Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 13:34, реферат
Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и соответствующей им модели хозяйства, в которой реализуется сложный процесс конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства [1].
Введение
1 Малое предпринимательство в Новгородской области……………………3
2 Заключение……………………………………………………………………14
Список использованной литературы
Предпринимаемые меры способствуют росту этого немаловажного сегмента экономики. В области работает 1.4 тыс. малых предприятий без учета микро предприятий. Их оборот по итогам первого полугодия 2014 года составил 27.3 млрд. руб., что на 25.5% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Инвестиции в основной капитал малых предприятий за этот период увеличились на 23.4%.
Динамичное развитие малого и среднего бизнеса, а также расширение присутствия иностранного капитала в экономике Новгородской области способствует улучшению ситуации на рынке труда. В июле - августе 2014 года уровень безработицы в Новгородской области составил 1.1% экономически активного населения. Это один из лучших низких показателей в Северо-Западном федеральном округе – уровень безработицы ниже только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Позитивная динамика экономических показателей находит свое отражение в улучшении бюджетных показателей Новгородской области. В частности, растут доходы бюджета, причем довольно высокими темпами. Новгородская область заняла 14-е место среди всех субъектов РФ в Рейтинге регионов по темпам изменения доходов консолидированных бюджетов в 2011 году, подготовленном Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг». В 2012 году позитивная динамика сохраняется.
По итогам января - июля 2012 года доходы консолидированного бюджета увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 9.5%. Причем рост был обусловлен в основном за счет собственных доходов, в результате чего повысился уровень финансовой независимости бюджета.
Доля безвозмездных поступлений в структуре консолидированного бюджета Новгородской области снизилась с 26.1% по итогам семи месяцев 2011 года до 23.1% по итогам января-июля 2012 года.
Основным источником доходной базы бюджета области являются налоговые доходы. По итогам семи месяцев 2014 года поступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ на территории Новгородской области составило 12.9 млрд. руб., в том числе 11.2 млрд. руб. в консолидированный бюджет области. По сравнению с периодом 2013 года поступления в бюджетную систему РФ выросли на 17.5%, а в консолидированный бюджет Новгородской области – на 20.7%.
Темпы роста доходов опережают темпы роста долга, что ведет к снижению уровня долговой нагрузки и свидетельствует о позитивной динамике данного показателя. За семь месяцев 2014 года объем государственного долга Новгородской области увеличился на 7%, а объем долга с учетом долга муниципальных образований муниципальных образований – на 8.1%, в то время как собственные доходы консолидированного бюджета (доходы без учета безвозмездных поступлений) выросли на 13.9%.
Малое предпринимательство в настоящее время является одной из ключевых движущих сил каждого региона Российской Федерации, а также объективным фактором, показывающим его развитие.
Вопросы, касающиеся увеличения доли малого предпринимательства, как динамично развивающегося сектора экономики субъекта РФ, были и остаются в поле пристального внимания правительственных структур, в связи с этим проблему развития малого предпринимательства в регионах считаю актуальной.
Важнейшим показателем, установленным российским законодательством, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого предпринимательства - это численность рабочих [2].
Для малых предприятий она составляет до ста человек включительно, а также среди них стоит выделить микро предприятия с численностью до пятнадцати человек.
Можно с уверенностью сказать, что за последние десятилетия число малых предприятий выросло в разы, но помехой этому служит и последний экономический кризис и рост налогов.
Малую форму предпринимательства сегодня выбирают начинающие бизнесмены, амбициозные и молодые люди, открывающие свое дело еще будучи студентом.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.
Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил [1].
Отличительной чертой малого предпринимательства, как Новгородской области, так и самой России являются:
· Амбициозность;
· Инновационный характер;
· Мобильный характер
Розничная торговля продуктами питания Новгородской области отличается быстрым ростом заполнения рынка большими сетевыми гигантами, такими как «Лента», «Магнит», «Вольный купец» «Дикси», «Пятёрочка», «7ЯСемья» что конечно сильно ударило по малому предпринимательству. Примером этого может быть наша область. Раньше индивидуальные предприниматели Крестец, Окуловки, Сольцов и т. д. обеспечивали 50 % рынка продуктов своего района.
А сегодня на рынки районов пришли сетевые «Дикси», «Магнит» с более низкими ценами, с которыми обычный предприниматель не может конкурировать. Но здесь некоторые владельцы малого бизнеса нашли выход из сложившейся непростой ситуации - предложили области и отдаленным деревням услугу «автолавки» с приемлемыми ценами на продукты, которые они приобретают все в тех же сетевых магазинах.
Стоит отметить, и современную ситуацию на рынке индустрии красоты, которая сегодня в нашем регионе заполнена на 90%.
За последние 5 лет вырос объем рынка флористических услуг. Новгородские предприниматели в этой сфере сегодня предлагают разнообразные услуги, большинство которых соответствует столичному уровню. Цветочные магазины в городе сегодня можно встретить на каждом углу.
На мой взгляд, Новгородский рынок перенасыщен и фирмами общественного питания. За последние 3 года в город пришли столичные сетевые рестораны «Розарио», «Гурметто», «Тратория». Особое внимание можно уделить всевозможным «Суши шопам», «Суши маркетам», «Суши - сити» и т. д. что еще раз доказывает, что создать предприятие в этой области проблематично, ведь сложно будет получить достойную прибыль. Правда в этой сфере есть и незаполненные ниши: недорогие, студенческие кафе, которые уже давно завоевали свою популярность в стране.
Перенасыщен рынок и туристическими услугами. Сегодня в городе свою туристскую деятельность осуществляют всем известные новгородские компании «Стиф» (20 лет на рынке), «Росновелтур» (15 лет), «Деметра» (12 лет). За последние годы к нам пришли известные на весь мир турагентства: Пегас, МДМ-тур. Только этим летом по данным Департамента туризма Новгородской области на территории города начало функционировать около 15 новых компаний. Стоит отметить и ситуацию на рынке аптечных и частных медицинских центров также наблюдается заполнение ниши более чем на 90 %. Свои позиции на рынке фармацевтических услуг прочно удерживают «Новгородфармацея», «Калина-фарм», приходят и новые.
2 Заключение
Итак, подведём итог: некоторые области рынка новгородского региона малого предпринимательства сегодня перенасыщен, в таких сферах сложно получить прибыль.
Есть и минусы у таких компаний - нехватка специалистов (как в салонах красоты, так и сфере туризма), зачастую высокие цены, отсутствие современных средств рекламы.
Собственно, для формирования успешного малого предприятия необходимо учесть эти аспекты и открыть фирму в перспективных направлениях малого предпринимательства. По мнению современных экспертов области и страны, перспективными направлениями развития малого бизнеса региона могут стать сельское хозяйство и сфера услуг, но мне кажется, можно предложить малому бизнесу и еще несколько направлений развития.
Например, создание недорогих кафе, основой в такой отрасли может стать опыт столичных заведений. Также новым видом деятельности может стать и антикафе, где люди приходят найти собеседников по своим интересам, послушать выступления музыкальных групп или посетить выставку художников. Сегодня одним из прибыльных и перспективных направлений малого бизнеса нашего региона является - оформление праздников. Этот рынок только начинает развиваться, в городе еще не так много компаний, которые могут предложить нечто особенное в этой сфере, а спрос между тем на эти услуги огромен. Новгородцы уже не представляют свадьбу без соответствующей декоративной атрибутики, не можем мы обойтись сегодня и без оформления фотосеcсий, без создания фото уголков.
Кстати, перспективным направлением может стать создание в городе компании, которая занималась бы оформлением фотосессий как для детских так и для взрослых праздников.
Еще одной незаполненной рыночной нишей могут стать детские развивающие центры и частные садики.
Аудиторией таких заведений с одной стороны могут стать обеспеченные новгородцы, которые не хотят отдавать своих детей в обычный садик и самые рядовые мамочки, которые заботятся о полноценном развитии своего ребёнка с первых месяцев его жизни.
В Великом Новгороде сегодня можно задуматься и о создании частной мини-гостиницы и приносить немалую прибыли так как причина связана с небывало высокими ценами на номера в существующих гостиницах города, например в «Park Inn». Такие отели не могут себе позволить студенты, школьники, пенсионеры или паломники, а ведь именно эта аудитория приезжает в город, именно эта категория населения нашей страны ориентирована на наш туризм. А для того чтобы увеличить прибыль можно предложить огромное число дополнительных услуг посетителям: мастер-классы, культурные мероприятия, можно знакомить постояльцев и с традициями города.
В последнее время усиливается тенденция к росту желания быть на природе, хочется выезжать на пикники, показывать детям лес, домашних животных, поэтому по всей нашей стране открываются небольшие частные зоопарки, которые приносят своим владельцам и прибыль, и удовольствие от содержания домашних питомцев. Эта идея будет актуальной и для нашего региона, где есть все необходимые условия для того чтобы создать такое заведение. В области сегодня функционирует только 3 подобных заведения, что явно не достаточно, к тому же существующие зоопарки ни как не дают своей рекламы, поэтому многие о них не знают. На мой взгляд, достаточно будет создать недалеко от города небольшую ферму, куда бы приезжали родители со своими детьми, чтобы посмотреть на животных и отдохнуть от городской суеты.
Изучение перспективных направлений развития малого предпринимательства позволяет сделать вывод, что на Новгородской земле можно создать предприятия различных направлений и профилей. Новгородский рынок не заполнен современными услугами населению и не предоставляет жителям региона новых товаров.
Тогда как сфера услуг салонов красоты, сетевых продуктовых магазинов, кафе и ресторанов уже заполнена почти на 100 %, для получения прибыли малый бизнес области должен принести нечто новое.
В последние десятилетия малое предпринимательство превратилось в важный сектор экономике. Его вклад в ВВП ведущих стран мира превышает 50%. Присущие малым предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать, значительные финансовые и производственные ресурсы общества обуславливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.
Информация о работе Малое предпринимательство в Новгородской области