Тема №1 . Маркетинг и
концепция поведения потребителей
Вопросы :
- Роль и место исследований поведения потребителей в маркетинговой деятельности
- Сущность поведения потребителей и его характеристики
- Поведение потребителей как наука и его связь с другими дисциплинами.
1 вопрос. Роль
и место исследований поведения
потребителей в маркетинговой
деятельности.
Концепция маркетинга утверждает что достижение
целей организации зависит от того насколько успешна
она изучила запросы потребителей и удовлетворила
их более полно и эффективней чем конкуренты.
Поведение потребителей исследуется с целью понять
и предсказать его, а также выявить
причинно-следственные связи, которые
управляют убеждением и просвещением
потребителей.
В современном мире происходят
существенные изменения в мотивации
и в поведении потребителей.
В условия расширения международной торговли
важно понимать в чём похоже и чем различаются
потребители в разных странах .
Глобальные потребительские
тренды ( в чем похоже ).
- На поведение потребителей влияет развитие информационных технологий. Потребители используют современные технологии по всюду. ( гаджеты и т.п)
- Разнообразие технических опций позволяет потребителям взаимодействовать с миром наиболее удобным для них образом. ( позвонить в другую страну, легко переехать ) .
- Потребители во всем мире становятся более открытыми для новых вкусовых экспериментов ( этому способствует телевиденье , рестораны – больше товара
)
- Стремление вести здоровый образ жизни и достаточно высокий уровень информированности в этой области .
- Потребителям нравится мобильный образ жизни.
- Потребители становятся всё требовательнее и желают потреблять товары, сочетающие в себе ряд полезных свойств .
- Возрастание популярности онлайн медиа и соответственно снижение интереса к традиционным медиа-носителям.
- Растет число семей где ребенок воспитывается одним из родителей , а также число бездетных пар.
- Растет продолжительность жизни , во многих странах сокращается рождаемость растет доля пожилых людей в общей численности населения.
- Многие потребители ведут чрезвычайно занятой и сложный образ жизни , часто совмещая домашние дела с полной занятостью на работе .
- В быстро развивающихся странах ( индия , китай и т.п) наблюдается возрастающая тенденция к достижению успеха.( услуги которые помогаю реализовывать успех)
- Становится заметным внимание к подлинному искусству к натуральным продуктам.
- Люди стараются избегать стресса и напряжений и стремятся к успешному образу жизни
Рыночные явления в
обществе
Бурное развивается электронная
торговля , наблюдается движение глобальной
культуры потребления , людей по всему
миру объединяет преданность к определенным
маркам и известным личностями , созданы
виртуальные сообщества поклонников определенных
брендов, крупные однородные рынки стали
дробиться на более мелкие сегменты ,
на рынке все активнее действуют крупные
розничные сети .
В этих условиях ключевым фактором успеха
могут стать : близость к потребителю
, индивидуализированный маркетинг , маркетинг
отношений
Маркетинг отношений предполагает
постоянные взаимодействия с потребителями
и убеждение их и дальше поддерживать
связь с компанией .Этому способствуют
информационные технологии позволяющие
детально отслеживать покупательские
привычки создавать базы данных и на их
основе разрабатывать товары , услуги
, рекламные идеи и т.д.
Выделяю следующие типы
потребительской деятельности:
- Потребление, как переживание – это эмоциональная реакция на объекты потребления
- Потребление, как интеграция – это выполнение с объектами потребления определённых действий для выражения некоторых черт своего «я»
- Потребление, как классификация – это действие потребителей, направленные на демонстрацию, себе и другим, своей связи с объектами потребления.
- Потребление, как игра – потребители используют объекты потребления, чтобы поучаствовать в совместных переживаниях и эмоционально слиться с группой
К сожалению, некоторые виды деятельности
потребителей приводят к отрицательным
последствиям, как для них, так и для
общества. К ним можно отнести:
- Навязчивое потребление – это часто повторяющиеся покупки, в большинстве случаев, не нужные, совершаемые в качестве противоядия от внутреннего напряжения, депрессии, беспокойства или от скуки.
- Маниакальное потребление – это физиологическое и\или психологическая зависимость от товаров и услуг
- В ряде случаев сами потребители становятся предметами потребления, и есть такой термин – потребляемый потребители – это люди, которых против их воли (или с их согласия) используют или эксплуатируют для получения прибыли.
- Так же имеют место незаконные виды деятельности, как воровство и антипотребление (это действия с целью порчи товаров и услуг)
Понимание потребителей даёт компании
возможность улучшить взаимоотношения
с ними , прогнозировать потребности
потребителей, выявлять товары, пользующие
большим спросом, приобрести доверие потребителей,
за счёт понимания их проблем, выработать
стратегию комплекса маркетинга, соответствующую
особенностям восприятия индивидов. Их
персональным ценностям, стилю жизни,
доходам и т.д.
2 вопрос сущность поведения
потребителей и его характеристики.
Поведение потребителей – это наука
о процессах, происходящих, когда отдельные
индивидуумы или группы выбирают и приобретают
товары, услуги, идеи или переживания,
пользуются ими и избавляются от них, в
целях удовлетворения своих потребностей
и желаний.
Поведение потребителей – это когнитивное
(познавательное), эмоциональная и физическая
активность, проявляемая людьми, при выборе,
оплате, использовании товаров и услуг
и прекращение таковой (т.е. активности)
при удовлетворении человеческих нужд
и желаний.
Поведение потребителей является прикладной
научной дисциплиной, т.е. служит своего
рода посредником между фундаментальными
науками и практикой, переводя их
широкие, абстрактные категории
на более конкретный уровень.
Объектом поведения потребителей является:
- В индивидуалистической традиции – человек
- В социологической традиции – процесс потребления
Предметом поведения потребителей
является:
- В индивидуалистической традиции – поведение человека на рынке, в качестве потребителя.
- В социологической традиции – поведение различных социальных общностей в процессе потребления.
Люди потребляют, как для того,
чтобы просто выжить, так и для
того, чтобы общаться друг с другом
через производимые в процессе потребления
символы.
Поведение потребителей является результатом
взаимодействия таких психологических
процессов, как восприятие, обучение,
информирование, отношение, мотивация,
демонстрируемое поведение.
В поведении потребителей
проявляются такие характеристики
(аспекты) как:
- Мотивы покупки или отказа от покупки
- Предпочтения потребителей
- Отрицательное поведение
- Отношение к товару или марки
- Покупательские привычки
- Покупательские обычаи
- Покупательские намерения
Покупательские привычки
ведут к формированию следующих
типов поведения:
- временное поведение – относится к предпочтениям относительно периодов осуществления закупки
- пространственное поведение – отражает отношение потребителей к местам совершения покупок и к расстоянию до них
- модальное поведение объясняет предпочитаемые потребителями формы продажи, способы обслуживания, сопутствующие услуги, способы представления товаров.
3 вопрос Поведение потребителей,
как наука, и его связь с
другими дисциплинами.
Хронология изучения поведения
потребителей включает следующие этапы:
- До 1930 года – возникновение и развитие теории потребления. Бихевиоризм
- 1930-1950-ые годы – возникновение модернистского научного направления, для которого характерны: А) замена устаревших потребностей, товаров более прогресивными. Б) культурный разрыв, конфликт между поколениями. Это эпоха массового производства однотипных вещей, конвейер.
Видение общества в свете модернизма породило позитивистскую методологию исследования общества.
Характерной чертой позитивизма появляется попытка сделать науки об обществе такими же точными и доказательными как естественные, особое внимание уделялось применению количественных методов исследования
- 3-й этап 60-70годы 20 века - Потребитель рассматривался как информационный процесс он уподоблялся компьютеру получающему и перерабатывающему информацию для подготовки решения о выборе товара. Появились первые учебники по поведению потребителя. В 1969 году появилась ассоциация изучения потребителей
- 4-й этап 80-е годы 20 века - Характерно расширение взглядов на поведение потребителей поведение привлекало историков , социологов , антропологов , культурологов в этот период стало популярным постмодернистское научное направление. Постмодерн используют для понимания поведения потребителей качественные методы исследования а также этнографические культурологические. Пост модернизм породил новое направление в научных исследованиях интерпретативизм (объяснительный ) . Цели такого исследование является понимание и объяснение поведения
- 5-й этап с 90-х по настоящее время - Характерная черта этого этапа фокус на культуру и социальную проблему. В 90-х годах в Молдове в асем начали изучать поведения потребителей. К концу 20 века стали меняться научные взгляды на систему маркетинга на смену его традиционному пониманию пришла концепция макси маркетинга
Макси маркетинг –это стратегия повышения продаж и прибыли
путем взаимодействия с конкретными потенциальными
потребителями с целью побудить их
к активному участию в совместных бизнес
процессах.
Подходы к изучению потребителей:
- Мотивационный подход основан на изучении сил движущих человеком при совершении покупки
- Экономический подход основан на, предположении что потребитель рационален и последователен в своих действиях, он руководствуется прагматическими (Расчетность) соображениями. К экономическим теориям можно отнести:
- Теорию предельной полезности
- Теорию эластичности потребления и спроса
- Теорию рационального потребления – на основе этой теории возникли понятия прожиточный минимум, минимальная заработная плата, потребительская корзина
Связь поведения потребителей
с другими научными дисциплинами:
Науки на стыке которых находится
поведение потребителей можно классифицировать
по тому на каком уровне находится
их центр внимания :
- на микро уровне ( индивидуальный потребитель )
- на макро уровне ( потребитель как член сообщества )
Научная дисциплина |
На чем концентрируется данная
дисциплина |
1.экспериментальная психология
|
Роль товара в процессах восприятия
изучения и запоминания
|
2.клиническая психология
|
Роль товара в психологической
адаптацией ( пример насмотревшись
стараются быть такими как модели
по телевизору , журналах и т.д)
|
3.микро экономика |
Роль товара в распределении семейных
или личных средств |
4.социальная психология
|
Роль товара в поведении индивидуумов
как членов общественных групп
|
5.социология |
Роль товара во взаимоотношениях внутри
общественных организаций и групп |
6.макро экономика |
Роль товара в отношениях потребителей
с рынков |
7.симиотика |
Роль товара в визуальной и звуковой
передачи значения |
8.демография |
Роль товара в демографических
характеристиках населения ( возраст
..) |
9.история |
Роль товара в изменениях происходящих
в обществе с течением времени. |
10.культурная антропология
|
Роль товара в формировании общественных
взглядов и обычаев |
Тема №2 психологические
процессы и их влияние на маркетинговую
стратегию фирмы
Вопросы :
- восприятие и использование его механизмов в маркетинговых стратегиях
- обучение и память как внутренние факторы влияющие на поведение потребителей
- мотивация и само восприятия
1 вопрос
восприятие и использование его
механизмов в маркетинговых
стратегиях
Восприятие это процесс при котором выбирается систематизируется
и интерпретируется ощущение .
Ощущения это немедленная реакция
наших органов чувств на раздражители,
Процесс восприятия начинается от реакции
сенсонрых органов человека на сигналы
внешней среды (упаковку, рекламу, название,
и т.д.) и заканчивается появление желания
нейтральностью или отторжением данного
сигнала реакция сенсорных образов характеризует
способности индивида видеть, слышать,
пробовать на вкус, пробовать в действии
, трогать , нюхать.
Восприятие обусловлено влияние трех
составляющих:
1. Физическими характеристиками раздражителей
2. Соотношением раздражителей с их окружением
3. Умонастроение индивидуума они делают
восприятие индивидуальным, в этом смысле
маркетинг можно рассма-ть как манипулирование
воспр-ми борьбу не конкурентов, а восприятий.