Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:48, курсовая работа
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и характеристика институциональных матриц ……….......... 5
2. Зарубежный опыт малого бизнеса ………………………………………....... 8
3. Малый бизнес в России……………………………………………………….. 11
3.1. Опыт малого бизнеса в Сибирском Федеральном округе……………………………………………………………………………...
12
3.2. Особенности применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства на территории Сибирского федерального округа……………………………………………………………..
13
5. Малый бизнес на современном этапе: перспективы развития…………….. 18
Заключение………………………………………………………………………. 20
Список литературы……………………………………………………………… 22
Специальные режимы налогообложения для малого бизнеса не новы для российской налоговой системы, они «наследники» действовавших до 2003 г. упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, установленных федеральными законами от 29.12.95 г. № 222-ФЗ и от 31.07.98 г. № 148-ФЗ. При сохранении общих характеристик предыдущих систем налогообложения новые главы содержат ряд существенных нововведений [1, c.513].
На территории СФО законы о введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 1 января 2003 г. приняты во всех субъектах, кроме Алтайского края и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В большинстве субъектов единый налог применяется в отношении всех видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 НК РФ (табл. 2).
Таблица2
Применение единого налога на вмененный
доход в СФО по сферам деятельности и видам
оказания услуг с 1.01.03 г.
Субъекты РФ |
Бытовые услуги |
Ветеринарные услуги |
Ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспортных средств |
Розничная торговля |
Общественное питание |
Автотранспортные услуги |
Республика Алтай |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Республика Бурятия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Республика Тыва |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Республика Хакасия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Алтайский край |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Красноярский край |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
Эвенкийский АО |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Иркутская область |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
Усть-Ордынский Бурятский АО |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Кемеровская область |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Новосибирская область |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
Омская область |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
Томская область |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Читинская область |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Агинский Бурятский АО |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Поступления единого налога на территории округа в 2002 г. составили 4414,9 млн руб. (из них 519,7 млн руб. поступило в федеральный, а 895,2 млн руб. – в территориальные бюджеты), при этом на долю организаций в среднем по округу приходится лишь 39,2 % от общего объема налога, на долю индивидуальных предпринимателей – 60,8 %, или 2682,4 млн руб.
В целом по округу плательщиками единого налога на вмененный доход в 2002 г. являлись 24 тыс. организаций и 250 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Наибольшие поступления единого налога обеспечены на территории Новосибирской (827,4 млн руб.), Иркутской (745,2 млн руб.) и Кемеровской (719,3 млн руб.) областей, что составило 51,9 % от общего объема поступлений по округу [6, с.417].
5. Малый бизнес
на современном этапе:
Изучая перспективы развития малого
бизнеса и анализируя зарубежный и отечественный
опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие егопреимущества:
1. Большая независимость действий субъектов
малого предпринимательства;
2. Более быстрая адаптация к местным условиям
хозяйствования;
3. Относительно невысокие расходы, особенно
затраты на управление;
4. Гибкость и оперативность в принятии
и выполнении принимаемых решений;
5. Большая возможность для индивидуума
реализовать свои идеи, проявить свои
способности;
6. Более низкая потребность в капитале
и способность быстро вводить изменения
в продукцию и производство в ответ на
требования местных рынков;
7. Упрощенное ведение учета хозяйственной
деятельности предприятия;
8. Относительно более высокая оборачиваемость
собственного капитала;
9. Сосредоточение всего размера получаемой
прибыли в одних руках – у хозяина предприятия
и др.
Малый бизнес располагает значительными
конкурентными преимуществами, часто
требуют меньше капиталовложений из расчета
на одного работника по сравнению с крупными
предприятиями, широко используют местные
материальные и трудовые ресурсы. Субъекты
малого предпринимательства лучше знают
уровень спроса на местных (локальных)
рынках, часто товары производят по заказу
конкретных потребителей, дают средства
к существованию большему количеству
людей, чем крупные предприятия, тем самым
содействуют подготовке профессиональных
работников и распространению практических
знаний.Собственники малых предприятий
более склонны к сбережениям и инвестированию,
у них всегда высокий уровень личной мотивации
в достижении успеха, что положительно
сказывается в целом на деятельности предприятия.
Малые и средние предприятия по сравнению
с крупными в отдельных странах занимают
доминирующее положение, как по числу,
так и по удельному весу в производстве
товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Несмотря на то, что большая часть
научного потенциала сосредоточена на
крупных компаниях, малые и средние фирмы
по широкому кругу продукции чаще начинают
коммерциализацию новых товаров. Исследование
значительных технологических нововведений
и изобретений, зарегистрированных на
протяжении последнего двадцатилетия
в Германии и США, обнаружило важную роль
малого бизнеса даже в воплощении в жизнь.
Отношение нововведений к затратам
на научные исследования и разработки
малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в
крупных. Если проследить путь изобретения,
использованного крупными монополиями,
то нередко оно оказывается результатом
работы отдельных ученых или мелких фирм.
Однако последующее внедрение осуществляется
компаниями, обладающими необходимыми
для этого финансовыми и материальными
ресурсами. Важность малого бизнеса еще
и в том, что ведя ожесточенную конкурентную
борьбу за выживание, он вынужден постоянно
развиваться и адаптироваться к текущим
условиям рынка, ведь чтобы существовать
надо получать средства к существованию,
а значит быть лучше других,
В то же время, на мелких предприятиях
отмечается более высокая эффективность
труда, малые фирмы с меньшими затратами
удовлетворяют потребности в дефицитных
видах товаров и услуг на основе разработки
местных источников (сырья) и обеспечивает
при этом большую занятость. Они увеличивают
размеры поступлений в муниципальные
бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие
важные функции. На современном этапе
повышение перспективы развития малого бизнеса в экономике - не случайность, а необходимая
закономерность, вызванная ходом истории,
и потребностями, которые возникали в
процессе развития производительных сил
и технологий. [7, стр.560]
Заключение
Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. Для того, чтобы бизнес развивался, необходимо, чтобы государство оказывала ему содействие. Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям: финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.); материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и т.д.); консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.); создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)
Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Однако, основным источником финансирования текущей деятельности предприятия и средствами на развитие, по-прежнему, остаются личные сбережения предпринимателей (31%) и собственная прибыль предприятия (54%). Средства учредителей, заемные и кредитные средства привлекаются в менее, чем 20% случаев. Финансовая поддержка специализированных фондов и организаций привлекается крайне редко - менее 3%.
По состоянию на 1 января 2009 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2000 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%) [7, с.693].
Успешное развитие малого бизнеса, в значительной степени, зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без государственных мер развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.
Вопреки существующим мифам о высокой рискованности вложений в малый бизнес опыт прошедших лет показал, что кредитование малых предприятий, при умелой организации работы, является менее рисковым, чем кредитование крупных предприятий. Все клиенты-заемщики малых предприятий Фонда поддержки бизнеса возвращают средства полностью и в срок. Программа микрофинансирования малых предприятий показала свою жизненность и безусловную полезность. Используя механизмы микрокредитования, многие организации, располагая небольшими средствами, позволили начать свое дело большому количеству малых предприятий и предпринимателей.
Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
Однако, по-прежнему, большинство субъектов малого бизнеса не имеет доступа к финансово-кредитным ресурсам. Это связано с отсутствием механизмов, учитывающих специфику российского малого бизнеса.
Список литературы
1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон: принят 12 мая 1995 г.// Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004. С.513-517.
2. Анискин Ю.П. Организацияи управление в малом бизнесе, 2005. 513с
3. Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2003. 417 с.
4. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12.
5. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2004. 560с
6. Основы организации бизнеса: учебник/К.М. Пирогов, Н.К. Темнова, И.В. Гуськова 2-е изд., стер. М.:Кнорус, 2007. 560 с.
7. Предпринимательство: учебник для вузов/Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Попляка, проф. В.А. Швандара. 4-е изд., перераб. И доп. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2007. 735 с.
8.http://www.mert.tuva.ru/
9. http://gov.tuva.ru/press_
10.http://www.sibfo.ru/index.
11. http://www.rg.ru/2013/05/06/