Метод отраслевых коэффициентов. Применение оценочных мультипликаторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Введение
Трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, привели к зарождению и развитию достаточно новых или ранее не столь заметных видов деятельности и соответствующих им отраслей специальных знаний. К числу таких динамично развивающихся видов профессиональной активности можно отнести оценочную деятельность, актуальность и востребованность результатов которой в рыночной экономике трудно переоценить.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие мультипликаторов в оценочной деятельности, их виды
и экономическая сущность 4
2. Методические основы применения мультипликаторов в оценке
объектов собственности 10
Заключение 16
Литература 18

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 39.71 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение 3

 

1. Понятие мультипликаторов в оценочной деятельности, их виды

и экономическая  сущность 4

2. Методические основы применения мультипликаторов в оценке

 объектов  собственности  10

Заключение 16

Литература 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Трансформационные процессы, происходящие в российской экономике, привели к зарождению и развитию достаточно новых или  ранее не столь заметных видов  деятельности и соответствующих  им отраслей специальных знаний. К  числу таких динамично развивающихся  видов профессиональной активности можно отнести оценочную деятельность, актуальность и востребованность результатов  которой в рыночной экономике  трудно переоценить.

Категории «цена», «стоимость» являются ключевыми  для характеристики процессов в  экономической системе. В связи  с этим непреходящее значение имеет  понятие «оценка», как комплексный  показатель меры значимости, выгодности, целесообразности получения того или  иного результата деятельности, а  также ресурсов, обеспечивающих данный результат.

Толчком, породившим всплеск внимания исследователей и  экономистов-практиков к проблемам  оценки бизнеса, его составляющих, недвижимости, других активов, стала резко проявившаяся в новых условиях необходимость  создания и реализации концепции  управления федеральной, муниципальной, акционерной собственностью.

В процессе оценки бизнеса выявляются альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит  предприятию максимальную эффективность, следовательно, и более высокую  рыночную цену.

Основными факторами, определяющими рыночную стоимость  предприятия, являются: настоящая и  будущая прибыль, время получения  доходов, затраты на создание подобного  предприятия, соотношение спроса и  предложения на аналогичные объекты, риск получения доходов, степень  контроля над бизнесом и ликвидность  активов. Большое значение при оценке играют нематериальные активы предприятия (фирменное имя, знаки, патенты, технологии, маркетинговая система и др.).

1. Понятие мультипликаторов  в оценочной деятельности, их  виды

и экономическая сущность

Метод отраслевых коэффициентов включает в себя методики сравнительного подхода.

Основным  инструментом определения рыночной стоимости собственного капитала предприятия  сравнительным подходом являются ценовые  мультипликаторы.

Ценовой мультипликатор отражает соотношение  между рыночной ценой предприятия  и каким-либо его показателем, характеризующим  результаты производственной и финансовой деятельности.

Для оценки рыночной стоимости оцениваемой  компании выбранная аналитиком величина ценового мультипликатора используется как множитель к ее аналогичному показателю.1

Для расчета  ценового мультипликатора необходимо:

1. Определить  величину капитализации или рыночную  стоимость собственного капитала  компании аналога. 

2. Вычислить  необходимые финансовые показатели: прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и  другие.

В оценочной  практике используются два типа ценовых  мультипликаторов: интервальные и моментные.

К первому  типу можно отнести мультипликаторы:

1. «Цена/прибыль».

2. «Цена/денежный  поток».

3. «Цена/  дивидендные выплаты».

4. «Цена/выручка  от реализации».

К моментным  мультипликаторам относят:

1. «Цена/балансовая  стоимость».

2. «Цена/  чистая стоимость активов».

Деление ценовых мультипликаторов на интервальные и моментные важно с точки  зрения используемого в расчетах числа акций в обращении. Так  при расчете интервальных ценовых  мультипликаторов необходимо рассчитать среднее число акций в обращении  за такой же период, какой использовался  при определении конкретного  показателя. Например, если чистая прибыль  рассчитывалась как средняя величина за три последних года, то необходимо рассчитать среднее число акций  в обращении за те же годы.2

Мультипликаторы «цена/прибыль», «цена/денежный поток». Данная группа мультипликаторов является самым распространенным способом оценки, т.к. информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной. Для расчета мультипликатора может использоваться любой показатель прибыли, который может быть получен аналитиком в процессе ее распределения. Поэтому, кроме показателя чистой прибыли, можно использовать прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов и т.д. Основное требование — полная идентичность используемого показателя для аналога и оцениваемой фирмы, т.е. мультипликатор, исчисленный на основе прибыли до уплаты налогов, нельзя применять к прибыли до уплаты процентов и налогов.

В качестве базы для расчета мультипликатора  можно использовать не только сумму  прибыли, полученную в последний  год перед датой оценки. Оценщик  может использовать среднегодовую величину прибыли, исчисленную за последние пять лет. Оценочный период может быть увеличен или уменьшен в зависимости от имеющейся информации и наличия экстраординарных ситуаций, искажающих основную тенденцию в динамике прибыли.

Базой расчета  мультипликатора «Цена/денежный поток» может служить любой показатель прибыли, увеличенный на сумму начисленной  амортизации. Следовательно, аналитик может использовать несколько вариантов  данного мультипликатора.

В процессе оценки аналитик стремится исчислить  максимальное число мультипликаторов, поскольку применение их к финансовой базе оцениваемой компании приведет к появлению нескольких вариантов  стоимости, существенно отличающихся друг от друга. Диапазон полученных результатов  может быть достаточно широким. Поэтому  большое число используемых мультипликаторов поможет оценщику выявить область  наиболее обоснованной величины. Данное суждение основано на математических методах. Однако существуют экономические  критерии, обосновывающие степень надежности и объективности того или иного  мультипликатора.

Наиболее  распространенной ситуацией применения мультипликатора «Цена/денежный поток» является убыточность либо незначительная величина прибыли, а также несоответствие фактического полезного срока службы основных фондов предприятия периоду  амортизации, принятому в финансовом учете. Это возможно в случае, когда  стоимость активов будет незначительной, хотя прослужат они довольно долго.3

Мультипликатор  «Цена/дивиденды». Данный мультипликатор может рассчитываться как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат. Под потенциальными дивидендами понимаются типичные дивидендные выплаты, рассчитанные по группе сходных предприятий на основе сравнения их фактических дивидендных выплат и чистой прибыли.

Возможность применения того или иного мультипликатора  данной группы зависит от целей оценки. Если оценка проводится в целях поглощения предприятия, то способность выплачивать  дивиденды не имеет значения, т.к. она может прекратить свое существование  в привычном режиме хозяйствования. При оценке контрольного пакета оценщик  ориентируется на потенциальные  дивиденды, т.к. инвестор получает право  решения дивидендной политики. Фактические дивидендные выплаты важны при оценке миноритарного пакета акций, поскольку инвестор не сможет заставить руководство компании увеличить дивиденды даже при наличии достаточного роста прибыли.4

Мультипликатор  «Цена/дивиденды» на практике используется достаточно редко, несмотря на доступность  необходимой для расчета информации. Это связано с тем, что порядок  выплаты дохода инвесторам в открытых и закрытых компаниях существенно  различается. В закрытых обществах  собственники могут получать денежную выгоду в виде различных выплат, снижения арендной платы и т.д. Мультипликатор «Цена/дивиденды» целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно как в аналогах, так  и в оцениваемой компании, либо способность компании платить дивиденды  может быть обоснованно спрогнозирована. Оценщик должен удостовериться, что  сумма дивидендов рассчитана по годовой  процентной ставке, даже если дивиденды  выплачиваются ежеквартально.

Мультипликатор  «Цена/выручка от реализации»; «Цена/физический объем».Данный мультипликатор используется довольно редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами.

Хорошие результаты мультипликатор «Цена/выручка  от реализации» дает при оценке предприятий  сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и т.д.). Мультипликатор «Цена/выручка от реализации» не зависит от методов ведения бухгалтерского учета. Несомненным достоинством данного  мультипликатора является его универсальность, которая избавляет оценщика от необходимости  проведения сложных корректировок, применяемых при расчете мультипликатора  «Цена/прибыль».

Если  целью оценки является поглощение компании, то лучше ориентироваться на мультипликатор «Цена/выручка от реализации», так  как он исключает возможность повышения цены за счет кратковременного роста прибыли, обеспечиваемого усилиями финансового менеджера. Однако в этом случае оценщик должен тщательно изучить стабильность объема выручки от реализации в будущем. Поскольку поглощение компании сопровождается, как правило, сменой управленческого аппарата, это может привести к полной замене производственного персонала и падению объемов реализации. Особенность применения мультипликатора «Цена/выручка от реализации» заключается в том, что оценщик должен обязательно учитывать структуру капитала оцениваемой компании и аналогов. Если соотношение собственных и заемных средств существенно отличается, то оценку лучше проводить на основе рыночной стоимости инвестированного капитала.5

Мультипликатор «Цена/балансовая стоимость». Для расчета мультипликатора «Цена/балансовая стоимость» в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость либо всех, либо чистых активов аналогичных компаний на дату оценки или на последнюю отчетную дату. Данный мультипликатор относится к так называемым моментным показателям, поскольку используется информация о состоянии на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени.

Оптимальная сфера применения данного мультипликатора  — оценка холдинговых компаний либо оценка в случае необходимости срочной  продажи крупного пакета акций, входящего  в состав портфеля ценных бумаг оцениваемой  компании.

Финансовой  базой для расчета является либо величина чистых активов, либо полная стоимость активов оцениваемой  компании и компаний-аналогов. Причем за основу можно брать как информацию официальных балансовых отчетов  компаний, так и скорректированную  величину, полученную оценщиком расчетным  путем.

Мультипликатор «Цена/чистая стоимость активов» можно применять в том случае, если соблюдаются все следующие условия: а) оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование;

б) основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость. Если применение мультипликатора «Цена/чистая стоимость активов» возможно, то, оценивая сопоставимость, оценщик должен дополнительно  учитывать следующие факторы:

а) необходимо проанализировать по аналогам и оцениваемой  компании долю прибыли в выручке  от реализации, так как решение  о купле-продаже акций может  привести к искусственному росту  прибыли в последний год;

б) оценщик  должен изучить по всему списку сравниваемых компаний структуру активов, используя  различные признаки классификации, такие как виды активов, местоположение и т.д.;

в) весьма важным представляется анализ чистых активов всех компаний, позволяющий  определить наличие и долю в них  акций, представляющих контрольные  пакеты дочерних фирм;

г) необходимо оценить ликвидность всех финансовых активов компании, так как соотношение  долей акций, принадлежащих открытым и закрытым компаниям, является определяющим признаком сопоставимости.6

Процесс формирования итоговой величины стоимости  состоит из трех основных этапов:

• выбор  величины мультипликатора, которую  целесообразно использовать для  оцениваемой компании;

• согласование предварительных результатов рыночной стоимости, полученных в результате использования различных видов  ценовых мультипликаторов;

• внесение итоговых корректировок.

 

2. Методические основы  применения мультипликаторов в  оценке

объектов собственности

Стоимость любого имущества можно определить двумя тесно связанными между  собой способами: во-первых, как некоторое  количество какого либо другого имущества (имеется в виду денежный эквивалент), на которое это имущество можно обменять, и, во-вторых, на текущую стоимость доходов, которые ожидает получить в будущем владелец имущества.

Стоимость - мера того, сколько покупатель (инвестор) будет готов заплатить за оцениваемую  собственность. Затраты - мера издержек, необходимых для того, чтобы создать  объект собственности, сходный с оцениваемым. Эти затраты могут не отличаться от той суммы, которую будет готов заплатить возможный покупатель. В зависимости от ряда факторов, включая потребности покупателя, наличие равноценных объектов и активность других покупателей, эти затраты могут быть выше или ниже стоимости на определенную дату оценки.

Информация о работе Метод отраслевых коэффициентов. Применение оценочных мультипликаторов