Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 23:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать проблемы малого предпринимательства в России, выявить возможные пути их решения.
Задачи данной курсовой работы:
. Определить сущность предпринимательской деятельности.
. Дать характеристику предпринимательской деятельности.
. Оценить современное состояние малого предпринимательства в России, выявить его основные проблемы.
. Рассмотреть способы решения данных проблем.
. Сформулировать выводы на основе полученных сведений.
Введение
Глава 1. Сущность предпринимательской деятельности
.1 Понятие и роль предпринимательской деятельности
.2 Теории предпринимательства
.3 Мотивы и функции предпринимательства
Глава 2. Характеристика предпринимательской деятельности
2.1 Основные критерии предпринимательства
2.2 Виды предпринимательской деятельности
2.3 Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
2.4 Современное состояние малого предпринимательства
2.5 Государственное регулирование малого предпринимательства
2.6 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;
учредительным документом является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления;
размер уставного фонда не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
до государственной регистрации предприятия уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником;
в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано в письменной форме уведомить своих кредиторов;
предприятие может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.
По решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
Основными характеристиками и принципами функционирования казенного предприятия, основанного на праве оперативного управления, являются следующие:
учредительным документом является устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
фирменное наименование должно содержать указание на то, что предприятие является казенным;
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества;
казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации.
2.4 Современное состояние малого предпринимательства
Чтобы проанализировать современное состояние малого предпринимательства в России, необходимо знать, какие же предприятия относятся к числу малых.
До 1 января 2008г. критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства определялись согласно принятому 14 июля 1995г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (№ 88-ФЗ). Федеральный закон от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209-ФЗ) установил новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с указанным Законом, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие установленным условиям по структуре уставного капитала, средней численности работников и объему выручки от реализации товаров.
Законом №209-ФЗ специально оговорено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут относиться к субъектам малого предпринимательства.
Независимо от вида экономической деятельности субъектов малого предпринимательства Законом установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия со средней численностью работников до ста человек включительно, для микропредприятий - до 15 человек включительно.[2]
Отмечаются следующие преимущества малого предпринимательства:
.Большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на изменение потребительского спроса;
.Мобильность при выполнении
работ, связанных с внедрением
отдельных образцов новой
.Экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
.Снижение расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводительных структур;
.Повышенная скорость оборота капитала.
Но малое предпринимательство имеет и свои недостатки:
.Высокая степень
.Зависимость от крупных компаний;
.Низкий уровень разделения
труда в производственном
.Трудности в привлечении
дополнительных финансовых
.Низкая компетентность руководителей.
Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация в производстве ограниченного круга деталей и узлов; более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; более низкие цены, в отличии от крупных фирм.[3]
Роль малого предпринимательства невозможно переоценить. Мировая практика показывает, что потенциал малого бизнеса огромен. Малые предприятия выполняют ряд социально-экономических функций, таких как обеспечение занятности, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. Малое предпринимательство обеспечивает: наиболее полное удовлетворение потребительского спроса населения, повышение качества предоставляемых товаров, работ и услуг, активизацию научно-технического прогресса, образование нового социального слоя - слоя предпринимателей.
В экономически высокоразвитых странах число малых предприятий достигает 60-80 % от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены до двух третей экономически активного населения и производится от 60 до 85 % валового внутреннего продукта.
Для оценки современного состояния малого предпринимательства в России проведем анализ основных экономических показателей деятельности малых предприятий в период с 2000 по 2010 гг. (См. приложение 1).
Как свидетельствуют данные таблицы [13][14], количество малых предприятий в России в период с 2000г. по 2010 заметно возросло - почти в 2 раза. Средний ежегодный прирост составляет 6,5%. Из таблицы видно, что начиная с 2003 года наблюдается положительная динамика в росте количества малых предприятий, что можно объяснить вступлением в действие с 1 июля 2002 года Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также ряд других нормативно - правовых актов, значительно упростивших процедуру организации предпринимательской деятельности.
Характеризуя в целом состояние малого предпринимательства за рассматриваемый период, можно заметить, что решительного шага в сторону его развития сделано не было. На 2010 г. зарегистрировано 1644,3 тыс. малых предприятий, что составляет 11,6 предприятий на 1000 человек, тогда как в странах Евросоюза и США этот показатель колеблется от 35 до 68.
Численность занятых на малых предприятиях в указанный период также ежегодно возрастала. Так, с 2000г. по 2010 г. численность основного персонала возросла с 6596,8 тыс. чел. до 11149 тыс. чел., то есть на 4,55 млн. человек, или на 69%. За последний год наблюдается увеличение данного показателя на 901,5 тыс. занятых, в то время как в 2009 г.наблюдалось снижение численности рабочих на 190 тыс. человек что свидетельствует о преодолении активной фазы экономического кризиса 2008-2010 гг. В целом, с 2000 г. по 2010 г. доля занятых на малых предприятиях возросла с 13,6% до 22,4%. Тем не менее, в странах Запада эта величина составляет 50-70%, что свидетельствует о медленном и постепенном развитии малого бизнеса в России.
Как видно из таблицы, оборот малых предприятий также устойчиво возрастал, вплоть до 2009 г., когда в условиях кризиса данный показатель сократился на 1854,5 млрд. руб. Но уже в 2010 г. значение данного показателя превысило докризисный уровень и составило 18933,8 млрд. руб., что свидетельствует о благоприятности рыночной конъюнктуры для малого бизнеса.
Для анализа современного состояния малого бизнеса, необходимо рассмотреть такой показатель как объем инвестиций в основной капитал. В 2010 г. этот показатель составил 520,3 млрд. руб. или 5,7% от общих инвестиций в основной капитал. Таким образом, можно говорить о наличии положительной тенденции в инвестиционной активности малых фирм, но доля инвестиций в основной капитал малых предприятий остается предельно низкой.
Наиболее существенным показателем, характеризующим состояние малого предпринимательства, является удельный вес продукции малых предприятий в общем объеме ВВП. Если в большинстве развитых стран этот показатель варьируется от 50% до70%, то в России он составляет не более 17%. Это свидетельствует о том, что современная система поддержки малого бизнеса недостаточно эффективна.
Таким образом, с 2000 г. по 2010 г. наблюдается устойчивый рост и развитие малого предпринимательства. Однако потенциал малого предпринимательства до сих пор не раскрыт, а его развитие сдерживают многие факторы.
2.5Государственное регулирование малого предпринимательства
Развитие малого предпринимательства невозможно без поддержки государства. В этих целях во всех развитых странах, в том числе и в России, существуют программы поддержки малого предпринимательства, представляющие собой ряд нормативно-правовых актов и комплекс специализированных государственных мер, направленных на создание благоприятного климата для развития малого бизнеса.
Это связано с тем, что без помощи государства малые фирмы не в силах конкурировать с крупными предприятиями и монополиями, поскольку малый бизнес характеризуется наличием особенностей, существенно тормозящими его развитие, а именно:
·Издержки производства малых фирм как правило, выше чем у крупных предприятий;
·Сложность получения кредита и привлечения дополнительных средств в капитал фирмы;
·Высокая стоимость рекламных компаний;
·Необходимость затрачивать большие средства на изучение рынка, получения доступа к необходимой информации.[12]
Для устранения данных проблем необходимо обеспечить эффективное государственное регулирование малого бизнеса в стране.
Государственное регулирование малого предпринимательства - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях обеспечения стабильного роста и развития малого предпринимательства.[19] Для дальнейшей оценки перспектив развития малого предпринимательства в России, необходимо рассмотреть данные меры и оценить степень их эффективности.
Поддержка малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", принятие которого повлекло за собой осуществление следующих мер:
) специальные налоговые
режимы, упрощенные правила ведения
налогового учета, упрощенные формы
налоговых деклараций по
) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
) упрощенный порядок
) льготный порядок расчетов
за приватизированное
) особенности участия
субъектов малого
) меры по обеспечению
прав и законных интересов
субъектов малого
) меры по обеспечению
финансовой, имущественной, информационной
и консультационной поддержки
субъектов малого
) меры по развитию
Помимо упомянутого ранее Федерального закона №209-ФЗ, в конце 2008 года были приняты изменения в законодательство о государственном и муниципальном заказе. В частности, с 2009 года малые предприятия допускаются к госзаказу, а сами государственные заказы распределяются не только на конкурсной основе, но и путем проведения аукционов, что дает дополнительный триллион рублей в год для малого бизнеса. [8]Также в 2008 году были приняты Федеральные Законы, предоставляющие преимущественное право выкупа помещений для малых предприятий, являющихся арендаторами, и устанавливающие льготные тарифов для малых предприятий за технологическое присоединение к электрическим сетям, что дает малым предприятиям существенную экономию денежных средств.
С 2009 года расширены возможности применения упрощенной системы налогообложения в виде патента: ее могут использовать предприниматели, нанимающие до 5 человек. Важным моментом является и то, что субъектам Российской Федерации предоставлено право снизить с 15 до 5 процентов налоговую ставку, применяемую при упрощенной системе налогообложения. Кроме того, плановые проверки малых компаний с 2009 года осуществляются не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора.
Однако нельзя сказать, что все вышеперечисленные меры намного улучшили положение малого бизнеса в стране. Объем федерального финансирования малого и среднего бизнеса в 2012 году составил 19 млрд. руб., что, конечно, сопоставимо с объемом государственной поддержки в высокоразвитых странах, но для настоящего толчка к развитию малого бизнеса в России этой суммы, безусловно, недостаточно. Кроме того, значительная часть государственных вливаний в малый бизнес просто не доходит до предпринимателей, в связи с коррупцией государственных и муниципальных чиновников. Например, в 2010 г. коррупция только в сфере государственных заказов достигла 1 трлн. руб. при общей сумме госзаказа в 5 трлн. руб.[5]
Информация о работе Малое предпринимательство: проблемы и перспективы развития