Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:48, курсовая работа
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и характеристика институциональных матриц ……….......... 5
2. Зарубежный опыт малого бизнеса ………………………………………....... 8
3. Малый бизнес в России……………………………………………………….. 11
3.1. Опыт малого бизнеса в Сибирском Федеральном округе……………………………………………………………………………...
12
3.2. Особенности применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства на территории Сибирского федерального округа……………………………………………………………..
13
5. Малый бизнес на современном этапе: перспективы развития…………….. 18
Заключение………………………………………………………………………. 20
Список литературы……………………………………………………………… 22
2.Зарубежный опыт малого бизнеса
Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах [3, с.560].
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.
В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.
Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл. 2.1 [4, с.735].
Таблица 2.1 - Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах
Страны |
Кол-во МСП(тыс.) |
Кол-во МСП на 1000 жителей |
Занято в МСП (млн.чел) |
Доля МСП в общей численности |
Доля МСП в ВВП (%) |
|
Великобритания |
2630 |
46 |
13.6 |
49 |
50-53 |
|
Германия |
2290 |
37 |
18.5 |
46 |
50-52 |
|
Италия |
3920 |
68 |
16.8 |
73 |
57-60 |
|
Франция |
1980 |
35 |
15.2 |
54 |
55-62 |
|
Страны ЕС |
15770 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
|
США |
19300 |
74.2 |
70.2 |
54 |
50-52 |
|
Япония |
6450 |
49.6 |
39.5 |
78 |
52-55 |
|
Россия |
844 |
5.65 |
8.3 |
13 |
10-11 |
|
Как видно из данной таблицы,
вклад малых и средних
Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.
Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.
В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 % [4, с.735].
3. Малый бизнес в России
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже почти 25 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубоко и качественного развития.
Несмотря на все трудности, малый бизнес растет. Причем в некоторых регионах, просто небывалыми темпами, свидетельствует исследование НИСИПП.
По состоянию на 1 января 2013 года в России было зарегистрировано почти два миллиона малых предприятий, что на 8,7% больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тысяч жителей увеличилось на 110,5 единицы и составило 1395,9 единицы [7, с.693].
Во всех федеральных округах отмечается рост количества малых предприятий, как в абсолютных значениях, так и в пересчете на 100 тысяч жителей. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 22,5%), Дальневосточном федеральном округе (на 14%) и Сибирском федеральном округе (13,3%). В Приволжском федеральном округе число малых предприятий выросло на 6,7%, в Уральском федеральном округе - на 5,8%, в Северо-Кавказском федеральном округе - на 5,7%.
Количество малых предприятий за прошедший год сократилось только в 14 регионах. Наиболее значительное снижение отмечено в Забайкальском крае, где число малых предприятий сократилось почти на четверть (- 25,6%).
"Когда пришли рыночные
времена, очень большой
По его словам, низкий показатель намерений стать предпринимателями, можно объяснить рядом факторов: малый процент предпринимателей среди населения, рост зарплат госслужащих-бюджетников (повысилось желание быть чиновником) и сверхвысокие налоги на бизнес [7, с.735].
3.1 Опыт малого бизнеса в Сибирском Федеральном округе
Малый бизнес должен стать одним из инструментов
стратегии развития Сибири, элементом
государственно-частного партнерства,
т.е. обеспечить устойчивый рост доходов,
удовлетворять растущие потребности населения
и субъектов Федерации, обеспечивать экономическую
независимость и занятость населения,
и создание инновационно-технологической
среды.
На заседаниях КС, его секций и рабочих
групп в 2007-2009 годах заслушивались предложения
по деятельности предпринимательских
структур, принят ряд решений по распространению
опыта на всю Сибирь. Издано учебно-методическое
пособие из серии «Управляем сами» «Основы
организации и развития малого и среднего
предпринимательства в муниципальных
образованиях», в котором обобщены и представлены
в единообразном виде проблемы и особенности
поддержки предпринимательства.
В Сибирском федеральном округе
развитие малого бизнеса идёт динамично,
средний показатель составляет 10% (по России
8%) валового регионального продукта, как
известно ВРП – основной показатель экономического
развития территории [3, с.518].
В соответствии со ст. 18 Налогового
кодекса РФ специальным налоговым режимом
признается особый порядок исчисления
и уплаты налогов и сборов в течение определенного
периода времени, применяемый в случаях
и в порядке, установленных НК или федеральными
законами. Особые (специальные) режимы
налогообложения малого бизнеса установлены
во многих странах мира как один из способов
его государственной поддержки, и тому
есть ряд причин. Прежде всего, малое предпринимательство
является важной сферой функционирования
экономики. Малые предприятия отличаются
большей гибкостью, легче приспосабливаются
к изменяющейся конъюнктуре рынка, проводимым
экономическим реформам и другим новациям
в предпринимательской среде. Динамичное
развитие малого и среднего бизнеса может
стать одним из ключевых факторов стабильного
экономического роста в России. Так, например,
увеличение спроса на кредитные услуги
со стороны малого бизнеса могло бы послужить
толчком и к развитию банковского сектора.
Для России (и других стран с переходной экономикой) поддержка малого бизнеса важна и по политическим причинам – наличие значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, заинтересованных в развитии рыночных институтов, может улучшить атмосферу в обществе и способствовать его демократизации.
Установление упрощенных (в широком смысле) систем налогообложения приводит к снижению этих издержек для налогоплательщика, а также соответствующих административных издержек по проверке применяющих такие методы налогоплательщиков. [3, с.693].
Мнение о том, что
введение особого порядка
Таким образом, основная
задача в области налогообложения
малого предпринимательства
С 1.01.03 г. вступили в действие
две новые главы Налогового кодекса,
устанавливающие специальные