Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и характеристика институциональных матриц ……….......... 5
2. Зарубежный опыт малого бизнеса ………………………………………....... 8
3. Малый бизнес в России……………………………………………………….. 11
3.1. Опыт малого бизнеса в Сибирском Федеральном округе……………………………………………………………………………...
12
3.2. Особенности применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства на территории Сибирского федерального округа……………………………………………………………..


13
5. Малый бизнес на современном этапе: перспективы развития…………….. 18
Заключение………………………………………………………………………. 20
Список литературы……………………………………………………………… 22

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Зарубежный  опыт малого бизнеса

   Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах [3, с.560].

   Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

Например, малые и средние  фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

   В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

   Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл. 2.1 [4, с.735].

Таблица 2.1 - Показатели, характеризующие состояние МСП  в разных странах

 

Страны

Кол-во МСП(тыс.)

Кол-во МСП на 1000 жителей

Занято в МСП (млн.чел)

Доля МСП в общей численности 
занятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

 

Великобритания

2630

46

13.6

49

50-53

 

Германия

2290

37

18.5

46

50-52

 

Италия

3920

68

16.8

73

57-60

 

Франция

1980

35

15.2

54

55-62

 

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

 

США

19300

74.2

70.2

54

50-52

 

Япония

6450

49.6

39.5

78

52-55

 

Россия

844

5.65

8.3

13

10-11

 
             

Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий  в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых  предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад  в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых - в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.

   Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

  Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

   В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

   В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

   Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

  В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 % [4, с.735].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Малый бизнес  в России 

   В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже почти 25 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубоко и качественного развития.

Несмотря на все трудности, малый бизнес растет. Причем в некоторых регионах, просто небывалыми темпами, свидетельствует исследование НИСИПП.

   По состоянию на 1 января 2013 года в России было зарегистрировано почти два миллиона малых предприятий, что на 8,7% больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тысяч жителей увеличилось на 110,5 единицы и составило 1395,9 единицы [7, с.693].

Во всех федеральных  округах отмечается рост количества малых предприятий, как в абсолютных значениях, так и в пересчете на 100 тысяч жителей. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 22,5%), Дальневосточном федеральном округе (на 14%) и Сибирском федеральном округе (13,3%). В Приволжском федеральном округе число малых предприятий выросло на 6,7%, в Уральском федеральном округе - на 5,8%, в Северо-Кавказском федеральном округе - на 5,7%.

   Количество малых предприятий за прошедший год сократилось только в 14   регионах. Наиболее значительное снижение отмечено в Забайкальском крае, где число малых предприятий сократилось почти на четверть (- 25,6%).

"Когда пришли рыночные  времена, очень большой процент  вообразил себя бизнесменами. Затем  все постепенно "устаканилось", и пришло понимание, что предпринимательскими способностями во всем мире обладает лишь несколько процентов населения", - отмечает генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко.

   По его словам, низкий показатель намерений стать предпринимателями, можно объяснить рядом факторов: малый процент предпринимателей среди населения, рост зарплат госслужащих-бюджетников (повысилось желание быть чиновником) и сверхвысокие налоги на бизнес [7, с.735].

 

 

 

3.1 Опыт малого бизнеса в Сибирском Федеральном округе

   Малый бизнес должен стать одним из инструментов стратегии развития Сибири, элементом государственно-частного партнерства, т.е. обеспечить устойчивый рост доходов, удовлетворять растущие потребности населения и субъектов Федерации, обеспечивать экономическую независимость и занятость населения, и создание инновационно-технологической среды. 
 
На заседаниях КС, его секций и рабочих групп в 2007-2009 годах заслушивались предложения по деятельности предпринимательских структур, принят ряд решений по распространению опыта на всю Сибирь. Издано учебно-методическое пособие из серии «Управляем сами» «Основы организации и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях», в котором обобщены и представлены в единообразном виде проблемы и особенности поддержки предпринимательства. 
 
   В Сибирском федеральном округе развитие малого бизнеса идёт динамично, средний показатель составляет 10% (по России 8%) валового регионального продукта, как известно ВРП – основной показатель экономического развития территории [3, с.518].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Особенности  применения специальных налоговых  режимов субъектами малого предпринимательства  на территории Сибирского федерального  округа

 
   В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК или федеральными законами. Особые (специальные) режимы налогообложения малого бизнеса установлены во многих странах мира как один из способов его государственной поддержки, и тому есть ряд причин. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка, проводимым экономическим реформам и другим новациям в предпринимательской среде. Динамичное развитие малого и среднего бизнеса может стать одним из ключевых факторов стабильного экономического роста в России. Так, например, увеличение спроса на кредитные услуги со стороны малого бизнеса могло бы послужить толчком и к развитию банковского сектора.

   Для России (и других стран с переходной экономикой) поддержка малого бизнеса важна и по политическим причинам – наличие значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, заинтересованных в развитии рыночных институтов, может улучшить атмосферу в обществе и способствовать его демократизации.

Установление упрощенных (в широком смысле) систем налогообложения приводит к снижению этих издержек для налогоплательщика, а также соответствующих административных издержек по проверке применяющих такие методы налогоплательщиков. [3, с.693].

Мнение о том, что  введение особого порядка налогообложения  малых предприятий противоречит принципу нейтральности налоговой системы, в целом справедливо. Однако представляется, что некоторые льготы малым предприятиям должны лишь компенсировать им вызываемые экономическими и институциональными причинами объективно меньшие возможности самофинансирования, получения кредитов и финансирования через финансовые рынки.

Таким образом, основная задача в области налогообложения  малого предпринимательства заключается  в разработке системы, создающей  стимулы для развития малого предпринимательства и одновременно предусматривающей меры, максимально ограничивающие возможности злоупотреблений.

С 1.01.03 г. вступили в действие две новые главы Налогового кодекса, устанавливающие специальные налоговые  режимы для малого бизнеса: 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Причем, в новые главы еще до их вступления в силу Федеральным законом от 31.12.02 г. № 191 ФЗ внесены изменения и дополнения, которые не только устранили технические неточности, но сделали новые режимы налогообложения более привлекательными для налогоплательщиков. [6, c.560].   

Информация о работе Малый бизнес