Налогообложение деятельности акционерных обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налога на добавленную стоимость. Поэтому в данной работе мы бы хотели рассмотреть действующее законодательство в области налога на добавленную стоимость.

Содержание работы

Введение 3
1.Сущность НДС и его место в современных налоговых системах. 4
2.Особенности налогообложения акционерных обществ. 6
3. Пути совершенствования механизма НДС. 13
Заключение 14
Список литературы: 16

Файлы: 1 файл

osnovy_predpr_kontr.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

 Налог, удержанный  при выплате акционерам дохода  в виде дивидендов, перечисляется  акционерным обществом в течение  10 дней со дня выплаты дохода  в бюджет. По истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором акционерное общество производило выплаты акционеру, оно обязано представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации (налоговые расчеты).

 По общему правилу акционерное  общество обязано представить налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Акционерное общество, исчисляющее суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляет налоговые декларации (налоговые расчеты) в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей, то есть не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производилось исчисление налога.

Пример 1. Акционерное общество I по результатам 2003 г. выплачивает 1 мая 2004 г. акционерному обществу II дивиденды  в размере 100 000 руб. (с учетом удержанного  налога на прибыль организаций). Чистая прибыль акционерного общества II по результатам первого полугодия 2004 г. составила 800 000 руб., а на выплату дивидендов трем акционерам по результатам этого полугодия 2004 г. было принято решение выплатить дивиденды в размере 200 000 руб. Организации А принадлежит 50% акций акционерного общества II, организации Б 30% и организации В 20% соответственно. При этом акционерное общество II выплачивает дивиденды акционерам двумя частями - первую ч. 1 августа 2004 г. в размере 150 000 руб., а вторую - 10 февраля 2005 г. в размере 50 000 руб. соответственно.

 Общая сумма налога, подлежащая  исчислению, удержанию и уплате  в бюджет акционерным обществом  II, при выплате дивидендов составит 6000 руб. (6% x (200 000 - 100 000)).

 Общая сумма налога, подлежащая исчислению, удержанию и уплате в бюджет акционерным обществом II, при выплате дивидендов 1 августа 2004 г. составит 4500 руб. (6% x ((100 000 x 150 000) / 200 000)).

 Общая сумма дивидендов, полученных  акционерами, составит 145 500 руб. Доход организации А составит 72 750 руб. ((145 500 / 100) x 50), организации Б 43 650 руб. ((145 500 / 100) x 30) и организации В 29 100 руб. ((14 550 / 100) x 20).

 Сумму налога в размере  4500 руб. акционерное общество II обязано  было уплатить в бюджет до 11 августа 2004 г. При этом представить налоговые декларации (налоговые расчеты) акционерное общество II было обязано не позднее 28 октября 2004 г., а в случае, если акционерное общество исчисляет суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, то представить налоговые декларации (налоговые расчеты) оно было обязано не позднее 28 сентября 2004 г.

 При выплате 10 февраля 2005 г. второй части начисленных  дивидендов общая сумма налога, подлежащая исчислению, удержанию  и уплате в бюджет акционерным обществом II, составит 2250 руб. (9% x ((100 000 x 50 000) / 200 000)).

 Общая сумма дивидендов, полученных  акционерами, составит 47 750 руб. При  этом доход организации А составит 23 875 руб. ((47 750 / 100) x 50), организации Б  14 325 руб. ((47 750 / 100) x 30) и организации В 9550 руб. ((47 750 / 100) x 20).

 Сумму налога в размере  2250 руб. акционерное общество II обязано  уплатить в бюджет до 20 февраля  2005 г. При этом представить  налоговые декларации (налоговый  расчет) акционерное общество II обязано не позднее 28 апреля 2005 г., а в случае, если акционерное общество исчисляет суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, то не позднее 28 марта 2005 г.

Пример 2. Акционерное общество II не является акционером, а следовательно получателем дивидендов. Чистая прибыль акционерного общества II по результатам 2004 г. составила 800 000 руб. По результатам 2004 г. было принято решение выплатить трем акционерам дивиденды в размере 200 000 руб. Организации А принадлежит 50% акций акционерного общества II, организации Б - 30% и организации В - 20% соответственно. При этом, акционерное общество II выплачивает дивиденды акционерам полностью 1 апреля 2005 г.

 Общая сумма налога, подлежащая  исчислению, удержанию и уплате  в бюджет акционерным обществом II при выплате дивидендов 1 апреля 2005 г., составит 18 000 руб. (9% x 200 000).

 Общая сумма дивидендов, полученных  акционерами, составит 182 000 руб. При  этом доход организации А составит 91 000 руб. ((182 000 / 100) x 50), организации Б  54 600 руб. ((182 000 / 100) x 30) и организации В 35 400 руб. ((182 000 / 100) x 20).

 Сумму налога в размере  18 000 руб. акционерное общество II обязано уплатить в бюджет  до 11 апреля 2005 г. При этом представить  налоговые декларации (налоговый  расчет) акционерное общество II обязано не позднее 28 июля 2005 г., а в случае, если акционерное общество исчисляет суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, то представить налоговые декларации обязано не позднее 28 мая 2005 г.

Однако несмотря на то, что акционерным обществом II не был удержан налог, это акционерное общество все равно обязано представить налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 марта 2007 г., а в случае, если акционерное общество исчисляет суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, то не позднее 28 ноября 2006 г.

Хотелось бы отметить, что положение, предусмотренное налоговым законодательством, касающееся уменьшения суммы дивидендов, подлежащих распределению между  акционерами в текущем налоговом периоде на сумму дивидендов, полученных самим акционерным обществом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, специально принято для избежания двойного налогообложения.

 Обычно акционерное общество  при выплате дивидендов своим акционерам всегда обязано удержать причитающуюся сумму налога. При этом встречаются ситуации, когда акционерное общество не должно и не обязано (правда, с некоторыми оговорками) при выплате дивидендов акционерам удерживать сумму налога.

 Такая ситуация возникает,  например, когда акционером акционерного  общества является паевой инвестиционный  фонд, находящийся в доверительном  управлении управляющей компании. Как известно, паевой инвестиционный  фонд согласно законодательству  Российской Федерации не является юридическим лицом, а следовательно, и плательщиком налога на прибыль организаций. При этом акции, которые составляют паевой инвестиционный фонд и по которым происходит выплата дивидендов, должны обособляться от имущества управляющей компании, имущества владельцев инвестиционных паев, имущества, составляющего иные паевые инвестиционные фонды, находящиеся в доверительном управлении этой управляющей компании, а также иного имущества, находящегося в доверительном управлении или по иным основаниям у указанной управляющей компании. Акции, составляющие паевой инвестиционный фонд, должны также учитываться управляющей компанией на отдельном балансе, и по ним должен вестись самостоятельный учет.

 Для того чтобы акционерное  общество не удерживало налог при выплате дивидендов по акциям, принадлежащим на момент выплаты дивидендов паевому инвестиционному фонду, управляющая компания паевого инвестиционного фонда обязана документально подтвердить, что акции приобретались именно для паевого инвестиционного фонда.

На практике часто возникают  ситуации, когда акционерное общество, удержав и уплатив в бюджет налог с выплаченных дивидендов, выясняет, что среди акционеров, которым были произведены выплаты, присутствуют лица, имевшие льготу, но заранее не предоставившие документального подтверждения своего особого статуса, для того чтобы акционерное общество не удерживало налог при выплате дивидендов.

 В этой ситуации следует  применять положения налогового  законодательства, согласно которым  сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей акционера по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату акционеру. Вышеназванные положения налогового законодательства применяются также в отношении акционерного общества, выступающего в роли налогового агента.

 Таким образом, в случае, когда  акционерное общество уплатило  налог с доходов в виде дивидендов, выплаченных акционерам, имеющим  льготу, функции по возврату акционеру  излишне уплаченных сумм налога  возлагаются на акционерное общество. При этом акционерное общество обязано представить в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на прибыль организаций. Для зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, погашения недоимки или возврата акционерам акционерное общество представляет в налоговый орган письменное заявление, составленное в произвольной форме.

 Отметим, что несмотря на  то, что для целей налогообложения  обязанности по зачету суммы  излишне уплаченного налога в  счет предстоящих платежей, погашения  недоимки или возврата акционерам возлагаются на акционерное общество, последнее не обязано их выполнять. Взаимоотношения между акционерным обществом и акционерами в рассматриваемой ситуации регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, которое такую обязанность не предусматривает.

 

3. Пути совершенствования механизма НДС.

Любая налоговая система ставит перед собой цель перераспределения  социально-экономических параметров, всяческого стимулирования деятельности частного предпринимательства, предпринимательской инициативы, развития общества. Однако, даже самая оптимальная по размерам и способам взыскания платежей в бюджет налоговая система, действует как конфискационный механизм, приводя к искажению поставленные цели. Это тем более ощутимо в неблагоприятной экономической ситуации, когда разорваны прежние хозяйственные связи, растут издержки производства, ограничено банковское кредитование. Приемлемые для других условий размеры налогов являются максимальными и невыносимыми для такой ситуации, ограничивающими производственную и трудовую деятельность налогоплательщиков. Следствием этого явилось быстрое развитие теневой экономики, объемы которой, по расчетам экспертов, составляют около 40 % ВВП [24, с. 100].

При этом не стоит забывать об отсутствии наследственности в налоговой сфере (очень немногое удалось почерпнуть из налоговой системы СССР), в связи с чем налоговую систему пришлось создавать заново. Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского общества, обусловили необходимость форсирования разработки и быстрого введения налоговой системы, построенной на основах, принципиально отличных от тех, которые существовали в условиях административно-командной системы.

Созданный заново блок законов, касающихся налогообложения, с последующими дополнениями и изменениями, который действует сегодня в России, сыграл свою роль. Однако, с учетом динамики процессов, которые проходят в экономике России, необходимо быстрое реагирование государства на любые изменения в экономической жизни общества.

Проблемой для государства является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов как легальным, так и  нелегальным способом. Примером уклонения  от косвенных налогов легальным  способом может служить уменьшение потребления, что ведет к снижению суммы налогов, выплачиваемых в бюджет. Иногда это имеет позитивное значение, т.е. предприятие с целью уклонения от уплаты НДС меньше потребляет ресурсов, в связи с чем их рационально использует, ищет новые ресурсосберегающие технологии. Нелегальный способ – сокрытие части произведенного или реализованного товара и тем самым уменьшение суммы налога. В развитых странах мира проблема решается путем перекрытия нормативными актами лазеек в законодательстве и путем ужесточения контроля над плательщиками. 
Заключение

Сегодня налоговая система признана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательству и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения. К числу наиболее важных принципов, которые должны быть реализованы в налоговой системе относятся:

-   разумное сочетание прямых  и косвенных налогов, использование  разнообразных их видов, позволяющее  учесть как имущественное положение  налогоплательщиков, так и получаемые  ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступления с высокой ставкой изъятия;

-   универсализация налогообложения, обеспечивающая:

-   одинаковые для всех  плательщиков требования эффективности,  не зависящие от видов собственности,  организационно правовых форм  хозяйствования и т.д.;

-   одинаковый подход к  исчислению величины налога вне  зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики;

-   однократность налогообложения,  состоящая в том, что один  и тот же объект может облагаться  налогом одного вида только  один раз за определенный законом  период;

-   научный подход к определению  конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению;

-   дифференциация ставок  налогообложения в зависимости  от уровня доходов, которая  тем не менее не должна превращаться  ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;

-   стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих  в течение довольно длительного  периода;

-   простота исчисления суммы  налога и осуществление платежа;

-   использование системы  налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующие принцип социальной справедливости, в том числе гарантирующий гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для каких-либо отдельных плательщиков, они едины для всех;

-   четкое разделение налогов  по уровням государственного  управления:.

Гармонизация со странами ЕС предусматривает  смену удельного веса различных  форм собственности. При этом удельный вес государственной собственности в стране снижается и развивается частная. Главная цель налоговой системы сегодня – создать взаимосвязанную интегрированную систему налогов органично дополняющих друг друга, а не грабящих производителей и предпринимателей. В системе должны диалектически фискальная и регулирующая функция налогов. Государство не должно нарушать права собственности предпринимателей на заработанные доходы. Налоговая политика должна быть гласной и понятной для каждого субъекта.

Информация о работе Налогообложение деятельности акционерных обществ