Малое предпринимательство в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

Малое предпринимательство в Российской Федерации по-прежнему испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого предпринимательства, по устранению административных барьеров, преодолению коррупции, серьезно сдерживающей экономическое развитие страны.
Главной проблемой, сдерживающей сегодня развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей, является несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов. Кроме того, малый бизнес ориентируется преимущественно на обслуживание населения, поэтому его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом населения.

Файлы: 1 файл

Малое предпринимательство в Российской Федерации по.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее  высокие оценки по всем формам взаимодействия с предпринимателями получила администрация  Ревды. Наиболее низкие оценки выставлены экспертами администрации Богдановича. Больше всего предприниматели недовольны работой муниципальных администраций по регулированию аренды помещений и рекламы. По этим направлениям деятельности администрации выставлены, можно сказать, неудовлетворительные оценки: ниже среднего балла во всех городах. Причем больше других недовольны сложившимся положением предприниматели и руководители организаций в Богдановиче и Реже.

В то же время  следует отметить, что малое предпринимательство  не проявляет должной активности в защите своих интересов. Предприниматели не предпринимают каких-либо инициатив, направленных на совершенствование взаимодействия малых предприятий с администрацией. Можно сказать, что поведение предпринимателей находится в диапазоне от безропотного выполнения воли администрации (включая произвол чиновников) до пассивного сопротивления (включая неуплату налогов), которое заканчивается чаще всего банкротством и ликвидацией организации. Это нашло свое отражение и в ответах на вопрос о том, что хотели бы пожелать эксперты администрации (таблица 18).

 

Половина  опрошенных предпринимателей и руководителей  организаций вообще ничего не смогли предложить. Особенно пассивными они  оказались в Ревде, а наиболее активны в Богдановиче, где, как было отмечено, больше всего проблем в регулировании предпринимательской деятельности. Практически бездействуют или работают неэффективно общественные организации, призванные защищать права малого предпринимательства. Все это сдерживает развитие малого бизнеса и формирование среднего класса в обществе.

Несовершенство  законодательства само по себе сдерживает развитие малого предпринимательства. Государство, определяя правовые аспекты  предпринимательской деятельности, устанавливает и формы контроля за субъектами предпринимательства. Государственное регулирование и контроль должны быть эффективными средствами стимулирования малого бизнеса. Однако в действительности, как следствие неэффективной деятельности органов государственной и муниципальной власти, постоянно возникают специфические трудности развития предпринимательства, которые можно назвать административными барьерами.

Практика  показывает, что основными препятствиями  на пути развития малого бизнеса являются именно административные и экономические барьеры, коррупция и мздоимство чиновников через необоснованные проверки, бюрократизм, высокую арендную плату, дорогие банковские кредиты и многое другое.

В этих условиях естественной реакцией малых предприятий  на административные барьеры является их уход в теневую экономику с целью снижения так называемых непроизводительных затрат, бюрократических рисков. Именно наличие большого теневого сектора не позволяет эффективно регулировать и управлять экономикой, искажает реальную картину экономического развития. В результате страдают все: государство от недополучения доходов, население – от нехватки средств в бюджете на социальные нужды, предприниматели – от проблем ведения двойной бухгалтерии. Пришло время создать такие условия, когда предпринимателю будет выгоднее работать легально, нежели нелегально.

Для преодоления  существующих административных барьеров необходимо упорядочить деятельность органов, осуществляющих контроль и  надзор за субъектами предпринимательства, при этом обратить особое внимание на принятие ими различных нормативно-правовых актов, которые иногда носят незаконный характер, открывают возможности для скрытой коррупции. Практика показывает, что произвол чиновников, ущемление прав предпринимателей продолжаются. Не случайно сегодня на уровне официальных международных организаций происходит обсуждение вопросов, связанных с проявлениями коррупции, о методах и формах борьбы с ней как необходимого условия создания благоприятной среды для успешного развития предпринимательства.

На практике административные барьеры препятствуют не столько созданию малой фирмы, сколько ее развитию, росту. Административные барьеры побуждают предпринимателей уводить свой бизнес в теневую сферу. Теневой оборот исторически возник как реакция предприятий на высокий уровень налоговой нагрузки в сочетании с низким уровнем налогового администрирования. Теневой оборот более явен в малом бизнесе, с ростом масштабов бизнеса существенно усиливается риск обнаружения нарушений со стороны контрольных органов. «Теневые» фирмы ограничены в легализации своих ресурсов для динамичного развития. Поэтому эволюционный рост «теневых» фирм затруднен. «Теневые» фирмы вытесняют с рынка аналогичные по масштабам легальные фирмы, так как могут обеспечить ценовую конкурентоспособность своей продукции и услуг. Как следствие, новые малые предприятия, попадая в среду «теневых» фирм, вынуждены или тоже стать «теневыми», или уйти с рынка.

Однако  порой приходится встречаться с  тем, что законодательно установленные  процедуры при регистрации, лицензировании, сертификации частных предприятий, контроле и надзоре за их коммерческой деятельностью расцениваются предпринимателями как административные барьеры – препятствия для развития бизнеса. И действительно, разрастание данных процедур, когда, например, при регистрации малого предприятия предпринимателю нужно посетить от 20 до 30 инстанций и получить от 50 до 90 согласований, можно квалифицировать как преграды, мешающие становлению бизнеса.

Пока  же создается впечатление, что порожденные  коррупцией административные барьеры являются благом для предпринимателя. Ему нужны лишь сноровка и «рыночные ресурсы» по их преодолению. Однако ведь совершенно ясно, что коррупция сдерживает и тормозит нормальное экономическое развитие. Поэтому борьба с бюрократическими препонами для бизнеса должна включать в себя устранение их «фона» и причин – преодоление коррупции и развитие гражданской активности у предпринимателей и населения.

Как отмечают многие исследователи, в последние 5–7 лет мало что изменилось в том, что касается необходимости прозрачной системы налогообложения или гарантийной поддержки кредитования малого предпринимательства. Необходимо также создавать равные возможности осуществления своей деятельности для субъектов малого бизнеса, что является одним из важных условий стабильного развития экономики. В этой задаче, как в фокусе, сходятся проблемы взаимоотношений власти и бизнеса в современной России.

С одной  стороны, принят ряд важнейших законов, снижающих административные барьеры  в деятельности предприятий. Уменьшилось количество видов деятельности, подлежащих лицензированию. Уменьшится в ближайшие годы количество видов товаров, подлежащих сертификации. Во многих регионах государство прекращает прямое финансирование малого бизнеса и поручает кредитование банкам. Механизм доступа к государственной собственности становится более прозрачным.

С другой стороны, многие предприятия не выражают бурного восторга по поводу принятия прогрессивных законов. Скорее, надежды  двухгодичной давности на новые справедливые правила игры сменились разочарованием.

Главная проблема, на наш взгляд, заключается  в современной российской бюрократии, заинтересованной не в развитии конкуренции, а в сохранении монополии, позволяющей  ей продавать свои услуги по устранению конкурентов отобранным ею монополистам и «любимчикам». Бюрократия блокирует развитие конкурентных рыночных отношений и тем самым делает заведомо неэффективными любые программы по стимулированию малого и среднего предпринимательства.

Современная бюрократия создает питательную среду для паразитического бизнеса, специализирующегося на оказании предпринимателям такой специфической услуги, как помощь в преодолении искусственных административных барьеров. Бюрократы консервируют сырьевую структуру экономики и обрекают страну на прогрессирующее технологическое отставание. Отсутствие конкурентной среды, необходимой для расширения малого и среднего бизнеса, в сочетании с административными рогатками для бизнеса уже возникшего препятствует инновациям и развитию необходимого для них человеческого капитала.

В этих условиях сложился теневой союз предпринимателей и бюрократов, в котором первые готовы выкупать у вторых свои законные права. Бизнесу не хватает не желания  выйти из «тени», а силы, знаний и  независимости, чтобы такой выход  осуществить. Ему не хватает общественной и политической поддержки. Предприниматель нуждается в том, чтобы население воспринимало его как носителя не только частных и групповых, но и общенациональных интересов и отчетливо представляло себе причины, которые мешают ему в таком качестве выступить. Однако существуют глубокие причины, которые удерживают предпринимателей от того, чтобы выносить их на всеобщее обсуждение. Необходима консолидация предпринимателей, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, политика и идеология, способная публично выражать и отстаивать свои интересы, в том числе и перед властью. Ибо в конечном счете именно предприниматели заинтересованы больше всего в обуздании коррупции.

Для этого  необходимы, прежде всего, гражданская  консолидация и самоорганизация  самого бизнеса. Его основой могут стать созданные общероссийские объединения предпринимателей, многочисленные региональные ассоциации предпринимателей, которые сегодня, правда, часто ограничиваются публичной декларацией проблем, стоящих перед бизнесом. Но в регионах уже есть реально работающие ассоциации предпринимателей, созданные не по указке сверху, а по инициативе снизу. Продуктивная деятельность именно таких объединений приводит к реальным результатам внедрения на рынке принципов свободной конкуренции.

Важное значение в этом деле имеет становление институтов гражданского общества. Например, таких, как правозащитные организации и политические партии. К сожалению, пока эти институты слабы, часто ангажированы самой властью и реально свою функцию по отстаиванию интересов предпринимателей не выполняют.

Наряду  с этим в преодолении административных барьеров и коррупции может сыграть  свою роль диалог бизнеса с наиболее сознательной частью административного  аппарата. Часть чиновников серьезно озабочены и правильно понимают проблемы предпринимателей. Благодаря политической воле руководителей создаются на федеральном и региональном уровнях структуры поддержки предпринимательства. Они обычно имеют статус государственных ассоциаций и оказывают комплекс услуг для предпринимателей. Но они также отстаивают интересы всего сообщества малого бизнеса во властных структурах. Как ни парадоксальна ситуация борьбы одних чиновников с другими, но многие региональные центры по развитию и содействию предпринимательству обеспечивают защиту интересов малого бизнеса и способствуют выходу его из сферы теневой экономики.

В средствах  массовой информации активно обсуждаются  такие меры борьбы с коррупцией, как запреты чиновникам на активное или пассивное участие в коммерческих структурах. Необходимы также законодательные и другие меры борьбы с коррупцией. Полезной будет разработка этических форм борьбы с коррупцией, этических норм и этики предпринимателя, с одной стороны, и этики чиновника, с другой стороны. Проблема равных возможностей в предпринимательской деятельности – это проблема не только бизнесменов, это проблема, затрагивающая интересы всего общества (см. об этом также: www.regionforum.ru/section/business/small_ business/reports/1 ).

Малые предприятия, действующие в неформальной и  теневой экономике, лишают правительство необходимых на социальные нужды ресурсов, поступающих от сбора налогов, а также увеличивают финансовую нагрузку на легально зарегистрированные фирмы. Неуклюжие законы и процедуры ненамеренно стимулируют развитие теневой экономики, заставляя предпринимателей уходить от надлежащих легальных процедур, полагаясь на взятки или штрафы со всеми вытекающими отсюда последствиями. По некоторым оценкам, неформальная экономика производит до 45 % российского валового внутреннего продукта, хотя по другим оценкам эта цифра ниже – 20–30 %. Более того, по данным ряда исследований, 15–30 % всего работающего населения занято в неформальном секторе. Масштаб теневой экономики в Российской Федерации свидетельствует о недостатках и неполноте текущего законодательства и существующей правоприменительной практики.

Назрела особая необходимость внедрения  антикоррупционных мер и гарантий того, что будут неукоснительно и  систематически осуществляться меры по борьбе с коррупцией. Проблему следует  решать на разных уровнях. В то время как коррупция государственной власти может привлекать самое большое внимание со стороны средств массовой информации и общества в целом из-за своей заметности, так же важно предпринимать шаги для искоренения мелкого взяточничества на местном уровне. Здесь следует обратить особое внимание на отношение местных чиновников к мелким торговцам, ремесленникам, «челнокам» и владельцам нелегальных такси. Эти виды деятельности составляют важную часть современного предпринимательства в российской экономике, в которых доля теневого оборота очень высока. Терпимость к «двойным стандартам» на этом уровне может быть несопоставима с повышением этического кодекса в бизнесе в более отдаленном будущем. Продвижение и защита предпринимательских прав через закон хороши только в том случае, если действует сам закон. Слабость внедрения и применения действующих законов и положений является сильнейшим барьером на пути возникновения и функционирования сектора мелкого частного предпринимательства.

Информация о работе Малое предпринимательство в Российской Федерации