Монастыри как центры предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:23, доклад

Описание работы

Еще большей предпринимательской хваткой отличались игумены крупнейших монастырей северо-восточной Руси, владевших вотчинами, рыбными промыслами, соляными варницами и нуждавшихся в дополнительных продуктах для прокорма церковной братии. Предпринимательство монастырей стимулировалось льготами, которые они получали, с одной стороны, от Золотой Орды (освобождение от десятины), а с другой – от князя (право беспошлинной торговли). Такими привилегиями активно пользовались ярославский Спасский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, суздальский Спасо-Ефимьев, вологодский Глушецкий и другие монастыри. Они имели свои дворы на посадах в ряде крупных городов, включая Новгород и Москву.

Файлы: 1 файл

Монастыри как центры предпринимательства.docx

— 40.14 Кб (Скачать файл)

 Монастырские стены - крепостные  укрепления - должны были соответствовать  всем требованиям военного искусства.  Согласуясь с ними, к XV в. в планировочной композиции монастырского ансамбля стали появляться элементы регулярности.

 Монастыри XVI в. - Соловецкий, Новодевичий,  Симонов, Кирилло-Белозерский - в  основе своей планировочной структуры  имели пятигранник, а план Пафнутиева-Боровского монастыря приближался к ромбовидным очертаниям. Геометрическая форма была продиктована не отвлеченными геометрическими фигурами, а исходила из архитектурных пропорциональных положений, которые были распространены среди каменных дел мастеров.

 К концу XVII в. регулярность  конфигурации плана крепости-монастыря  стала традиционным приемом в  русском зодчестве. Кирпичные  стены Донского монастыря в  Москве, построенные на рубеже XVII - XVIII вв., имеют в плане строго  очерченный квадрат.

 Крепостные башни, помимо  той роли, которую они выполняли  в качестве оборонительных сооружений, часто использовались для нужд  монастырского хозяйства. В башнях  устраивались кладовые, мастерские, разнообразные монастырские службы: поварские, квасовареные, прядильные. Во внешнем художественном облике крепостные башни являлись важными структурными элементами. Фиксируя конечные точки архитектурной композиции, башни поддерживают и завершают ритмику вертикальных акцентов монастырского ансамбля. Архитектурная композиция приобретает черты гармоничной завершенности.

 Башни могли служить и  проездными воротами в монастырь.  Со стороны парадного подъезда  устраивались главные - Святые - ворота, выделенные как архитектурно, так  и расположением.

 Стремление к большей геометричности и регулярности планировочной композиции обозначалось в монастырском строительстве на Руси значительно раньше, чем, например, в строительстве городов или крепостей. Объяснение этому факту нужно искать в символической трактовке монастыря-крепости как целостного ансамбля.

 В зависимости от типа  монастыря и его материального  положения, келейная застройка  могла быть различной. Обычно  келейные корпуса располагались  по периметру монастырских стен. Деревянные строения по мере  роста достатка обители сменялись  каменными. Каменные жилые корпуса в богатых и многолюдных монастырях могли быть двухэтажными с отдельным входом в каждую келью. Келейная застройка образовывала главный монастырский двор, посередине которого возводились основные сооружения монастыря.

 Центральное место, и в  архитектурном, и в идейном  плане, занимал монастырский храм. Доминируя над всеми остальными  сооружениями, он рассматривался  как “земное небо или как  око Божье” . Тема большого храма с обширным внутренним пространством, обладающим особой “светлостью и звонностью” с начала XVI в. все чаще стала звучать в монастырской архитектуре.

 Вторым по значению сооружением  в комплексе монастырских построек  являлась трапезная. Часто при  основании обители в первую  очередь возводили именно ее, руководствуясь бытовыми соображениями.  Появление трапезной характеризовалось  переходом к общежительному монастырскому  уставу: трапезная - место для  общего вкушения пищи, которая  ассоциировалась с Тайной вечерей,  т.е. имело символический смысл.

 Одним из обязательных сооружений  в монастырском комплексе была  колокольня и звонница. Колокольный  звон - один из важнейших атрибутов  средневековой культуры - в монастырском  быту имел особое значение. Тембр  и характер звона, зависящие от подбора колоколов, служили отличительным признаком каждого монастыря.

 По мере роста монастыря  в нем появлялось все больше  специальных служб: больницы, библиотеки, иконописные палаты, мельницы и  разнообразные мастерские.

 К монастырским постройкам  мемориального характера можно  отнести небольшие часовни надкладезные палатки. Возведение и посвящение подобных часовен связывалось с каким-либо значительным событием монастырской жизни.

 В целом, на протяжении XVI в. сформировалась структура монастырского комплекса с архитектурно-композиционными приемами, повторяющимися с незначительными изменениями в последующем монастырском строительстве. Архитектурный ансамбль древнерусского монастыря выражал идею религиозного, культурного, военного и политического центра.

 Русские монастыри представляют  собой большое чудо. Религиозные  обители - это красота, но не  только в камне, но главное  - в душах людей. Монастыри всегда  были оплотом духовности русского  народа, его силой.

 

 

Список литературы

 

1. Ананьич Б.В. Банковские дома в России 1860-1914 годы. - Ленинград,-1991

 

2. Гинс Г.К. Предприниматель, - Посев, - 1992

 

3. Дынкин А.  Зачем экономике предприниматель? ,- МЭМО, - 1991,- № 1

 

4.   Русские  монастыри. М., 1996.

 

5.Бродский Б. И. Связь  времен. М., 1974.

1 Тамга - Таможенная пошлина в древней Руси, взимавшаяся при наложении специального клейма на товар (истор.).

2 Секуляризация церковных земель – перевод земель принадлежавших церкви в собственность государства.


Информация о работе Монастыри как центры предпринимательства