Монастыри как центры предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:23, доклад

Описание работы

Еще большей предпринимательской хваткой отличались игумены крупнейших монастырей северо-восточной Руси, владевших вотчинами, рыбными промыслами, соляными варницами и нуждавшихся в дополнительных продуктах для прокорма церковной братии. Предпринимательство монастырей стимулировалось льготами, которые они получали, с одной стороны, от Золотой Орды (освобождение от десятины), а с другой – от князя (право беспошлинной торговли). Такими привилегиями активно пользовались ярославский Спасский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, суздальский Спасо-Ефимьев, вологодский Глушецкий и другие монастыри. Они имели свои дворы на посадах в ряде крупных городов, включая Новгород и Москву.

Файлы: 1 файл

Монастыри как центры предпринимательства.docx

— 40.14 Кб (Скачать файл)

Монастыри как  центры предпринимательства

 

Укрепление Московского  княжества в XIV в. способствовало оживлению  деловой активности населения. Ряды средневекового русского купечества пополнялись и  за счет так называемых церковных людей. В XIV и особенно в XV вв. церковь все  активнее втягивалась  в сферу обмена. Хотя еще во времена  Ивана Калиты митрополит Руси Петр запрещал и белому, и черному  духовенству заниматься торговлей и ростовщичеством, но жизнь заставляла церковных иерархов отказываться от этих запретов и даже самим  посылать своих людей  в торговые поездки. При московских великих  князьях Дмитрии  Донском и его  сыне Василии Дмитриевиче  представители митрополита, торговавшие излишками  натуральных доходов, уже были освобождены  от уплаты тамги1.

Еще большей предпринимательской  хваткой отличались игумены крупнейших монастырей северо-восточной Руси, владевших вотчинами, рыбными промыслами, соляными варницами и нуждавшихся  в дополнительных продуктах для  прокорма церковной братии. Предпринимательство  монастырей стимулировалось льготами, которые они получали, с одной  стороны, от Золотой Орды (освобождение от десятины), а с другой – от князя (право беспошлинной торговли). Такими привилегиями активно пользовались ярославский Спасский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, суздальский Спасо-Ефимьев, вологодский Глушецкий и другие монастыри. Они имели свои дворы  на посадах в ряде крупных городов, включая Новгород и Москву. Чаще всего монастырские купчины везли  на продажу рожь, рыбу, соль, мед. Не брезговали монастыри и производством  водки на продажу. По мнению В.В. Похлебкина, первая русская водка на зерновом, хлебном сырье (т.е. водка в ее современном понимании) была создана  в одном из монастырей Московского  государства предположительно в 40-х  гг. XV века.

Широкий размах приобрела торговая деятельность подмосковного Троице-Сергиева монастыря, отправлявшего в 60-х годах XV в. только в Новгород 300 возов с  товаром зимой и 300 телег летом. Его лодки с товарами плавали  по Волге, Оке, Шексне, Северной Двине  и другим рекам. Для постоя и проживания торговых людей использовались принадлежащие  ему городские дворы во Владимире, Соли Галичской, Угличе.

Не отставал от него Кирилло-Белозерский  монастырь, имевший несколько дворов на посадах в Вологде, Белоозере  и развернувший торговлю от Холмогор до Москвы. Кирилло-Белозерский монастырь  активно торговал рыбой и солью. Сам монастырь был расположен на озере Белом, к северо-западу от Вологды, но рыбу монастырские крестьяне  ловили на реке Умбе, на юго-западном берегу Кольского полуострова и продавали  ее голландским купцами. Монастырь являлся постоянным торговым партнером Твери, где ему был отведен участок на берегу Волги у городского рва под соляные амбары и дворы. Эти места числились за монастырем вплоть до конца XVII века.

Надо отметить, что из-за высоких  рыночных цен на соль ее добыча была очень выгодна, поэтому солеварением в XIV-XV вв. занимались и великие князья, и боярство рангом пониже, и монастыри, и крестьяне. В северо-восточной  Руси в рассматриваемый период немало солеварен в районах Соли Галицкой, Соли Великой, Соли Переяславской, Галича Мерского, Ростова принадлежало монастырям, использовавшим труд не только феодально-зависимых людей, но и «наймитов» со стороны. Часть добытой соли потреблялась самими монахами, а довольно значительные излишки с выгодой сбывались.

Предпринимательская деятельность монастырей приносила им реальную выгоду. Очевидна связь этого явления с дальнейшим ростом движимого и недвижимого  имущества крупнейших обителей. За вторую половину XVI в. только Троице-Сергиев  монастырь приобрел разными путями 67 сел, 124 селец, 12 соляных варниц и  колодцев, 7 мельниц, свыше 60 городских  дворов и мест.

По мере завершения объединения  русских земель великокняжеские  власти с конца XV в. стали ограничивать торговые привилегии церковных учреждений, освобождая от уплаты пошлин лишь перевозимые  в монастыри продукты их вотчинного хозяйства, но не купленные для перепродажи  товары.

Политика властей, направленная на ликвидацию привилегий церковных учреждений была продолжена и в XVI в. При Иване IV осуществлялась постепенная отмена сохранившихся еще торговых льгот  монастырей. По статье 91 Судебника 1550 г. проживавшие в монастырских дворах и слободах профессиональные торговцы приравнивались в отношении уплаты различных сборов к остальным  своим собратьям по профессии. Кроме  того, Иван Грозный запретил монастырям производить спирт и обязал их покупать кагор, использующийся в церковном  обряде, только у государства. К концу  его царствования монастыри полностью  лишились податных льгот.

Хотя все эти меры в комплексе  наносили ущерб предпринимательской  деятельности обителей, но вместе с  тем уравнивали их в правах с другими  торговцами, вынужденными платить в  полном объеме немало торговых и проезжих сборов. Поэтому, не смотря на проводимую правительством политику, монастыри  не сворачивают предпринимательскую  деятельность, более того, именно монастыри  становятся самыми большими вотчинниками и ростовщиками. В рассматриваемый  период насчитывалось порядка 150 монастырей-вотченников. Денежный оброк, который собирали монастыри  со своих крестьян достигал 30% от их доходов, что позволяло крупным  монастырям вкладывать деньги в развитие различных промыслов, а также  приобретать земли.

Если в начале XVI в., после конфискаций проведенных Иваном III, в Новгородской земле церкви принадлежало 7%, то в середине 80-х гг. XVI в., в конце правления Ивана IV – уже 10% всего земельного фонда.

 Монастыри также вели и  международную торговлю. Это касается, прежде всего, северных монастырей, которые были непременными участниками  Архангельской ярмарки. Николо-Корельский монастырь на Белом море, Антониево-Сийский монастырь, расположенный в 150 км. южнее Архангельска и Соловецкий монастырь, расположенный на Соловецких островах Белого моря, имели свои склады в Архангельском гостином дворе, где хранили в основном соль, которую выпаривали во владениях монастырей и продавали в Архангельске.

Соловецкий монастырь являлся  крупнейшим в Поморье производителем соли. Если в середине XVI в. монастырь продавал ежегодно порядка 10 тыс. пудов соли, то в 80-х гг. XVI в. соловецкими монахами только в Вологде было продано свыше 311 тыс. пудов соли на сумму 26 665 руб. В Приморье расширяются соляные промыслы и ряда других монастырей – прежде всего Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского и Николо-Карельского. К концу XVI в. Спасо-Прилуцкий монастырь владел уже семью варницами в Тотьме, тремя в Сольвычегодском, двумя в Уне. Объем ежегодной добычи монастырской соли колебался от 50 до 86 тыс. пудов.

В Московской Руси было основано в XV-XVI вв. около трехсот монастырей, в  большинстве из которых проживали  от двух-трех до десяти-двадцати иноков. Но наряду с такими малочисленными и небогатыми обителями существовали и более крупные, в которых проживали от 100 до 150 монахов. В XVI-XVII вв. наблюдался дальнейший рост численности братии. В Кирилло-Белозерском монастыре вместе с приписанной Афанасьевской обителью в 1601 г. насчитывалось уже не несколько десятков, как в более ранние времена, а 184 монаха, а его хозяйство обслуживали около 300 «детенышей», мастеровых, служебников, следовательно, монастырским властям приходилось обеспечивать всем необходимым, в том числе прибегая к закупкам, примерно 500 человек.

Таким образом, не все монастырское производство носило товарный характер. На внутреннее потребление было ориентировано  зерновое хозяйство Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского и др. монастырей. Как коллективные предприниматели монастыри действовали, прежде всего, в сфере соляных и рыбных промыслов, а также в сфере торговли. Тем не менее, денежные и натуральные затраты монастыря, получавшего торговую прибыль, в десятки, а то и в сотни раз превышали затраты светского купца-предпринимателя. Монастырям не требовалось тратить в процентном соотношении так много средств на закупку товаров для последующей перепродажи, как купцам. Монастырская торговля опиралась на разветвленную инфраструктуру – ярмарки у стен целого ряда обителей (Макарьевская, Свенская, Тихвинская и др.), собственный транспорт, наличие собственного упряжного скота, городских дворов с амбарами, перевозов и т.д. Весь этот комплекс, созданный на протяжении XV-XVII вв. позволял монастырям занимать свою нишу в хозяйстве страны и оставаться активным участником торгово-производственных процессов.

Раскол русской православной церкви в XVII в. практически предопределил  дальнейшее снижение ее роли в экономической  жизни страны. Отрицательно сказались  на монастырском предпринимательстве  петровские реформы. Петр I аннулировал 16 декабря 1700 г. Патриарший приказ, распределив  все имевшиеся в нем мирские  дела по другим ведомствам, а духовные поручил митрополиту рязанскому Стефану Яворскому (бывшему униату), дав ему титул "экзарха патриаршего  престола". В январе 1701 г. все монастырские дела были переданы боярину И.Мусину-Пушкину. Возглавляемый им Монастырский приказ отвечал за положение дел в монастырских вотчинах и получил право "творить в них суд". В 1721 г. по указу Петра I был создан Синод русской православной церкви и введена должность обер-прокурора Синода, что фактически превратило церковь в придаток государства.

Церковные реформы Петра I и жесткие  меры его преемников, в частности, "секуляризация церковных земель2" при Петре III и Екатерине II, окончательно разрушили этот вид предпринимательства в России.

Таким образом, наибольший объем рыночных связей монастырей падает на XV-XVI вв. Наибольшей торгово-промысловой активностью  отличались Северные монастыри (Соловецкий, Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский), которым заметно уступали монастыри центральных районов России (например, Иосифо-Волокаламский, Троице-Сергиев и др.). Торгово-предпринимательская деятельность духовных корпораций продолжалась и в XVII в., но в этот период главную роль в монастырском предпринимательстве начинают играть крестьянские хозяйства монастырских вотчин, что позволяло монастырям прочно внедряться в аграрный сектор экономики страны в условиях формирования всероссийского экономического рынка. Однако в XVIII в. в силу ряда причин, связанных с политикой государства в отношении церкви, на смену монастырскому предпринимательству пришло "старообрядческое".

Весьма ярким примером русского предпринимательства являлась хозяйственная  деятельность монастырей. Монастырство на Руси появилось вместе с христианством, а первые монастыри были основаны в X веке при Владимире Святом. Первоначально монастыри выполняли чисто религиозные функции. Но уже с XIV века происходит перемена в деятельности монастырей, появляются монастыри - “пустыни”, монастыри- колонии.

Монастыри-колонии сыграли большую  роль в развитии предпринимательства  на Руси. Монастырская колонизация  осуществлялась совместно с крестьянской и торгово-купеческой. Власти и торговые люди Новгорода и Московской Руси хорошо понимали, какое значение могла иметь в деле освоения новых территорий монастырская община.

Под влиянием разнообразных факторов сформировались монастыри со “сложным хозяйством”, с многообразными житейскими заботами, на которых работали сотни  и тысячи крестьян. В итоге длительного  развития общая церковная и монастырская земельная собственность достигла внушительных размеров. К началу XX века церковь в России располагала  более 2,6 млн. десятин земли, в том  числе монастыри - около 740 тыс. десятин.

Ярким примером монастырского предпринимательства  может служить Соловецкий монастырь  в Беломорском крае (Соловецкие острова  в Белом море, Архангельская область). Основанный в середине XV века, монастырь  вынужден был затем вести длительную и упорную борьбу за расширение земельных владений и их хозяйственное освоение. К 1585 г. (в царствование Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, последнего из династии Рюриковичей), монастырю удалось на новых территориях развить хорошее хозяйство: была налажена работа соляных варниц, осуществлялась рыбная и звериная ловля, шло освоение лесов и пашен, построено много дворов, амбаров, лавок и мельниц.

Впоследствии монастырские владения проникли еще в ряд районов, а  во второй половине XVII века они распространились по течению Двины. По этой реке ежегодно ходили монастырские суда, доставлявшие в Вологду и другие города десятки  тысяч пудов соли. Возвращались с  огромными хлебными и другими  запасами, необходимыми для многочисленной братии и слуг монастыря, работавших на его землях.

К концу XVII века количество монахов  и работных людей в монастыре  превышало 2 тыс. человек. Кроме того, на содержании монастыря находилось свыше 1 тыс. ратных людей.

Настоятель монастыря Митрополит Филипп (вторая половина XVII века) с полным правом может считаться крупнейшим предпринимателем Руси. Хороший архитектор и механик, он создавал машины для  монастырского хозяйства, спроектировал  водопровод, начал добычу железа, построил мельницы и кирпичный завод, завел  домашний скот, организовал разработку слюды в Керецкой слободе и построил крупный железоделательный завод близ Сумского острога. Монастырь превратился в крупнейшего производителя соли Поморья.

Важной особенностью монастырского  предпринимательства являлось его  независимость от государственной  казны, постоянно испытывавшей финансовые затруднения, порожденные, в основном, чрезмерными военными расходами.

Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Митрополит Илларион был первым посвященным в этот сан (1051 г.) . Вспоминая близкое к нему время водворения христианства при Владимире Святом, писал в одном из своих сочинений, что уже тогда “монастыреве на горах сташа” . Какие именно монастыри имел в виду митрополит, сколько их было при князе Владимире и как они были устроены осталось неизвестным.

 Письменные известия об отдельных  монастырях появляются с княжения  Ярослава I. В первые два века  христианской жизни Руси наибольшее  количество монастырей встречается  в центральной полосе тогдашней  Русской земли, где было наиболее  сгущено русское население и  с наименьшими затруднениями  распространялось христианство. Из 70 монастырей, известных до конца  XII в., на эту полосу приходится до 50. Наибольшее количество монастырей расположено в старейших общественных центрах (Киев, Новгород) , остальные рассеяны по второстепенным областным средоточиям южной и северной Руси (Галич, Чернигов, Смоленск, Ростов, Владимир) .

Информация о работе Монастыри как центры предпринимательства