Методики и нормативы расчета стоимости инновационной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Какова стоимость нашего инновационного проекта? Чаще всего данный вопрос задается, когда требуется оценить, способен ли проект окупить свои затраты. В некоторых случаях расходы на наладку производства могут быть уже понесены, и необходимость определить стоимость проекта может быть обусловлена условиями сделки по приобретению или «трансформации стоимости».

Файлы: 1 файл

Контрольная 1.docx

— 67.43 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования  РФ

ГОУ ВПО «Сибирская автомобильно – дорожная академия (СибАДИ)»

 

 

 

 

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

                           КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности»

на тему: «Методики и нормативы расчета  стоимости инновационной продукции»

 

 

 

 

Выполнил: студентка  группы 5МОз

Болдырев В.А.

                                                                        Принял: доцент Петрашкевич Ю.И.

 

 

 

 

Омск - 2012

      Cодержание

 

№ пункта

№ подпункта

Название пунктов и  подпунктов

Ссылки на источники

   

Введение

4,2

1

 

Инновационный продукт

 
 

1

Сущность инновационного продукта

5

 

2

Особенности продвижения  инновационного продукта на рынке

5

2

 

Особенности оценки стоимости инновационного продукта

2,4

3

 

Основные методики оценки стоимости инновацоинного продукта.

 
 

1

Виды методик

4

 

2

Описание методик

4

4

 

Альтернативные методики оценки стоимости инновационного продукта

 
 

1

Комплексный метод

2

 

2

Технократический метод

2

5

 

Оценка стоимости инновационного продукта в России

 
 

1

Особенности и проблемы

2

 

2

Решение проблемы. Новый  метод

1,2

   

Заключение

 
   

Список используемой литературы

 

 

       Введение

Какова  стоимость нашего инновационного проекта? Чаще всего данный вопрос задается, когда требуется оценить, способен ли проект окупить свои затраты. В  некоторых случаях расходы на наладку производства могут быть уже понесены, и необходимость  определить стоимость проекта может  быть обусловлена условиями сделки по приобретению или «трансформации стоимости». В любом случае стоимость  проекта зависит от рыночных условий, от хода работ по его реализации, а также перспектив. Эта стоимость  должна учитывать гибкость менеджеров, которые могут в будущем изменить свое решение относительно необходимости  продолжать работу над проектом. Например, чтобы избежать убытков менеджеры  могут отказаться от проекта, если у  него появляются неблагоприятные экономические  перспективы, принимая во внимание текущее  состояние проектных работ и  рыночные условия.

В рейтинге стран эффективности инновационной деятельности учитывается не только научно- технический потенциал. Даже при высоком потенциале показатели эффективности и конкурентоспособности оказываются низкими. Существенно большой разрыв между полученными результатами научно - технических, опытно - конструкторских работ и коммерциализацией. Главное достоинство интеллектуальной собственности - она приносит дополнительную прибыль благодаря новым знаниям о том, как более эффективно удовлетворять запросы потребителей на рынке инноваций. Только новые технологии и организационные решения позволяют выпускать качественно новый товар. Однако инновационная деятельность подвержена рискам, и в среднем лишь 15 % результатов проводимых научных исследований воплощаются в товар, приносящий коммерческий успех. Для того чтобы выгодно продать продукцию инноватики, важно правильно оценить ее.

 

 

1. Инновационный продукт.

1.1 Сущность инновационного продукта.

Мировой финансовый кризис в очередной раз выявил проблемы сырьевого характера российской экономики. Руководство страны и представители бизнеса осознали, что в ближайшей перспективе необходимо научиться создавать и внедрять в производство инновации. Уже реализуются планы по производству инновационных продуктов. Но этого недостаточно, не менее важно и умение продать инновации на рынке. Судьба многих перспективных новых продуктов была неудачной просто потому, что их не удалось продать, убедить потребителя в их преимуществах. Впервые тема распространения инноваций на рынке была описана в известной книге Эверетта Роджерса Diffusion of Innovations («Диффузия инноваций»), которая была издана в 1962 году.

Что представляет собой инновация? В широком значении это существенное изменение в жизни общества, направленное на достижение позитивного результата, которое было применено на практике. Эверетт Роджерс определял инновацию следующим образом: «Идея, практическая деятельность или объект, новизна которого ощущается индивидом или группой». Важно принимать во внимание различие между понятиями «продукт-новинка» и «инновационный продукт». В полной мере инновационным является продукт, основанный на принципиально новом решении. Он также связан с существенными изменениями в технологиях, производстве. Важно и то, что он позволяет потребителю получить новые возможности, перспективы. Инновационный продукт принципиальным образом отличается от продукта-новинки (версии уже существующего продукта). Например, новый вид йогурта не является инновационным продуктом, так же, как им не является автомобиль, в котором раньше была ручная коробка передач, а затем она стала автоматической, и т. п.

В настоящее время инновационными продуктами могут считаться связь 4G, iPhone, GPS-навигатор, лекарства на основе нанотехнологий, продукты новых биотехнологий, новые летательные аппараты для космических туристов и т. д. Когда-то инновационными продуктами были мобильные телефоны, ноутбуки, плееры, цифровые фотоаппараты, пищевые продукты быстрого приготовления, детские Kinder Surprise, экстремальные туры и т. д.

История показывает, что  количество инновационных продуктов  постоянно растет. В настоящее время в России продается еще не так много инновационных продуктов, как, например, в Японии, США или Германии (странах с большим количеством инноваций). В этой сфере давно известны компании Toyota, Sony, General Electric, Microsoft, Intel, BASF. Нет сомнений в том, что количество инновационных продуктов будет в ближайшей перспективе увеличиваться и уже назрела потребность в умении их продавать. Известный изобретатель Томас Эдисон сказал: «Я не стану изобретать то, что нельзя продать».



1.2 Особенности продвижения инновационного продукта на рынке.

 


В чем же состоит особенность продажи таких продуктов? Насколько велика разница между продажей традиционного продукта или продукта-новинки от инновационного продукта? Разница, безусловно, есть. И она значительна. Принципы и приемы продвижения продуктов-новинок известны большинству опытных специалистов по продажам и маркетологов. А вот секреты работы с инновационными продуктами известны немногим.  Любой человек, который имел дело с продвижением совершенно нового продукта, знает, как тяжело начинаются его продажи. В чем же тут дело, что создает дополнительные трудности? Возможные проблемы связаны со следующими факторами:

- потенциальные потребители, как правило, не обладают достаточной информацией об инновационном продукте;

- даже получив информацию о новом продукте, люди не всегда сразу понимают, какие реальные преимущества они получат, имея его; все новое обычно кажется человеку чем-то абстрактным, ведь представить то, с чем раньше не имел дела, действительно довольно трудно;

- люди обычно консервативны и не стремятся к тому, чтобы стать в первые ряды пользователей новой вещи; многие рассуждают следующим образом: «Пусть вначале это попробуют другие, а потом посмотрим»;

- инновационные продукты часто являются в действительности или кажутся слишком дорогими для потребителей, которые, не понимая преимуществ продукта, не готовы платить деньги за обладание ими.

Согласно принятым со времен Роджерса данным, не более 2,5% потребителей относится к категории «новаторов», тех, кто всегда ждет новых продуктов и готов их приобрести. Остальные потребители следуют в своих решениях о покупке вслед за ними. Таким образом, «новаторы» выступают для других «лидерами мнений». Важным моментом также является «готовность приобретения», которую проявляют «новаторы». Дело в том, что уже давно замечено, что если инновационный продукт пользуется, например, интересом посетителей стенда на выставке, то это еще не значит, что они уже готовы его приобрести. Самые восторженные отзывы не всегда приводят к реальной покупке.

2. Особенности оценки  стоимости инновационного продукта.

Интеллектуальная собственность  оценивается иначе, чем материальные ценности. Оценивают ее независимые  оценщики. Оценивают для того, чтобы  выгодно продать и защитить свои авторские права. Стоимостную оценку прав интеллектуальной собственности  учитывают во всех странах мира в бухгалтерской отчетности. Например в России Постановление Правительства РФ № 1132 от 29.09.1998 г. столкнулось с рядом противоречий. Для разрешения проблемы сбалансированности прав и интересов процесса создания и коммерциализации инноваций Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1б07 - р были утверждены «Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в государственный оборот результатов научно-технической деятельности». Нормативным документом по проведению инвентаризации объектов интеллектуальной собственности явилось Постановление Правительства РФ № 7 от 14 января 2002 года «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности и непосредственно стандарты оценки». Интеллектуальная собственность включает материальные формы идеи, творения человеческого разума. Отчет по оценке интеллектуальной собственности представляется в государственные и общественные организации. Имеются отличия в подаче изображения: Высшая патентная палата требует изображение товарного знака в 5 экз. на твердой бумаге размером 8*8 см. К каждому виду интеллектуальной собственности предъявляются специфические требования. При экспорте инноваций коммерциализация инноваций столкнулась с неупорядочением регистрации сделок, отсутствием льгот, подобным тем, какие имеются на материальные активы. Методические вопросы коммерциализации инноваций требуют доработки.     Для определения рыночной стоимости придерживаются следующих принципов: полезности, ожидания, изменения и наиболее эффективного использования. Рассчитывать выгоды от приобретения интеллектуальной собственности приходится как максимальную расчетную величину, которая берется за основу стоимости.

3. Основные методики оценки стоимости инновационного продукта.

3.1 Виды методик

Существует три подхода к  оценке интеллектуальной стоимости. Оценщик  определяет каким одним или несколькими подходами ему лучше учесть стоимость нематериального актива:

  1. Доходный метод позволяет определить размеры предполагаемых доходов;
  2. Сравнительный метод позволяет сравнивать с аналогичным видом интеллектуальной собственности;
  3. Затратный метод учитывает расходы на восстановление в случае устаревания или потери актуальности.

3.2 Описание методик

Параметр

Доходный подход

Рыночный подход

Затратный подход

Сущность подхода

  • Рассматривает будущий возможный чистый (свободный) денежный поток, определяющий потенциал проекта.
  • Количественное определение, прогнозирование и дисконтирование чистого денежного потока, приведение к текущей стоимости.
  • Рассматриваются сравнимые проекты на рынке и их стоимость (близкие по размеру, отрасли, операционной деятельности, доходам, функциям, уровню рентабельности, производственной эффективности, конкуренции, рынку и рискам).
  • Определяется экономия в затратах в результате использования продукта или оценивается стоимость замещения или восстановительная стоимость нематериального актива

Особенности методов

  • Стоимость внедрения, приобретения и развития проекта актива вычитается из текущей стоимости денежных потоков для определения чистой текущей стоимости.
  • Как правило, денежный поток дисконтируется по барьерной (пороговой) ставке1 , определенной специально для данной компании, средневзвешенной стоимости капитала или по скорректированной на риск ставке дисконтирования, определенной с учетом специфических рисков проекта
  • Рыночный подход имеет два важных преимущества: во-первых, он основан на использовании рыночной информации, во-вторых, прост в применении.
  • В то же время стандартные роялти для определенных видов продукции, отраслевые индексы и другие показатели дают очень приблизительные ориентиры для совершения реальных сделок.
  • В качестве одной из разновидности подхода: выявляются все фактические затраты, связанные с созданием, приобретением и введением в действие актива.

Использование

Основной метод, используемый для  оценки стоимости инновационных  проектов. Как правило, используются данные бизнес-планов, связанные с  бизнес-стратегией (т.е. фактически используется для оценки проекта в случае, если есть хорошие знания целевого рынка)

Используется для сравнимых объектов

Может использоваться отдельно для определения  гибкости стратегии компании в отношении  стоимости проекта, а также в  качестве стартовой оценки стоимости. Использование для проектов, запускающих  относительно молодую технологию, чье  использование и коммерциализация еще не начались (т.е. нет достоверных  данных о продажах).

Допущения

Риски и неопределенности, присущие инновационному проекту, учитываются  при определении ставки дисконтирования  в рамках доходного подхода.

Рыночные условия стремятся привести рыночную цену в равновесное положение, а рыночная цена — это справедливая рыночная стоимость после корректировки  на трансакционные издержки и риски.

Стоимость актива соответствует издержкам, которые владелец потратил на создание или приобретение актива

Минусы

  • Сложность расчетов
  • Может дать некорректную оценку (из-за неопределенности прогнозных денежных потоков)
  • Сложно найти аналогичный проект
  • Асимметрия информации
  • Затраты на развитие технологии редко соотносятся со последующей стоимостью инновационного продукта
  • Будущая стоимость инновационного проекта часто не коррелирует с затратами

 

Плюсы

Всегда высокий уровень достоверности (на момент оценки)

Простая теоретическая применимость.

Помогает решить проблему дефицита информации (в том числе относительно будущих  периодов) проблемы неопределенности (доступность данных из отчетности)


 

Рисунок 1 – Ретроспективное отображение динамики изменения выбора методов оценки инновационного продукта со временем

Другие традиционные подходы больше применяются в отношении оценки нематериальных активов проекта. Они  базируются на оценке экономической  жизнеспособности и выгодах, которые  активы могут принести компании.         Различные венчурные предприятия (к которым относятся инновационные проекты) отличаются последовательностью промежуточных этапов, которые могут произойти, а могут и не произойти, и таким образом оценка будет зависеть от вероятности наступления следующего этапа. Эта неопределенность, как правило, вызывает необходимость более комплексного, мультисценарного анализа и большей креативности со стороны оценщика. Кроме того, при оценке стартапа может иметь значение, используем ли мы денежный поток или чистый доход, поскольку денежный средства с большей вероятностью иссякнут у стартапа, чем у зрелой компании.            Так или иначе, главным, чем стоит руководствоваться инвесторам при выборе методов оценки — это наличие информации и соответствующих кадров, которые могут грамотно эту информацию использовать в целях наиболее прибыльного вложения средств.

 

 

4. Альтернативные методики оценки стоимости инновационного продукта.

Комплексный или корпоративный  метод стоимостной оценки в международной практике коммерческой реализации применяют при комплексной оценке стоимости всего предприятия научно-технической сферы со всеми изобретениями и научными достижениями. Такая оценка не всегда бывает практичной и не учитывает все интересы продавца и покупателя инноваций. Поэтому в последнее время получила развитие оценка интеллектуального потенциала предприятия. При таких расчетах за базис принимается товарооборот и рентабельность с учетом достоверного прогноза этих показателей на будущее. Расширение рынка инноваций позволяет крупным компаниям и корпорациям в России покупать не отдельные изобретения, а предприятия в качестве единых научно-технических и производственно-социальных комплексов. Такая оценка, возможно, будет применяться и при их ликвидации.

Технократический метод стоимостной  оценки интеллектуальной собственности основан на экспертных исследованиях значимости определенных научно- технических характеристик изобретения, выражаемых через коэффициенты весомости и вычисляемых по формуле:

Сиз = П* К1* К2* КЗ* Д ,

где

Сиз - стоимость изобретения,

П - прибыль, получаемая при реализации продукции, в которой используется изобретение,

Информация о работе Методики и нормативы расчета стоимости инновационной продукции