Впечатления отбираются на
двух уровнях :
1. Внутренние отбор- происходит по психическим
и физиологическим причинам
2. Психологический отбор обусловленный
чувствами, интересами или опытом он заставляет
людей искажать определенные стимулы
или совсем не обращать на них внимание.
Отсеивание не интересующей информации
и не сохранение то что интересна
называется избирательным восприятием
. Когда мы воспринимаем сообщения противоречащим
нашим убеждения то мы имеем дело с избирательным
искажением
Процесс отбора впечатлений представляет
интерес для рекламодателей чтобы
знать воспримет ли потребитель рекламу
и на долго ли?
Потребители стремятся избежать не соответствия
между тем что ожидали получить и тем что
действительно получили купив товар.
Реклама может с играть важную роль в снижении
когнитивного диссонанса : например продвигая
поддерживающую информацию и опережая
возникновения диссонанса.
Объекты воспринимаются с помощью таких
сенсорных каналов восприятия таких как
визуальны, слуховой , вкусовой, обонятельный
и осязательный.
Визуальный канал включает в себя воспринимаемый
потребителем свет , цвет , яркость, контраст,
размер , форму , организацию пространства.
В определенных условиях цвет способен
создавать настроение привлекать внимания
и влиять на физические реакции . Важны три аспекта:
1. Цветовое выделение товара на полке
( отстройка от конкурентов )
2. Узнаваемость цветовой гаммы
3. Использование стереотипов психологического
восприятия цветов ( теплые , холодные)
Цветовые предпочтения варьируются
в зависимости от соц. условий
Реакция на определенный цвет определяется
этническим происхождением человеком
или культурной принадлежностью
Слуховой канал включает воспринимаемые
потребителями громкость , высоту звука,
тембр голоса, темп музыки, кол-во звука.
В маркетинге направленная музыка пробуждает
в покупателях энергию, а медленная успокаивает.
Вкусовой канал включает – вкус как
маркетинговый инструмент относящийся
скорее к пищевым продуктам, также по маркетинговой
стратегии пищевых компаний влияют национальные
вкусовые ощущения.
Обонятельный канал включает в себе восприятие
запаха и свежести .
Грамотное использование запаха позволяет:
- увеличить время пребывания в местах продажи
- повысить внимание к товару и интерес к точки продажи
- улучшить запоминание марки
- увеличить число импульсных покупок
- проявить желание посетить магазин еще раз
Осязательный канал включает восприятие
мягкости, гладкости, температуры, шершавости
Теории мотивации – представляют
для маркетолога полезные модели управления
потребительским поведением .
- теория мотивации Маклеланда. В 1965 году разработал теорию о том что поведение людей мотивируются 3-я базовыми потребностями , это потребности в достижении принадлежности и власти. Люди с высокой мотивацией достижений пытаются быть в переди, стремятся преуспевать и брать на себя ответственность за решение пробелем. В одном из исследований М. обнаружил что 83 %студентов с высокой потребностью достижений заняли должности , требующие способности рисковать , принимать решения и достигать успеха.
- Потребность в присоединении мотивирует людей приобретать друзей становиться членом групп и ассоциироваться с другими. Люди с высокой потребностью присоединений склонны ставить желания быть другими впереди потребности преуспевать.
- Потребность во власти относится в ….. контроль над другими цель влиять на других людей, направлять их и возможно доминировать над ним. Потребность во власти может быть позитивной выливаясь в силу убеждения , вдохновения а может быть негативной если она выливается лишь в желание доминировать над людьми
Теория мотивации Маслоу – этот подход
основан на 4-х предпосылках:
- Все человеческие существа приобретают одинаковый набор мотивов в силу генетической наследственности и социального взаимодействия
- Некоторые мотивы более фундаментальны или критически значимы, чем другие.
- Наиболее базовые мотивы должны быть удовлетворены до минимального уровня перед тем как активизируется другие мотивы
- После удовлетворения базовых мотивов начинает действовать более продвинутые мотивы.
5 ступень .Само актуализация –желание самореализации,
стать тем кем человек способен стать,
обогащение опыта.
4 ступень Самооценка : желание статуса,
превосходства , достижений, самоуважения
и престижа
3 ступень принадлежность: желание отражается
в желании любви и дружбы, принадлежности
к группе и принятия в группу
2 ступень безопасность : стремление
к физической безопасности и защищенности,
стабильности знакомому окружению .
1 ступень физиологические мотивы:
еда , вода , сон , секс. Пока эти мотивы
не удовлетворены минимально другие мотивы
не активизируются.
Ограниченность модели
- В культурной привязке преимущественно к западному миру, на востоке например не редко принадлежность к группе выше самоуважения .
- В ситуационном характере мотивации потребитель может иметь различные приоритеты в различные моменты времени, тут же голодный человек не всегда забывает о статусе. История известна самопожертвования ради идеи или отказ от пищи и крова во имя само-актуализации.
- Конкретное потребительские, поведение может мотивироваться более чем одной потребностью. Стремление к получению образования реализует потребность
- Потребность безопасности в будущем и само актуализаци одновременно
Теория мотивации Макгира
- Потребность последовательности. Основное стремление иметь все стороны или части себя соответствующими друг другу. Эти стороны включают: отношения, поведение, поступки, мнения, само имидж.
- Потребность в определении причинности атрибутов . эти мотивы связаны с потребностью определять кто или что вызывает вещи происходящие с нами
- Потребность категорезировать. Эта потребность в способности организовывать информацию и опыт, некоторым рациональным и управляемым образом. Мы устанавливаем категории позволяющие нам обрабатывать большие объемы информации
- Потребность в сигналах эти мотивы отражают потребность в наблюдаемых сигналах или символах позволяющих нам делать вывод о том что мы чувствуем и знаем
- Потребность в независимости
- Потребность в новизне
- Потребность в самовыражении
- Потребность в эго защите
- Потребность в самоутверждении
- Потребность в подкреплении
- Потребность в присоединении
- Потребность моделировании ( свое поведение мы базируем на поведении других людей )
2 вопрос
Обучение и память как внутренние
факторы обучения потребления
Обучение – это любое изменение в содержании
или организации долгосрочной памяти
в процессе обучения меняется знание потребителей
их отношение и поведение.
Для объяснения процесса обучения
было выдвинуто ряд теорий.
Обычно специалисты полагаются на 2-а подхода
(2 теории)
- Бихевиоритских теория обучения предполагаются, что обучение является результатом реакции на внешние события, сознание человека рассматривается как черный ящик и основное внимание уделяется таким видимым аспектам поведения как: раздражители воспринимаемыми из внешнего мира и реакции на эти раздражители. Если реакция положительное то возникает удовлетворение и повторное действие ( покупка ) если же она отрицательна то это приводит к изменению поведения. Эта теория представлена двумя основными подходами к обучению:
- Классическая выработка условного рефлекса. Она происходит ,когда раздражитель вызывающий некую реакцию соединяется с другим раздражителем, который сам по себе первоначально данную реакцию не вызывает. Через некоторое время второй раздражитель начинает вызывать подобную реакцию так как он ассоциируется с первым.
Маркетинговое применение
бихивиориских принципов обучения имеет место в различных рыночных
ситуациях. Например : создание отличительного
имиджа марки, создание легко воспринимаемой
связи между товарами и потребность которую
он удовлетворяет. Используется повторение,
условные ассоциации ( музыка , юмор) и
обобщение раздражителя. На обобщение
раздражителя базируется такие стратегии
как семейственный брэндинг ( под одним
именем разные товары) , внешне похожая
упаковка , расширение серии товаров.
- Инструментальная выработка условного рефлекса. Она происходит, когда человек обучается вести себя так чтобы получить положительные результаты и избежать отрицательных, в отличие от классической выработки рефлексов реакции выполняются сознательно с определенной целью и могут быть более сложные. Инструментальное обучение является результатом поощрения получаемого в след за желаемым поведение. Способы инструментальной выработки условных рефлексов:
- Положительное подкрепление в форме поощрения
- Отрицательное подкрепление тоже усиливает реакции и соответствующее поведение запоминается.
- Наказание происходит, когда реакция сопровождается отрицательными событиями (критика, высмеивания и т.д)
Использование в маркетинге: 1)подкрепление потребления являются значительные скидки благодарности, рекламные телефонные звонки . 2) частотный маркетинг это методика поощряющая постоянных клиентов их награждают призами стоимость которых увеличивается с объемом закупок.
- Теория познания. подчеркивает важность внутренних умственных процессов. Люди рассматриваются, как субъекты способные решать различные проблемы и активно использующие информацию из окружающего мира, чтобы подчинить себе окружающую среду. Когнитивное ( познавательная ) рассматривает обучение как ментальный процесс запоминания, мышления и разумного приложения знаний к решению практических задач. Естественным продолжение обучения является привычка как приобретенная или разработанная схема поведения, которая стала автоматическая
- Теория наблюдательного обучения имеет место, когда люди наблюдают за действиями других и замечают какое поощрение, они получаю за свое поведение. Наблюдательное обучение в форме моделирование имеет место если выполняются следующие условия: 1)потребитель концентрирует свое внимание на поведение модели 2) потребитель сохраняет это поведение в своей памяти 3) потребитель обладает способностью осуществлять это поведение 4) у потребителя есть мотивация для выполнения этих действий.
Степень подражания модели зависит от ее соц. привлекательности которая может основываться на физических данных, компетентности, сходстве с потребителями
Память –это запоминание сохранение и последующее
воспроизведение человеком его опыта.
Виды памяти:
- По характеру психической активности выделяют: двигательную, эмоциональную, образную и словестно логическую. Словестно логическая, в отличие от остальных принадлежит только человеку и от ее развития зависят все другие виды памяти на ее основе строится наш интеллект.
- По продолжительности сохранения информации выделяют:
- Сенсорная память когда, запоминание происходит в визуальной или звуковой обработки информации. Ее емкость высокая и длительность не более мин
- Краткосрочная память не продолжительная сохранение информации после сенсорных восприятий . Её объем составляет 4-7 объектов в эту память попадает ин-ция проходимая через ворота внимания.
- Долгосрочная память позволяет запоминать длительные периоды времени. Ее емкость не ограничена , из краткосрочной в долгосрочную память попадает информация которая вдумчиво повторяется обдумывается то есть подвергается глубокой обработки.
- Оперативная ( деловая ) память обслуживает повседневную память человека.
Внутри понятия
память выделяют следующие процессы
обеспечивающие ее целостность Это
:
Запоминание (закрепление ) –это сохранение ( накопление
) воспроизведение ( возобновление
) и забывание.
Информация хранится не изолировано, а
включается в структуру связей в которых
она связана с другими родственными связями.
Обеспечить извлечение
информации из памяти могут следующие
факторы:
- Степень знакомства с товаром
- Его особая значимость в памяти
- То в какой форме изобретательной или словестной была пред<span
class="List_0020Paragraph__Char"