3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ
И ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ
Переход Беларуси
к социально ориентированной
рыночной экономике требует радикальных
преобразований структуры общественного
производства, направленных на развитие
конкуренции и преодоление монополизма.
Особое место в этих преобразованиях
отведено малому бизнесу.
Субъектами
малого бизнеса в Республике
Беларусь являются индивидуальные
предприниматели (без образования
юридического лица) и юридические
лица – малые предприятия.
До 2009г. критерии
отнесения юридических лиц к
субъектам малого предпринимательства
определялись Законом Республики
Беларусь от 16 октября 1996 г. №
685-XIII «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Республике Беларусь». Они включали
в себя дифференциацию предельно
допустимой среднесписочной численности
работников в зависимости от
сферы деятельности субъекта
хозяйствования:
в промышленности и на транспорте
– до 100 человек;
в сельском хозяйстве, включая
фермерские (крестьянские) хозяйства,
и в научно-технической сфере
– до 60 человек;
в строительстве и оптовой
торговле – до 50 человек;
в розничной торговле и
бытовом обслуживании населения
– до 30 человек;
в других отраслях непроизводственной
сферы – до 25 человек [19].
Согласно
Указу Президента Республики
Беларусь от 21 мая 2009г.
№ 255 «О некоторых мерах государственной
поддержки малого предпринимательства»
к малым предприятиям (организациям)
относятся зарегистрированные в
Республике Беларусь коммерческие
организации со средней численностью
работников за календарный год
от 16 до 100 человек включительно
(все зависимости от сферы деятельности).
Кроме того, Указом № 255 в
составе субъектов малого
предпринимательства были выделены
микроорганизации - зарегистрированные
в Республике Беларусь коммерческие организации
со средней численностью работников за
календарный год до 15 человек включительно
[20].
Формирование
малого бизнеса в Беларуси
совпало с начальным этапом
приватизации (1993-1994 гг.), возникновением
первых частных предпринимателей
и коммерческих организаций.
Наряду с
юридическими лицами, создавшимися
«с нуля», в первые годы
приватизации, предпринимательский
сектор Республики Беларусь пополнили
приватизированные предприятия
так называемых «успешных» отраслей,
в большинстве своем имевшие
хорошие стартовые условия (относительно
конкурентоспособную продукцию,
близость к рынкам сбыта
и т.д.). Многим из таких предприятий
удалось привлечь стратегических
инвесторов (в том числе и иностранных)
для последующего проведения
реструктуризации. Уже к 1995г. на
приватизированных предприятиях
промышленности было занято 36% промышленно-производственного
персонала.
Тем не
менее, правовая смена собственника
не принесла этим субъектам
фактической хозяйственной самостоятельности.
Со второй половины 90-х гг.
за такими предприятиями усилился
государственный контроль и были введены
так называемые «золотые акции», когда
государство с минимальной долей в уставных
фондах приватизированных предприятий
стало контролировать их. Начала также
проводиться политика обратного преобразования
акционерных обществ в унитарные государственные
предприятия. В результате на начало 2005г.
в промышленности 41,9% продукции производили
государственные предприятия и еще 47%
- акционерные общества с долей государственной
собственности. На неакционированные
предприятия со смешанной формой собственности
и иностранным участием приходилось 4,6%
промышленной продукции, а доля чисто
иностранных предприятий составляла только
1%. Несравнимо меньше государственное
вмешательство ощущалось в сфере торговли
- к началу 2005г. доля госсектора здесь составляла
только 17,5% всего товарооборота [25, с. 29].
Основу
негосударственного предпринимательского
сектора Беларуси составляет
малый бизнес, формирующий рыночную
экономику с более высокими
темпами динамики экономического
роста и эффективности, чем
в государственном секторе
экономики.
Проанализируем
развитие малого предпринимательства
в Республике Беларусь. В таблице
3.1 приведены данные о количестве
малых предприятий и средней
списочной численности работающих
на них за период с 1998 по
2008 гг.
Таблица 3.1 - Количество малых
предприятий (МП) Республики Беларусь
за 1998-2008 гг. и средняя списочная
численность работающих в них
Показатель Годы
1998 2000 2002 2004 2005 2006 2007 2008
1 Количество МП на конец
года, тыс. ед. 24,1 28,3 29,0 32,8 33,1 37,6 51,2 68
2 Темп роста количества
МП по отношению к прошлому
году, % х 117,4 102,5 113 101 113,6 136,2 132,8
3 Средняя списочная численность
работающих на МП, тыс. чел. 243,5 333,7 333,0 396,6 404,6 423,8 453,2 570,1
4 Темп роста средней
списочной численности работающих
на МП, % х 137,3 99,8 119,1 102,0 104,7 106,9 125,8
Источник: собственная
разработка на основе [22].
Как
видно из данных таблицы 3.1,
на протяжении 1998-2000гг. предпринимательская
инициатива в Беларуси развивалась
достаточно высокими темпами.
К 2000г. общее число малых
предприятий по сравнению с
1998 г. увеличилось на 17,4% и составило
28,3 тыс. единиц; число работающих
на малых предприятиях возросло
на 37,3% и составило 333,7 тыс. человек.
С начала 2000-х гг. ситуация изменилась
- развитие сектора малого предпринимательства
стало замедляться: сократилось
численность работающих – до
333 тыс. человек в 2002 г., общее
число предприятий увеличилось,
но показатели динамики их
роста снизились по сравнению
с предшествующими периодами.
За период с 2000 по 2005 гг. самый
низкий темп роста количества
малых предприятий наблюдался
в 2002 и 2005 гг. – 102,5% и 101% соответственно.
Замедление
развития предпринимательства в
Беларуси в 1999 - начале 2000-х гг.
было обусловлено введением различных
ограничений со стороны государства.
Наиболее широко использовались
следующие способы сдерживания
предпринимательской инициативы:
1) Введение
дополнительных требований при
получении разнообразных разрешений,
лицензий, согласований на различных
уровнях; коррупция. Отсутствие
единого порядка государственной
регистрации юридических лиц
привело к созданию обширной
базы нормативно-правовых актов
по регистрации субъектов предпринимательства.
Так, в 2004г. желающие стать
предпринимателями в Беларуси
должны были пройти 16 процедур, чтобы
открыть свое дело.
2) Искусственное
завышение платы за аренду
помещений; введение правила,
согласно которому при отсутствии
договора аренды предприятие
не регистрируется или закрывается
(если оно уже начало функционировать).
3) Жесткий подход
налоговых органов к предпринимательским
хозяйственным структурам при
одновременном послаблении государственным
предприятиям; выраженный фискальный
характер действующей системы
налогообложения предпринимателей;
частые изменения в налоговом
законодательстве.
4) Ограничение
возможностей реализации производимой
предпринимательскими структурами
продукции контролируемым государством
предприятиям при одновременном
введении ограничений на приобретение
предпринимателями товаров, производимых
на госпредприятиях. Так, в
2004г. лишь 17% малых и средних
предприятий Беларуси реализовали
большинство своей продукции
крупным государственным предприятиям,
в отличие от 35% в Украине, 27%
- в Латвии и 38% - в России
[18, с 87 - 88].
Все вышеперечисленное
существенно снизило предпринимательскую
активность в Беларуси, ограничило
свободу выхода на рынок
малому и среднему бизнесу.
В 2003-2004 гг. наблюдалась
ситуация сокращения численности
индивидуальных предпринимателей.
Так, если на 01.01.2003г. численность
индивидуальных предпринимателей,
состоящих на учете в качестве
налогоплательщиков, составляла 189,5
тыс. человек, то на 01.01.2004г.
– 188,7 тыс. человек, а на 01.01.2005г.
- 183,9 тыс. человек, что на 4,9 тыс.
меньше, чем на начало 2004г.
Сокращение
количества индивидуальных предпринимателей
в рассматриваемый период в определенной
степени было связано с принятием Декрета
Президента Республики Беларусь от 27 января
2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных
предпринимателей и иных физических лиц
и о некоторых мерах по регулированию
предпринимательской деятельности», предусматривающего
создание коммерческих организаций (юридических
лиц) в случае привлечения индивидуальным
предпринимателем к осуществлению своей
деятельности свыше 3-х физических лиц.
Частично это было обусловлено и плановым
переводом мелкорозничных объектов торговли
(киосков, палаток) с центральных улиц
в стационарные помещения [14, c.78].
С середины
2000-х гг. условия развития предпринимательства
в Беларуси заметно улучшились.
К концу 2006г. число малых
предприятий достигло 37,6 тыс. единиц,
а количество работающих на
них составило около 424 тыс.
человек. По данным статистики
за 2006 г. малыми предприятиями
было произведено 7,3% всей промышленной
продукции, на них приходилось
10,2% розничного товарооборота, 22,8% выручки
от реализации товаров (работ,
услуг) – приложение А.
В 2007г. количество
малых предприятий сравнению
с предыдущим периодом увеличилось
на 36,2% и составило 51,2 тыс. единиц,
в 2008г. по сравнению с 2007г.
– на 32,8% и составило 68 тыс.
единиц [22].
Начиная, с
середины 2000-х гг. возросла численность
индивидуальных предпринимателей.
В 2006г. их количество составило
191,8 тыс. человек, в 2007г. –
212,6 тыс. человек, а на начало
2009г. - 215,6 тыс. человек [16, с. 140].
Далее рассмотрим
отраслевую структуру сектора
малого предпринимательства экономики
Беларуси – приложение Б. Из
представленных данных видно,
что белорусские малые предприятия
заняты в основном в области
торговли и общественного питания,
промышленности, строительстве и
на транспорте. В сфере торговли
и общественного питания доля
малых предприятий составляет
42,5% к общему количеству малых
предприятий, в промышленности -
21%, в строительстве – 9,6%, в
транспортной сфере – 8,7%. В
остальных отраслях малые предприятия
представлены незначительно. Так,
на операции с недвижимостью
(риэлтерская деятельность) приходится
2,3%, на сферу здравоохранения,
физической культуры и социального
обеспечения – 1,7%, на общую
коммерческую деятельность по
обеспечению функционирования рынка
– 2,5%.
По деятельности индивидуальных
предпринимателей отраслевой учет не
осуществляется, однако по оценкам
специалистов регистрирующих органов
около 80% предпринимателей осуществляют
торговлю промышленными и продовольственными
товарами народного потребления
на рынках и на торговых местах в
торговых центрах, остальные заняты
в сфере мелкого производства
и бытовых услуг населению.
Интерес представляет
информация, касающаяся удельного
веса малых предприятий в общем
объеме выпуска товаров и услуг
по отдельным отраслям экономики
республики – таблица 3.2.
Таблица 3.2 - Удельный вес
малых предприятий в общем
объеме выпуска товаров и услуг
по отдельным отраслям экономики
за 2006-2008 гг. (в % к итогу по отрасли) Отрасль Годы Отклонение,
+/-
2006 2007 2008 2007г. от 2006г. 2008г.
от 2007г. 2008г. от 2006г.
1 Промышленность 7,1 7,1 7,5 - +0,4 +0,4
2 Сельское хозяйство 1,5 1,3 1,4 -0,2 +0,1 -0,1
3 Транспорт 10,1 11,2 16,4 +1,1 +5,2 +6,3
4 Строительство 14,7 14,3 15,2 -0,4 +0,9 +0,5
5 Торговля и общественное
питание 22,2 19,8 27,3 -2,4 +7,5 +5,1
6 Информационно-вычислительное
обслуживание 22,8 37,8 39,0 +15 +1,2 +16,2
7 Здравоохранение, физическая
культура и социальное обеспечение 1,8 1,7 2,4 -0,1 +0,7 +0,6
8 Культура и искусство 15,0 19,0 31,2 +4 +12,2 +16,2
9 Финансы, кредит, страхование,
пенсионное обеспечение 16,2 20,8 12,8 +4,6 -8 -3,4
Источник: собственная
разработка на основе [16, с. 31].
Как следует
из таблицы 3.2, предприятия
и организации малого бизнеса
играют в экономике Республики
Беларусь немаловажную роль. Так,
их доля в производстве определенных
товаров, работ и услуг превышает
15-20%. Это касается таких отраслей,
как транспорт (16,4%), строительство
(15,2%), торговля и общественное
питание (27,3%), информационно-вычислительное
обслуживание (39%) и культура и
искусство (31,2%).
В своей
общей массе белорусские малые
предприятия прибыльны. Доля прибыльных
малых предприятий в их
общем количестве составила: в
2006г. – 74,9%, в 2007г. – 75%, в
2008г. – 77,6%. Приведенные
показатели выше, чем по крупным
предприятиям [16, с. 98].
Как положительный
момент следует отметить рост
рентабельности (доходности) малых
предприятий – с 13,3% в 2006г.
до 17,1% - в 2008г. Для субъектов
хозяйствования без учета малых
предприятий данные показатели
составили 13,6% и 14,2% соответственно.
Рентабельность
малых предприятий различна в
отраслевом разрезе и по формам
собственности. По итогам работы
в 2008г. лучшие показатели финансово-хозяйственной
деятельности были у малых
предприятий частной формы собственности,
оказывающих риэлтерские услуги
и услуги связи, занятых в
сфере материально-технического
снабжения и сбыта, информационно-вычислительного
обслуживания. Наименее прибыльной
оказалась деятельность, связанная
с лесным хозяйством, непроизводственным
бытовым обслуживанием населения,
финансами, страхованием и пенсионным
обеспечением [16, с. 99].
В целом
рост предпринимательской инициативы
и улучшение показателей деятельности
субъектов малого предпринимательства
в 2007-2008гг. были обусловлены выходом
на новый уровень государственной
поддержки развития малого и
среднего бизнеса и его государственного
регулирования, а именно: