Мотивация инновационной деятельности в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 16:12, реферат

Описание работы

Понятие мотивации обычно очень тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают все новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату.

Содержание работы

Введение
1. Понятие мотивации и ее виды………………………………………………....5
2. Мотивация инновационной деятельности в организации…………………...8
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Чернова Доклад.docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Понятие мотивации и ее виды………………………………………………....5

2. Мотивация инновационной  деятельности в организации…………………...8

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие мотивации  обычно  очень  тесно  связано  с  проблемой  управления персоналом.   Новые экономические   отношения,   порожденные    переходным периодом,  выдвигают  все  новые  требования  к  персоналу.  Это  не  только подбор,   обучение  и   расстановка  кадров,  но   и   формирование   нового сознания,   менталитета,    а   следовательно,    и    методов    мотивации.

В  настоящее   время,  при   переходе  к   рыночным   отношениям,   основным мотивирующим фактором работников является    желание     иметь гарантированную  заработную  плату.  При этом ни интенсивность, ни  качество труда  в  расчет,  как  правило  не  берутся,  преобладает   желание   иметь спокойную  работу с  небольшим,   но  гарантированным   заработком,   нежели интенсивную       работу       с       высокой      заработной       платой.

   В  тоже  время, на рынке труда  появляются   работники,   обладающие достаточным профессионализмом и новым трудовым  сознанием,  т.е.  люди с хорошей  нравственной основой и пониманием  труда.  Однако шансов   найти хорошую  работу  у них немного из-за возрастного  барьера  (до  и  более  50 лет) или отсутствие рекомендаций (в основном у молодых специалистов).

   Таким  образом,  и  потребности,  и  мотивация   большинства   работников нуждаются  в  дальнейшем  изучении и  систематизации.  Итак,  что  же  такое мотивация? Мотивация - это процесс побуждения каждого  сотрудника  и  всех  членов  его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих  потребностей  и для достижения целей организации.

Теперь рассмотрим  основные задачи мотивации: [7, c.144]

формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации  в процессе труда; обучение  персонала   и   руководящего   состава   психологическим   основам внутрифирменного общения;

формирование у каждого руководителя демократических  подходов  к  управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения этих задач необходим анализ: процесса мотивации в организациях индивидуальной и групповой мотивации, если  таковая  имеется  в  зависимости между ними изменений, происходящих в мотивации деятельности  человека  при  переходе  к рыночным отношениям.

 Для решения данных  задач применяются различные методы мотивации,  сущность которых рассмотрим ниже.

   Самым   первым   и    наиболее   распространенным    методом   был  метод наказания  и   поощрения,  так   называемая  политика  «кнута  и   пряника».

Этот   метод  использовался    для   достижения   желаемых   результатов   и просуществовал  довольно  долго в условиях    административно-командной системы.

   Что касается этого  метода, то его основой служила: мысль о  том,  что  ты можешь достичь или страх перед неприятностями в случае не  достижения  чего-либо. Но   здесь  все  же   сильнее  работает  кнут.  Если  вы,  к  примеру, говорите, что нужно работу закончить к полудню и  это  очень  важно,  -  это может являться стимулом. Но если вы скажете, что в  любом  случае,  ровно  в полдень уедете, и работу  можно  будет  оставить  за  ненадобностью,  стимул будет сильнее.

Но постепенно   этот метод трансформировался  в   систему   административных и экономических санкций и стимулов.

    Он    был    эффективен    при    повторяющихся   рутинных    операциях, незначительной содержательной  части   работы,  при  невозможности  поменять место  работы  (по  разным  причинам),  а  также  в  условиях  бригадных   и коллективных  подрядов,   где  действовали  регламентированные  надбавки   и удержания.

  С  повышением  роли  человеческого   фактора   появились   психологические методы  мотивации.

   С точки зрения  психологии, мотивация  –  это  влечение  или  потребность, побуждающая  людей  действовать  с  определенной   целью,   это   внутреннее состояние,  которое  энергезирует,  направляет  и   поддерживает   поведение человека. [10, c. 55]

В  основе этих  методов лежит утверждение,   что   основным   модифицирующим фактором  являются не  только материальные  стимулы, но  и  нематериальные мотивы, такие, как самоуважение,  признание со  стороны  окружающих   членов коллектива, моральное  удовлетворение  работой  и  гордость   своей  фирмой.

Такие методы  мотивации базируются на изучении  потребностей  человека,   т.е.  осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка  в  чем-либо  имеет  вполне  определенную  цель,   которая   и    служит   средством удовлетворения потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие мотивации и ее виды

Мотивация - это внутреннее побуждение к действию для достижения личных целей или же целей организации. Она призвана снизить напряжение, возникающее в ответ на потребность или желание что - то заполучить.

Потребность - истоки мотивов, нехватка чего либо, для нормальной жизнедеятельности. В наше время принято разделять несколько основных видов мотивации труда:

  • Материальная мотивация.

  • Нематериальная мотивация.

Виды нематериальной мотивации:

  • возможность карьерного роста;

  • возможность организации гибкого графика роботы;

  • наличие права голоса при принятии важных для предприятия решений.

Виды материальной мотивации:

  • прямая – премии, сдельная оплата труда, подарки;

  • косвенная – питание на предприятии, льготы при приобретении жилья, льготы на проезд

Профессиональный труд призван удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, ведь помимо зарабатывания денег, человек стремится еще и наладить со всеми хорошие взаимоотношения, сформировать о себе хорошее мнение.

Виды мотивации в психологии

В психологии особое внимание уделяют мотивации, поскольку она позволяет оказывать влияние на деятельность других людей. Так называемая «искусственная мотивация» - это воздействие оказываемое другими людьми на вас с той или иной целью.

Мотивация может быть «от чего либо» - негативная и «к чему»- позитивная. Примером такой мотивации может послужить издавна известный всем приём «кнута и пряника», если ребёнок ослушался родителей, то его мотивация будет « от чего » основанная на негативных эмоциях и переживаниях вызванных возможными наказаниями. В том случае если же он хорошо выполнил данное ему задание, то его мотивация будет «к чему» основанная на его положительных ожиданиях получения вознаграждения за свой труд.

В зависимости от источника к видам мотивации относятся также:

  • внешняя мотивация - побуждение к действию возникает как результат, каких то событий;

  • внутренняя мотивация – побуждение к действиям возникает не вследствие воздействия внешних факторов, а из за содержания самой деятельности.

В сфере менеджмента и управления персоналом выделают несколько видов теорий мотивации:

1. Содержательные теории  мотивации. Они основываются на внутренних побуждениях человека к деятельности. Именно они наилучшим образом раскрывают взаимосвязь между возникновением потребности и путём её реализации. К таким теориям можно отнести:

  • иерархическая теория А.Маслоу;

  • теория трёх потребностей Д.Макклелланда;

  • теория двух факторов.

2. Процессуальные теории мотивации. В первую очередь направлены на исследование поведения человека в различных жизненных ситуациях. Особое внимание уделяют мотивации различных внешних факторов. К ним можно отнести:

  • теорию справедливости С. Аамса;

  • теорию ожидания В. Врума;

  • теорию мотивации Портера – Лоуера.

3. Теории «работника». В эту группу входят те теории, которые отображают специфическое виденье профессиональной деятельности каждого работника :

  • теория Джеймса Макгрегора;

  • теория Z.

Все вышеприведённые теории, так или иначе, доказывают, что мотивация придаёт деятельности человека определённую целенаправленность. Достижение поставленных целей обеспечивает личностное восстановление физического и социального равновесия и делает человека более уверенным в себе и успешным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мотивация инновационной  деятельности в организации

Мотивация инновационной деятельности на предприятии необходима с целью усиления роли инновационных процессов связанных, прежде всего, с конкуренцией в рынке. В рыночных условиях существования организации и даже государства выживают и развиваются, если они активно внедряют в практику жизни новации, и занимаются нововведениями настойчиво и упорно.

В этом процессе существенную роль играют мотивационные механизмы, заставляющие людей интенсивно и творчески трудиться, создавая самому себе и обществу материальные блага, этим самым, повышая уровень жизни общества и уровень собственного благосостояния и развития.

В современной теории и практике рассматривают два концептуальных подхода к мотивации:

- Мотивацию содержательную.

- Мотивацию процессуальную.

В зависимости от способа вознаграждения различают материальную, трудовую и статусную системы мотивации. Процесс мотивации инновационной деятельности в организации содержит три стадии:

1. Выбор и характеристика субъекта  мотивации.

2. Разработка альтернативных вариантов  мотивации.

3. Принятие мотивационного решения.

Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся:

1. Преимущества стратегического  характера:

- создание благоприятной  деловой репутации в глазах  потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;

- рост эффективности производства  за счет модернизации и обновления  производственных мощностей; 

- обеспечение развития  предприятия за счет расширения  рынков сбыта и диверсификации  деятельности.

2. Увеличение рентабельности  предприятия вследствие:

- временной монополизации  рынка и возможности получения  сверхприбыли от реализации радикальных  новинок;

- повышения качества и  конкурентоспособности изделий;

Информация о работе Мотивация инновационной деятельности в организации