Малое предпринимательство в Новгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 13:34, реферат

Описание работы

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и соответствующей им модели хозяйства, в которой реализуется сложный процесс конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства [1].

Содержание работы

Введение
1 Малое предпринимательство в Новгородской области……………………3
2 Заключение……………………………………………………………………14
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Малый бизнес.docx

— 38.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1 Малое предпринимательство в Новгородской области……………………3

2 Заключение……………………………………………………………………14

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и соответствующей им модели хозяйства, в которой реализуется сложный процесс конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства [1].

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников.

В России малое предпринимательство возродилось сравнительно недавно - в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти признало частную инициативу или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают несколько затянувшийся этап становления.

В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

 

 

1 Малое предпринимательство в Новгородской области

 

Бизнес (предпринимательство) – это любой вид непосредственной деятельности с целью получения дохода, предусматривающий привлечение собственных средств, или опосредованное участие в такой деятельности путем вложения в дело собственного капитала.

Бизнес предполагает полную самостоятельность в принятии хозяйственных решений и соответствующую ответственность за результаты этих решений.

Преимущества малого бизнеса :

- сравнительно более низкие  издержки управления, обусловленные  отсутствием лишнего бюрократического  аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений  в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность  труда (особенно на микро предприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность  быстро и гибко реагировать  на изменения, в том числе путем  маневра капитала при переключении  с одного вида деятельности  на другой.

- по мнению некоторых  ученых, большие размеры повышают  степень формализации организации  и понижают способность к организационным  изменениям, поэтому малые предприятия  являются более гибкими и оперативными  в принятии и выполнении принятых  решений, быстрее адаптируются к  изменяющимся условиям [3].

- более низкая потребность  в капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию  и производство в ответ на  требования местных рынков

- малые предприятия лучше  приспособлены к уровню спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально выявлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

- относительно более высокая  оборачиваемость капитала малых  предприятий.

Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный бизнес. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных доходов.

Недостатки малого бизнеса :

- обладают более высоким  уровнем риска, и, следовательно, высокой  степенью неустойчивости на рынке.

- зависимы от крупных компаний.

- слабая компетентность  руководителей и менее профессиональные  работники.

- повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования.

- малый бизнес связан  с большими трудностями в привлечении  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов.

- не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой

- малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Малое предприятие имеет ряд особенностей:

- работники составляют небольшой коллектив, объединенный общими целями;

- в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь;

- высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;

- нововведения руководителя быстро реализуется.

К преимуществам деятельности малых предприятий относятся:

- возможность для многих граждан стать соучредителями (по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал);

- возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;

- создание новых рабочих мест;

- небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями, как следствие, более низкие накладные расходы;

- возрождение подсобных производств;

В России деятельность малых предприятий сопряжена с различными проблемами, основной из которых является недостаточная ресурсная база (как материально-техническая, так и финансовая).

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, а малые предприятия не всегда могут предоставить. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия: невозможность получения кредита лишает их способности конкурировать с другими предприятиями.

Больным вопросом для малого предпринимательства является несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий [5].

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства правительство Российской Федерации разработала программу содействия малым предприятиям, основными направлениями которой являются:

- формирование соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей развитие малого бизнеса, создание льготных условий финансирования, налогообложения, материально-технического обеспечения малых предприятий;

- установление упрошенного порядка регистрации субъектов, лицензирование их деятельности;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- поддержка внешнеэкономической деятельности.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г., 5 июля 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г. Принят Государственной Думой 6 июля 2007 года. Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007.) установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Новгородский фонд поддержки малого предпринимательства (НФПМП) создан в 1997 году при активном участии Администрации Новгородской области и Администрации Великого Новгорода.

Основное направление деятельности НФПМП – предоставление займов субъектам малого предпринимательства Великого Новгорода и Новгородской области.

За время деятельности Фонд профинансировал более 1 700 предпринимательских проектов на общую сумму более 303 млн. рублей.

В июле 2008 года, в рамках муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде" на 2008–2010 годы и областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в области на 2008 - 2010 годы", на базе Фонда создано новое подразделение – Фонд содействия кредитования малого бизнеса (гарантийный фонд).

Цель: создание для малого и среднего бизнеса благоприятных условий доступа к кредитным ресурсам финансовых организаций.

Задачи:

     - построение  эффективной и удобной системы  предоставления субъектам предпринимательства  дополнительного обеспечения в  виде выдачи поручительств;

     - обеспечение  достаточного выбора для предпринимателей  способов финансирования их проектов  и самих финансирующих организаций.

Основным предметом деятельности Фонда является предоставление поручительств (гарантий возврата) по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т.п.) субъектов малого предпринимательства.

Главная задача создания данного подразделения – развитие механизма кредитования субъектов малого предпринимательства в Новгородской области.

В 2013 году основные социально экономические показатели Новгородской области характеризуются растущим трендом, причем темпы роста большинства показателей значительно превышают среднероссийский уровень. В частности, позитивная динамика наблюдается в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве. Кроме того, довольно существенно выросли инвестиции в основной капитал, а также улучшаются бюджетные показатели.

По итогам января - августа 2014 года индекс промышленного производства в Новгородской области составил 112.8% к аналогичному периоду предыдущего года, что является самым высоким показателем в Северо-Западном федеральном округе и на 9,4 процентных пункта выше, чем по стране в целом. В 2011 и 2012 году темпы промышленного роста в Новгородской области также были на довольно высоком уровне и превышали средний уровень и по стране в целом и по СЗФО (Северо-Западный федеральный округ.)

 

В структуре промышленности Новгородской области преобладают обрабатывающие производства, среди которых наиболее существенный рост зафиксирован в таких отраслях как производство транспортных средств и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность, химическое производство.

Об активизации экономики Новгородской области свидетельствует рост инвестиций. По итогам первого полугодия 2014 года объем инвестиций в основной капитал в Новгородской области увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 37.9% и составил 22.5 млрд. руб. Объем поступивших иностранных инвестиций в Новгородскую область в первом полугодии 2014 года составил 348.6 млн. долларов США. По этому показателю область занимает четвертое место в СЗФО, уступая только лишь Санкт-Петербургу, Вологодской и Ленинградской областям.

Рост инвестиций способствует увеличению объемов строительства. По итогам января-августа 2014 года объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в Новгородской области вырос на 14.5% и составил 9.2 млрд. руб.

О благоприятном инвестиционном климате в Новгородской области свидетельствует рост числа предприятий с участием иностранного капитала. По данным на 1 июля 2014 года в области работает 198 таких предприятий. За первое полугодие 2014 года их число выросло на 52 единиц, а численность занятых – на 17.8%. Оборот предприятий с участием иностранного капитала в Новгородской области в первом полугодии 2014 года увеличился на 12.7% к январю-июню 2011 года.

Администрация области большое внимание уделяет развитию малого и среднего бизнеса. Поддержка малых и средних предприятий осуществляется в соответствии с областной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2014 - 2016 годы».

На реализацию мероприятий, предусмотренных данной программой, в 2014 году было направлено 35.1 млн. руб. средств областного бюджета.

Кроме того, Фонд предоставляет поручительства малым и средним предприятиям при привлечении кредитных ресурсов. 

Информация о работе Малое предпринимательство в Новгородской области