Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:23, доклад
Еще большей предпринимательской хваткой отличались игумены крупнейших монастырей северо-восточной Руси, владевших вотчинами, рыбными промыслами, соляными варницами и нуждавшихся в дополнительных продуктах для прокорма церковной братии. Предпринимательство монастырей стимулировалось льготами, которые они получали, с одной стороны, от Золотой Орды (освобождение от десятины), а с другой – от князя (право беспошлинной торговли). Такими привилегиями активно пользовались ярославский Спасский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, суздальский Спасо-Ефимьев, вологодский Глушецкий и другие монастыри. Они имели свои дворы на посадах в ряде крупных городов, включая Новгород и Москву.
Монастыри как центры предпринимательства
Укрепление Московского княжества в XIV в. способствовало оживлению деловой активности населения. Ряды средневекового русского купечества пополнялись и за счет так называемых церковных людей. В XIV и особенно в XV вв. церковь все активнее втягивалась в сферу обмена. Хотя еще во времена Ивана Калиты митрополит Руси Петр запрещал и белому, и черному духовенству заниматься торговлей и ростовщичеством, но жизнь заставляла церковных иерархов отказываться от этих запретов и даже самим посылать своих людей в торговые поездки. При московских великих князьях Дмитрии Донском и его сыне Василии Дмитриевиче представители митрополита, торговавшие излишками натуральных доходов, уже были освобождены от уплаты тамги1.
Еще большей предпринимательской хваткой отличались игумены крупнейших монастырей северо-восточной Руси, владевших вотчинами, рыбными промыслами, соляными варницами и нуждавшихся в дополнительных продуктах для прокорма церковной братии. Предпринимательство монастырей стимулировалось льготами, которые они получали, с одной стороны, от Золотой Орды (освобождение от десятины), а с другой – от князя (право беспошлинной торговли). Такими привилегиями активно пользовались ярославский Спасский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, суздальский Спасо-Ефимьев, вологодский Глушецкий и другие монастыри. Они имели свои дворы на посадах в ряде крупных городов, включая Новгород и Москву. Чаще всего монастырские купчины везли на продажу рожь, рыбу, соль, мед. Не брезговали монастыри и производством водки на продажу. По мнению В.В. Похлебкина, первая русская водка на зерновом, хлебном сырье (т.е. водка в ее современном понимании) была создана в одном из монастырей Московского государства предположительно в 40-х гг. XV века.
Широкий размах приобрела торговая деятельность подмосковного Троице-Сергиева монастыря, отправлявшего в 60-х годах XV в. только в Новгород 300 возов с товаром зимой и 300 телег летом. Его лодки с товарами плавали по Волге, Оке, Шексне, Северной Двине и другим рекам. Для постоя и проживания торговых людей использовались принадлежащие ему городские дворы во Владимире, Соли Галичской, Угличе.
Не отставал от него Кирилло-Белозерский
монастырь, имевший несколько дворов
на посадах в Вологде, Белоозере
и развернувший торговлю от Холмогор
до Москвы. Кирилло-Белозерский монастырь
активно торговал рыбой и солью.
Сам монастырь был расположен
на озере Белом, к северо-западу от
Вологды, но рыбу монастырские крестьяне
ловили на реке Умбе, на юго-западном берегу
Кольского полуострова и
Надо отметить, что из-за высоких рыночных цен на соль ее добыча была очень выгодна, поэтому солеварением в XIV-XV вв. занимались и великие князья, и боярство рангом пониже, и монастыри, и крестьяне. В северо-восточной Руси в рассматриваемый период немало солеварен в районах Соли Галицкой, Соли Великой, Соли Переяславской, Галича Мерского, Ростова принадлежало монастырям, использовавшим труд не только феодально-зависимых людей, но и «наймитов» со стороны. Часть добытой соли потреблялась самими монахами, а довольно значительные излишки с выгодой сбывались.
Предпринимательская деятельность монастырей
приносила им реальную выгоду. Очевидна
связь этого явления с
По мере завершения объединения русских земель великокняжеские власти с конца XV в. стали ограничивать торговые привилегии церковных учреждений, освобождая от уплаты пошлин лишь перевозимые в монастыри продукты их вотчинного хозяйства, но не купленные для перепродажи товары.
Политика властей, направленная на ликвидацию привилегий церковных учреждений была продолжена и в XVI в. При Иване IV осуществлялась постепенная отмена сохранившихся еще торговых льгот монастырей. По статье 91 Судебника 1550 г. проживавшие в монастырских дворах и слободах профессиональные торговцы приравнивались в отношении уплаты различных сборов к остальным своим собратьям по профессии. Кроме того, Иван Грозный запретил монастырям производить спирт и обязал их покупать кагор, использующийся в церковном обряде, только у государства. К концу его царствования монастыри полностью лишились податных льгот.
Хотя все эти меры в комплексе
наносили ущерб предпринимательской
деятельности обителей, но вместе с
тем уравнивали их в правах с другими
торговцами, вынужденными платить в
полном объеме немало торговых и проезжих
сборов. Поэтому, не смотря на проводимую
правительством политику, монастыри
не сворачивают
Если в начале XVI в., после конфискаций проведенных Иваном III, в Новгородской земле церкви принадлежало 7%, то в середине 80-х гг. XVI в., в конце правления Ивана IV – уже 10% всего земельного фонда.
Монастыри также вели и
международную торговлю. Это касается,
прежде всего, северных
Соловецкий монастырь являлся крупнейшим в Поморье производителем соли. Если в середине XVI в. монастырь продавал ежегодно порядка 10 тыс. пудов соли, то в 80-х гг. XVI в. соловецкими монахами только в Вологде было продано свыше 311 тыс. пудов соли на сумму 26 665 руб. В Приморье расширяются соляные промыслы и ряда других монастырей – прежде всего Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского и Николо-Карельского. К концу XVI в. Спасо-Прилуцкий монастырь владел уже семью варницами в Тотьме, тремя в Сольвычегодском, двумя в Уне. Объем ежегодной добычи монастырской соли колебался от 50 до 86 тыс. пудов.
В Московской Руси было основано в XV-XVI вв. около трехсот монастырей, в большинстве из которых проживали от двух-трех до десяти-двадцати иноков. Но наряду с такими малочисленными и небогатыми обителями существовали и более крупные, в которых проживали от 100 до 150 монахов. В XVI-XVII вв. наблюдался дальнейший рост численности братии. В Кирилло-Белозерском монастыре вместе с приписанной Афанасьевской обителью в 1601 г. насчитывалось уже не несколько десятков, как в более ранние времена, а 184 монаха, а его хозяйство обслуживали около 300 «детенышей», мастеровых, служебников, следовательно, монастырским властям приходилось обеспечивать всем необходимым, в том числе прибегая к закупкам, примерно 500 человек.
Таким образом, не все монастырское производство носило товарный характер. На внутреннее потребление было ориентировано зерновое хозяйство Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского и др. монастырей. Как коллективные предприниматели монастыри действовали, прежде всего, в сфере соляных и рыбных промыслов, а также в сфере торговли. Тем не менее, денежные и натуральные затраты монастыря, получавшего торговую прибыль, в десятки, а то и в сотни раз превышали затраты светского купца-предпринимателя. Монастырям не требовалось тратить в процентном соотношении так много средств на закупку товаров для последующей перепродажи, как купцам. Монастырская торговля опиралась на разветвленную инфраструктуру – ярмарки у стен целого ряда обителей (Макарьевская, Свенская, Тихвинская и др.), собственный транспорт, наличие собственного упряжного скота, городских дворов с амбарами, перевозов и т.д. Весь этот комплекс, созданный на протяжении XV-XVII вв. позволял монастырям занимать свою нишу в хозяйстве страны и оставаться активным участником торгово-производственных процессов.
Раскол русской православной церкви в XVII в. практически предопределил дальнейшее снижение ее роли в экономической жизни страны. Отрицательно сказались на монастырском предпринимательстве петровские реформы. Петр I аннулировал 16 декабря 1700 г. Патриарший приказ, распределив все имевшиеся в нем мирские дела по другим ведомствам, а духовные поручил митрополиту рязанскому Стефану Яворскому (бывшему униату), дав ему титул "экзарха патриаршего престола". В январе 1701 г. все монастырские дела были переданы боярину И.Мусину-Пушкину. Возглавляемый им Монастырский приказ отвечал за положение дел в монастырских вотчинах и получил право "творить в них суд". В 1721 г. по указу Петра I был создан Синод русской православной церкви и введена должность обер-прокурора Синода, что фактически превратило церковь в придаток государства.
Церковные реформы Петра I и жесткие
меры его преемников, в частности,
"секуляризация церковных
Таким образом, наибольший объем рыночных
связей монастырей падает на XV-XVI вв. Наибольшей
торгово-промысловой
Весьма ярким примером русского предпринимательства являлась хозяйственная деятельность монастырей. Монастырство на Руси появилось вместе с христианством, а первые монастыри были основаны в X веке при Владимире Святом. Первоначально монастыри выполняли чисто религиозные функции. Но уже с XIV века происходит перемена в деятельности монастырей, появляются монастыри - “пустыни”, монастыри- колонии.
Монастыри-колонии сыграли
Под влиянием разнообразных факторов
сформировались монастыри со “сложным
хозяйством”, с многообразными житейскими
заботами, на которых работали сотни
и тысячи крестьян. В итоге длительного
развития общая церковная и монастырская
земельная собственность
Ярким примером монастырского
Впоследствии монастырские владения проникли еще в ряд районов, а во второй половине XVII века они распространились по течению Двины. По этой реке ежегодно ходили монастырские суда, доставлявшие в Вологду и другие города десятки тысяч пудов соли. Возвращались с огромными хлебными и другими запасами, необходимыми для многочисленной братии и слуг монастыря, работавших на его землях.
К концу XVII века количество монахов и работных людей в монастыре превышало 2 тыс. человек. Кроме того, на содержании монастыря находилось свыше 1 тыс. ратных людей.
Настоятель монастыря
Важной особенностью монастырского предпринимательства являлось его независимость от государственной казны, постоянно испытывавшей финансовые затруднения, порожденные, в основном, чрезмерными военными расходами.
Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Митрополит Илларион был первым посвященным в этот сан (1051 г.) . Вспоминая близкое к нему время водворения христианства при Владимире Святом, писал в одном из своих сочинений, что уже тогда “монастыреве на горах сташа” . Какие именно монастыри имел в виду митрополит, сколько их было при князе Владимире и как они были устроены осталось неизвестным.
Письменные известия об
Информация о работе Монастыри как центры предпринимательства