, а именно: общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую и политическую. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Общеэкономическая функция выражается в том, что предпринимательская деятельность, направленная на создание экономических благ и доведения их до потребителя, подчиняется всем экономических законам. Это законы спроса и предложения, стоимости, конкуренции и т.д. Развитие предпринимательства является необходимым условием для общеэкономического роста.

Очень важна ресурсная функция предпринимательства. Она предполагает рациональное использование различных материальных и нематериальных ресурсов предпринимателем в процессе его деятельности. К экономическим ресурсам относятся все факторы производства, необходимые для обеспечения хозяйственной деятельности - земля, капитал, трудовые и природные ресурсы, информационные, финансовые и прочие. Предприниматель может добиться наибольших успехов, обеспечив оптимальное соотношение всех имеющихся у него факторов производства.

Но ресурсная функция имеет двоякий характер. В погоне за прибылью, предприниматель может безжалостно относится к общественным ресурсам, что может привести к плачевным последствиям. Здесь важна регулирующая роль государства, которое устанавливает формы ответственности для предпринимателей, нерационально использующих ресурсы, принадлежащие обществу.

Творческо-поисковая функция, она же инновационная, связана с поиском и внедрением новых идей, технологий, методов и способов организации производства. Она обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики предприниматель должен выступать как новатор, чтобы выжить в условиях конкуренции.

Социальная функция заключается в том, что каждый человек может открыть свое дело, проявить свои предпринимательские таланты и способности. Также предпринимательская деятельность прямым образом воздействует на общество, ведь предпринимательство является одним из источников поступления средств в бюджет государства и внебюджетные фонды, а также обеспечивает наличие рабочих мест.

Организаторская функция проявляется в принятии предпринимателем самостоятельных решений об организации своего дела, его дальнейшем развитии и направлениях деятельности.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Классификация предпринимательства

 

Предпринимательская деятельность многообразна, а потому может быть классифицирована по различным критериям:

.формам собственности;

.виду деятельности;

.признакам законности;

.охвату территории;

.масштабам деятельности;

.уровню прибыльности;

.использованию нововведений;

.количеству участников;

.формам ответственности  и др.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находится в собственности общественных объединений. В свою очередь частная собственность может быть разделена на индивидуальную, коллективную, долевую и совместную, а государственная собственность - на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации.

По виду деятельности предпринимательство разделяется на производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое и консультационное.

По признакам законности выделяют законное, незаконное, теневое и лжепредпринимательство. Незаконное предпринимательство- это предпринимательская деятельность, которая осуществляется либо без регистрации или без специальной лицензии (если она требуется), либо с нарушением условий регистрации и лицензирования. Лжепредпринимательство - создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, а имеющее целями получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности. Теневое предпринимательство - это латентная (скрытая) форма деятельности экономической, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневым.

По охвату территории предпринимательство делится на местное, региональное, национальное, международное и мировое.

По масштабам деятельности предпринимательство подразделяется на малое, среднее и крупное.

По уровню прибыльности и темпам развития предпринимательские организации бывают быстро и медленно растущими; высокоприбыльными и низкорентабельными; осуществляющими низкорисковые и очень рисковые операции.

По использованию в процессе деятельности инноваций предпринимательская деятельность подразделяется на творческо-поисковую и продуктивную.

В зависимости от количества участников (учредителей) собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное.

По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной солидарной и субсидиарной ответственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды предпринимательской  деятельности

 

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое, консультационное. Все эти виды предпринимательской деятельности самостоятельны и дополняют друг друга, то есть один вид деятельности может содержаться в другом.[7]

.Производственное предпринимательство.

К производственному предпринимательству относится деятельность, заключающаяся в производстве продукции, товаров, оказании услуг и работ, сборе, обработке и предоставлении информации, создании определенных духовных ценностей, с целью их последующей реализации потребителям. Функция производства является основной в этом виде предпринимательства.

Производственно-предпринимательская деятельность может носить традиционалистский или инновационный характер. Это значит, что предприниматель может производить и реализовывать традиционные или инновационные товары и услуги. При этом, любая предпринимательская деятельность носит инновационный характер, а это значит, что производство традиционных товаров и услуг предполагает использование новых технологий производства, новых способов организации деятельности, новых методов реализации товара.

Исходным элементом производственного предпринимательства является выбор основной области деятельности, которая определяется личными предпочтениями предпринимателя и наличием у него необходимых финансовых средств. Выбор области деятельности предполагает изучение спроса, на производимый товар или услугу, его величины и тенденций, анализ возможной цены товара, издержек производства и предполагаемых объемов продаж.[21]

Информация о работе Малое предпринимательство: проблемы и перспективы развития