Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Переход Беларуси к социально ориентированной рыночной экономике требует радикальных преобразований структуры общественного производства, направленных на развитие конкуренции и преодоление монополизма. Особое место в этих преобразованиях отведено малому бизнесу.

Файлы: 1 файл

3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.docx

— 27.13 Кб (Скачать файл)

3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В   РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ   И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ 

 

 

     Переход Беларуси  к социально ориентированной   рыночной экономике требует радикальных  преобразований структуры общественного  производства, направленных на развитие  конкуренции и преодоление монополизма.  Особое место  в этих преобразованиях  отведено малому бизнесу. 

 

     Субъектами  малого бизнеса в Республике  Беларусь являются индивидуальные  предприниматели (без образования  юридического лица) и юридические  лица – малые  предприятия. 

 

     До  2009г. критерии  отнесения юридических лиц к  субъектам малого предпринимательства  определялись Законом Республики  Беларусь от 16 октября 1996 г. №  685-XIII «О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Республике Беларусь». Они включали  в себя дифференциацию предельно  допустимой среднесписочной численности  работников в зависимости от  сферы деятельности субъекта  хозяйствования:

в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

в сельском хозяйстве, включая  фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере  – до 60 человек;

в строительстве и оптовой  торговле – до 50 человек;

в розничной торговле и  бытовом обслуживании населения  – до 30 человек;

в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [19].

 

      Согласно  Указу Президента Республики  Беларусь от 21 мая 2009г.              № 255 «О некоторых мерах государственной   поддержки малого предпринимательства»  к  малым предприятиям (организациям) относятся зарегистрированные в   Республике Беларусь коммерческие  организации  со средней численностью  работников за календарный год  от 16 до 100 человек  включительно (все зависимости от сферы деятельности). Кроме того, Указом № 255  в  составе субъектов  малого  предпринимательства были выделены  микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно [20].

 

      Формирование  малого бизнеса в Беларуси  совпало с начальным этапом  приватизации (1993-1994 гг.), возникновением  первых частных предпринимателей  и коммерческих организаций. 

 

     Наряду  с  юридическими лицами, создавшимися  «с нуля», в  первые годы  приватизации, предпринимательский  сектор Республики Беларусь пополнили  приватизированные  предприятия  так называемых «успешных» отраслей, в большинстве своем  имевшие  хорошие стартовые условия (относительно  конкурентоспособную  продукцию,  близость к рынкам сбыта   и т.д.). Многим из таких предприятий   удалось привлечь стратегических  инвесторов (в том числе и иностранных)  для последующего проведения  реструктуризации. Уже к 1995г. на  приватизированных предприятиях  промышленности было занято 36% промышленно-производственного  персонала.

 

      Тем не  менее, правовая смена собственника  не принесла этим субъектам  фактической  хозяйственной самостоятельности.  Со второй половины 90-х гг.  за такими предприятиями  усилился государственный  контроль и были введены так называемые «золотые акции», когда государство с минимальной долей в уставных фондах приватизированных предприятий стало контролировать их. Начала также проводиться политика обратного преобразования акционерных обществ в унитарные государственные предприятия. В результате на начало 2005г.  в промышленности 41,9% продукции производили государственные предприятия и еще 47% - акционерные общества с долей государственной собственности. На неакционированные предприятия со смешанной формой собственности и иностранным участием приходилось 4,6% промышленной продукции, а доля чисто иностранных предприятий составляла только 1%. Несравнимо меньше государственное вмешательство ощущалось в сфере торговли - к началу 2005г. доля госсектора здесь составляла только 17,5% всего товарооборота [25, с. 29].

 

      Основу  негосударственного предпринимательского  сектора Беларуси составляет  малый  бизнес, формирующий рыночную  экономику  с более высокими  темпами динамики экономического  роста и эффективности, чем  в государственном секторе   экономики. 

 

     Проанализируем  развитие малого предпринимательства   в Республике Беларусь. В таблице  3.1 приведены данные о количестве  малых предприятий и средней  списочной численности работающих  на них за  период с 1998 по            2008 гг.

 

Таблица 3.1 - Количество малых  предприятий (МП) Республики Беларусь за 1998-2008 гг. и средняя списочная  численность работающих в них  Показатель Годы

1998 2000 2002 2004 2005 2006 2007 2008

1 Количество МП  на конец  года, тыс. ед. 24,1 28,3 29,0 32,8 33,1 37,6 51,2 68

2 Темп  роста количества  МП по отношению  к прошлому  году, % х 117,4 102,5 113 101 113,6 136,2 132,8

3 Средняя списочная численность  работающих на МП, тыс. чел. 243,5 333,7 333,0 396,6 404,6 423,8 453,2 570,1

4  Темп  роста средней  списочной численности  работающих  на МП, % х 137,3 99,8 119,1 102,0 104,7 106,9 125,8

 

 

 

      Источник: собственная  разработка на основе [22].

     Как  видно из данных таблицы 3.1, на протяжении 1998-2000гг. предпринимательская  инициатива в Беларуси развивалась  достаточно высокими темпами.  К 2000г. общее число малых  предприятий по сравнению с  1998 г. увеличилось на 17,4% и составило  28,3 тыс. единиц; число работающих  на малых предприятиях возросло  на 37,3% и составило 333,7 тыс. человек.  С начала 2000-х гг. ситуация изменилась - развитие сектора малого предпринимательства  стало замедляться: сократилось  численность работающих – до 333 тыс. человек в 2002 г., общее  число предприятий увеличилось,  но показатели динамики их  роста снизились по сравнению  с предшествующими периодами.  За период с 2000 по 2005 гг. самый  низкий темп роста количества  малых предприятий наблюдался  в 2002 и 2005 гг. – 102,5% и 101% соответственно.

 

     Замедление  развития предпринимательства в   Беларуси в 1999 - начале 2000-х гг. было обусловлено введением различных   ограничений со стороны государства.  Наиболее широко использовались  следующие  способы сдерживания  предпринимательской  инициативы:

 

     1) Введение  дополнительных требований  при  получении разнообразных   разрешений, лицензий, согласований  на различных  уровнях; коррупция.  Отсутствие  единого порядка государственной   регистрации юридических лиц   привело к созданию обширной  базы нормативно-правовых актов   по регистрации субъектов предпринимательства.  Так, в 2004г. желающие стать   предпринимателями в Беларуси  должны были пройти 16 процедур, чтобы   открыть свое дело.

 

     2) Искусственное  завышение платы  за аренду  помещений; введение  правила,  согласно которому при  отсутствии  договора аренды предприятие   не регистрируется или закрывается  (если оно уже начало функционировать).

 

     3) Жесткий подход  налоговых органов  к предпринимательским  хозяйственным  структурам  при  одновременном  послаблении государственным  предприятиям; выраженный фискальный  характер  действующей системы  налогообложения  предпринимателей; частые изменения  в налоговом  законодательстве.

 

     4) Ограничение  возможностей реализации  производимой  предпринимательскими  структурами  продукции контролируемым  государством  предприятиям при  одновременном  введении ограничений  на приобретение  предпринимателями  товаров, производимых  на госпредприятиях.  Так, в  2004г. лишь 17% малых и  средних  предприятий Беларуси  реализовали  большинство своей  продукции  крупным государственным  предприятиям, в отличие от 35% в  Украине, 27% - в Латвии и 38% - в  России [18, с 87 - 88].

 

      Все вышеперечисленное  существенно  снизило предпринимательскую  активность в Беларуси, ограничило  свободу выхода на рынок   малому и среднему бизнесу.

 

     В 2003-2004 гг. наблюдалась  ситуация сокращения численности  индивидуальных предпринимателей. Так, если на 01.01.2003г. численность  индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в качестве  налогоплательщиков, составляла  189,5 тыс. человек, то на 01.01.2004г.  – 188,7 тыс. человек, а на 01.01.2005г. - 183,9 тыс. человек, что на 4,9 тыс.  меньше, чем на начало 2004г.

 

     Сокращение  количества индивидуальных предпринимателей в рассматриваемый период в определенной степени было связано с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», предусматривающего создание коммерческих организаций (юридических лиц) в случае привлечения индивидуальным предпринимателем к осуществлению своей деятельности свыше 3-х физических лиц. Частично это было обусловлено и плановым переводом мелкорозничных объектов торговли (киосков, палаток) с центральных улиц в стационарные помещения [14, c.78].

 

     С середины 2000-х гг. условия развития предпринимательства  в Беларуси заметно улучшились. К концу 2006г. число малых  предприятий достигло 37,6 тыс. единиц, а количество работающих на  них составило около 424 тыс.  человек. По данным статистики  за 2006 г. малыми предприятиями   было произведено 7,3% всей промышленной  продукции, на них приходилось  10,2% розничного товарооборота, 22,8% выручки  от реализации товаров (работ,  услуг) – приложение А.

 

     В 2007г. количество  малых предприятий  сравнению  с предыдущим периодом увеличилось  на 36,2%  и составило 51,2 тыс. единиц, в 2008г. по сравнению с 2007г.  – на 32,8% и составило 68 тыс.  единиц [22].

 

     Начиная, с  середины 2000-х гг. возросла численность   индивидуальных предпринимателей. В 2006г. их количество составило  191,8 тыс. человек, в 2007г. –  212,6 тыс. человек, а  на начало 2009г. -  215,6 тыс. человек [16, с. 140].

 

     Далее рассмотрим  отраслевую структуру сектора  малого предпринимательства экономики  Беларуси – приложение Б. Из  представленных данных видно,  что белорусские малые предприятия  заняты в основном в области  торговли и общественного питания,  промышленности, строительстве и  на транспорте. В сфере торговли  и общественного питания доля  малых предприятий  составляет 42,5% к общему количеству малых  предприятий,  в промышленности - 21%, в строительстве – 9,6%, в  транспортной сфере – 8,7%. В  остальных отраслях малые предприятия  представлены незначительно. Так,  на операции с недвижимостью  (риэлтерская деятельность) приходится 2,3%, на сферу здравоохранения,  физической культуры и социального  обеспечения – 1,7%, на общую  коммерческую деятельность по  обеспечению функционирования рынка  – 2,5%.

По  деятельности индивидуальных предпринимателей отраслевой учет не осуществляется, однако по оценкам  специалистов регистрирующих органов  около 80% предпринимателей осуществляют торговлю промышленными и продовольственными товарами народного потребления  на рынках и на торговых местах в  торговых центрах, остальные заняты в сфере мелкого производства и бытовых услуг населению.

 

     Интерес представляет  информация, касающаяся удельного   веса малых предприятий в общем  объеме выпуска товаров и услуг  по отдельным отраслям экономики  республики  – таблица 3.2.

 

Таблица 3.2 - Удельный вес  малых предприятий в общем  объеме выпуска товаров и услуг  по отдельным отраслям экономики  за 2006-2008 гг. (в % к итогу по отрасли) Отрасль Годы Отклонение, +/-

2006 2007 2008 2007г.  от 2006г. 2008г.  от 2007г. 2008г.  от 2006г.

1 Промышленность 7,1 7,1 7,5 - +0,4 +0,4

2 Сельское  хозяйство 1,5 1,3 1,4 -0,2 +0,1 -0,1

3 Транспорт 10,1 11,2 16,4 +1,1 +5,2 +6,3

4 Строительство 14,7 14,3 15,2 -0,4 +0,9 +0,5

5 Торговля  и общественное  питание 22,2 19,8 27,3 -2,4 +7,5 +5,1

6 Информационно-вычислительное  обслуживание 22,8 37,8 39,0 +15 +1,2 +16,2

7 Здравоохранение, физическая  культура и социальное обеспечение 1,8 1,7 2,4 -0,1 +0,7 +0,6

8 Культура  и искусство 15,0 19,0 31,2 +4 +12,2 +16,2

9 Финансы,  кредит, страхование,  пенсионное  обеспечение 16,2 20,8 12,8 +4,6 -8 -3,4

 

 

 

      Источник: собственная  разработка на основе [16, с. 31].

 

     Как следует  из таблицы 3.2, предприятия   и организации малого бизнеса   играют в экономике Республики  Беларусь немаловажную роль. Так,  их доля в производстве определенных  товаров, работ и услуг  превышает  15-20%. Это касается таких  отраслей, как транспорт (16,4%), строительство  (15,2%), торговля и общественное  питание (27,3%), информационно-вычислительное  обслуживание (39%) и культура и  искусство (31,2%).

 

      В своей  общей массе белорусские  малые  предприятия прибыльны. Доля прибыльных  малых предприятий в  их  общем количестве составила: в  2006г. – 74,9%, в 2007г. – 75%, в  2008г. – 77,6%.  Приведенные   показатели выше, чем по крупным  предприятиям [16, с. 98].

 

      Как положительный   момент  следует  отметить рост  рентабельности (доходности) малых  предприятий – с 13,3% в 2006г.  до 17,1% - в 2008г.  Для субъектов  хозяйствования без учета малых  предприятий  данные показатели  составили 13,6% и 14,2% соответственно.

 

      Рентабельность  малых предприятий различна в  отраслевом разрезе и по формам  собственности. По итогам работы  в 2008г. лучшие показатели финансово-хозяйственной  деятельности были у малых  предприятий частной формы собственности,  оказывающих риэлтерские услуги  и услуги связи, занятых в  сфере материально-технического  снабжения и сбыта, информационно-вычислительного  обслуживания. Наименее прибыльной  оказалась деятельность, связанная  с лесным хозяйством, непроизводственным  бытовым обслуживанием населения,  финансами, страхованием и пенсионным  обеспечением [16, с. 99].

 

      В целом  рост предпринимательской инициативы  и улучшение показателей деятельности  субъектов малого предпринимательства  в 2007-2008гг. были обусловлены выходом  на новый уровень государственной  поддержки развития малого и  среднего бизнеса и его государственного  регулирования, а именно:

Информация о работе Малый бизнес