совершенствованием нормативно-правовой
базы поддержки развития малого предпринимательства,
в том числе и с учетом необходимости
ее унификации с законодательством
Республики Беларусь;
установлением ряда налоговых
льгот и льготирования долгосрочного
кредитования, расширением системы
микрокредитования и увеличения
объемов финансового лизинга, в
том числе и международного;
внедрением залоговых
и других нетрадиционных форм привлечения
финансовых инвестиций;
совершенствованием и
развитием инфраструктуры и поддержки
предпринимательства (центры поддержки,
«инкубаторы» малого бизнеса, инновационные
центры, технопарки, общества взаимного
кредитования и страхования и
др.);
формированием системы подготовки
и переподготовки кадров для предпринимательских
структур, использованием для этих
целей потенциала высших и средних
специальных учебных заведений
страны.
Среди конкретных
мер, принятых государством по
улучшению делового климата в
республике, можно выделить следующие:
1) Появление
пункта в Особенной части
Налогового кодекса Республики
Беларусь о том, что все неясности
в законодательстве будут трактоваться
в пользу налогоплательщика.
2) Сокращены
оборотные налоги.
3) Решен конкретный
вопрос, что можно параллельно
вести проектирование и строительство
- это сократит сроки и удешевит
само строительство.
4) С 2007г. ведется
активная работа по сокращению
количества административных процедур
для индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц. В итоге
по предварительным результатам
2009г. сокращение административных
процедур более чем на треть
произошло по всем ветвям власти;
кроме того, пересмотрен перечень
процедур, по которым взималась
плата, а также ее размеры.
Претерпел изменения
в сторону сокращения перечень
документов, которые субъекты хозяйствования
обязаны представлять для получения
той или иной разрешительной
записи.
5) Введен заявительный
принцип регистрации субъектов
хозяйствования, который позволяет
в течение одного дня с момента
подачи документов получить свидетельство
о регистрации индивидуального
предпринимателя либо юридического
лица.
6) Утверждена
Программа развития малых городов.
Очередным шагом
по поддержке государством развития
малого бизнеса является принятие
Указ Президента РБ от 21.05.2009г.
№ 255 «О некоторых мерах государственной
поддержки малого предпринимательства»
(далее – Указ). Новый Указ более четко,
чем предыдущий (№ 262 от 19.07.1996г.), предусматривает
условия и порядок государственной
поддержки. В нем впервые конкретно
сформулированы государственная политика
в области мелкого предпринимательства
и способы ее реализации.
Указом определены
следующие приоритетные направления
при реализации инвестиционных
проектов, по которым предоставляется
государственная финансовая поддержка:
создание, развитие и расширение
производства товаров (работ, услуг);
организация и развитие производства
экспортоориентированной, импортозамещающей
продукции;
внедрение новых технологий;
производство продукции,
направленной на энерго- и ресурсосбережение
[20].
Иные направления
инвестиционных проектов, при реализации
которых субъектам малого
предпринимательства на конкурсной
основе оказывается государственная
финансовая поддержка, могут быть
определены Советом Министров
Республики Беларусь – при
оказании такой поддержки из
средств республиканского бюджета,
облисполкомами и Минским горисполкомом
– за счет средств местных
бюджетов.
Государственная
финансовая поддержка предоставляется
субъектам малого предпринимательства,
реализующим инвестиционные проекты,
в целях приобретения оборудования,
специальных устройств и приспособлений,
закупки комплектующих изделий,
сырья и материалов для собственного
производства.
Обязательным
условием оказания государственной
финансовой поддержки на конкурсной
основе субъектам малого предпринимательства
является создание новых рабочих
мест [20].
Подтверждением
эффективности указанных мер,
помимо увеличения числа субъектов
предпринимательской деятельности,
является и тот факт, что
в рейтинге по созданию условий
развития инвестиционной и предпринимательской
активности, составляемом Всемирным
банком Беларусь со 115 места в
2007г. поднялась на 58 в 2009г. [4, с.
8-10].
Таким образом,
Республика Беларусь придает
большое значение развитию малого предпринимательства,
принимая необходимые меры по его стимулированию,
созданию благоприятных условий для повышения
инвестиционной активности в данном секторе
экономики, в том числе путем привлечения
иностранных инвестиций.
Предпринимательство
играет важную роль в социально-экономическом
развитии нашей страны, способствуя
формированию конкурентной среды,
росту производства потребительских
товаров, расширению сферы услуг,
созданию новых рабочих мест,
приданию экономике дополнительной
стабильности.
Малое предпринимательство
представляет собой перспективно
развивающийся сектор экономики,
постепенно увеличивающий свой
вклад в обеспечение общего
экономического роста республики.
Тем не менее,
не смотря на положительные
сдвиги, процесс либерализации белорусской
деловой среды еще не завершен
и даже не развернулся полноценно,
идут только подготовительные
процессы. Остается много нерешенных
вопросов в нормировании ценообразования,
в области регулирования труда
и заработной платы, в лицензировании
и ряде других сфер.
Явно недостаточным
в целом, по общепринятым в
промышленно развитых странах
показателям, остается в республике
уровень развития малого предпринимательства.
Так, на 1000 белорусов приходится
в среднем лишь 6 малых предприятий,
тогда как в странах – членах
Европейского Союза – не менее
30. Только Минск по плотности
распространения малого предпринимательства
приблизился к уровню Западной
Европы, здесь на 1000 жителей приходится
20 малых предприятий.
Не менее
высок разрыв в уровнях
развития малого бизнеса, измеряемых
другими показателями. Так, в
Беларуси доля малых предприятий
в общем числе предприятий
составляет 29%, а в странах Европейского
Союза этот показатель достигает
90% от общего числа предприятий.
Доля белорусских малых предприятий
в обеспечении занятости –
лишь 10% от общего числа работающих
постоянно на всех предприятиях,
тогда как в странах Евросоюза
этот показатель составляет порядка
65% [23, с. 7].
Таким образом,
белорусское предпринимательство
пока не набрало нужной формы
в новом качестве, преобразующем
экономику на рыночных началах.
Тем не менее, последние годы
развитие малого и среднего
бизнеса происходит при органической
поддержке со стороны государства,
особенно в деле привлечения
инвестиций частных и иностранных
инвесторов.
В этих условиях
главной целью развития предпринимательства
на предстоящий период является
обеспечение развития бизнеса
на усовершенствованной организационно-правовой,
финансово-инвестиционной, научно-инновационной
и управленческой основе, превращение
его в ядро интенсивно развивающегося
сектора экономики, в основной источник
пополнения бюджета и увеличения числа
новых рабочих мест.
Для достижения
указанной цели необходимо комплексное
решение следующих основных
задач:
1) Улучшение
предпринимательского климата, создание
благоприятной рыночной среды
для ускорения развития субъектов
малого и среднего бизнеса.
2) Устранение
причин, обуславливающих отток предпринимательского
и научно-технического потенциала,
а также финансового капитала
в зарубежные страны; создание
условий для его реинвестирования
в отечественную экономику.
3) Упрощение
системы учета и отчетности, а
также облегчение налогового
бремени.
4) Упорядочение
лицензируемых видов деятельности
и упрощение порядка выдачи
лицензий и других разрешительных
документов с учетом опыта
стран с переходной экономикой.
5) Устранение неблагоприятного
положения малых предприятий
на рынке кредитных ресурсов
в силу их недостаточной финансовой
устойчивости и кредитоспособности,
а также целевое финансирование
высоко эффективных программ и проектов,
позволяющее раскрыть внутренний потенциал
малых предприятий.
6) Формирование
устойчивой финансовой базы развития
малого и среднего бизнеса,
его самофинансирования. Дальнейшее
развитие рынка ценных бумаг,
залоговых форм иностранных
инвестиций и других форм инвестирования
отечественного бизнеса; обеспечение
доступности банковского кредита,
повышение привлекательности долгосрочного
кредитования