Направления государственной поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования будет выступать малое предпринимательство, предметом исследования – сфера государственного управления малым предпринимательством.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.

Содержание работы

Теоретическая часть
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и содержание малого предпринимательства………………5
1.1. Сущность малого предпринимательства………………………………..…..5
1.2. Этапы формирования малого предпринимательства в России………..…..6
1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России…………9
Глава 2. Государственное управление как фактор поддержки
малого предпринимательства…………………………………………………...12
2.1 Государственные органы, отвечающие за поддержку
малого предпринимательства…………………………………………………...14
2.2. Государственные механизмы регулирования
малого предпринимательства…………………………………………………...15
2.3. Направление государственного регулирования
малого предпринимательства……………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………..18
Практическая часть……………………………………………...………………..19
Список литературы……………………………………………………...………..21

Файлы: 1 файл

Налог. планир. в м. б.-1.doc

— 1.69 Мб (Скачать файл)

Современный этап развития мелкого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие малого бизнеса имеют много схожего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организации, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования.

Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, можно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий.

 

    1. Современное состояние малого предпринимательства в России

 

 Из Доклада  Министра экономического  развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа: 
«О развитии малого предпринимательства и мерах его государственной поддержки» Москва, 5 июня 2007 г. по состоянию на 01 января 2007 года.

 

Основные показатели развития малого предпринимательства в Российской Федерации на 1 января 2007 г.

 

    • Число замещенных рабочих мест на малых предприятиях: 9,5 млн.
  • Количество зарегистрированных малых предприятий в 2007 г.: 1 млн. 32 тысяч
  • Инвестиции в основной капитал малых предприятий за 2006 г.: 171 млрд. рублей

 

Отраслевая структура малого предпринимательства в России (по состоянию на 1 января 2007 г.)

 

Основные направления государственной  программы поддержки малого предпринимательства (2005-2006 годы)

 

 

По данным Минэкономразвития РФ за последние 4 года удвоился объем  производства малого предпринимательства  и в 2007г. число малых предприятий  превышает 1 млн, занятость на одном  предприятии возросла на 6,7%, однако наилучшие показатели наблюдаются  не в крупных городах и центральной части, а в регионах. Ежегодный прирост количества малых предприятий составляет около 25 тыс. По прогнозам специалистов к 2010г. объем производства может дать еще одно удвоение.

Согласно официальным  данным Госкомстата России, отраслевая структура малых предприятий в течение последнего ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и услуг является наиболее массовыми в малом бизнесе, что вполне отвечает специфике малых форм хозяйствования.

 

Приоритетными направлениями поддержки и развития малого предпринимательства станут:

  • сектор промышленного производства,
  • научно – технической и инновационная сфера,
  • жилищно-коммунальное хозяйство,
  • сфера услуг, торговли и сервиса.

 

Глава 2. Государственные программы  поддержки малого предпринимательства

 

1. Государственная поддержка  малого предпринимательства осуществляется  в соответствии с Федеральной  программой государственной поддержки  малого предпринимательства, региональными  (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

  • Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
  • В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

2. Государственные и  муниципальные программы поддержки  малого предпринимательства включают  в себя следующие основные  положения:

  • меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
  • меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
  • предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
  • меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
  • меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
  • меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Государственные программы  поддержки малого предпринимательства  разрабатываются в порядке, установленном  действующим законодательством, и  должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости  населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3. Финансовое обеспечение  государственных и муниципальных  программ поддержки малого предпринимательства  осуществляется ежегодно за счет  средств федерального бюджета,  средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других источников, предусмотренных частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона.

  • Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации.
  • Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой  формы и формы собственности,  общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

5. Правительство Российской  Федерации ежегодно представляет  в Государственную Думу доклад  о состоянии и развитии малого  предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства.

 

2.1 Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства

Государственная политика в отношении  малого предпринимательства находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий  со стороны власти.

К ведению Федерации законодательством  отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов  государственной поддержки этого  сектора: регламентация порядка  создания и деятельности федеральных  органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными  вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Также действуют общественные объединения - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций.

Регулярно разрабатываются и принимаются  федеральные и региональные программы  поддержки малого предпринимательства. Разработаны и осуществлены четыре федеральные программы – в 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-1999 гг., 2000-2001 гг., 2003-2005 гг. В настоящий момент действует программа, включающая меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике государства.

2.2. Государственные механизмы регулирования  малого предпринимательства

 

Одна из важных задач государства - создание экономических условий  для развития предпринимательства  путем использования различных  механизмов.

  • Приватизация как государственное регулирование малого предпринимательства имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя. Первый опыт приватизации показал неперспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства.
  • Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. Налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.
  • Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др.
  • Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий.
  • Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.

Таким образом, для развития предпринимательства  применяется ряд экономических  методов и рычагов, в том числе  приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный  заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.

2.3. Направления государственного регулирования  малого предпринимательства

 

В российских условиях на федеральном уровне проводиться политика, которая похожа на западные аналоги – минимальное финансирование программ развития малого предпринимательства, ограниченное вмешательство в его деятельность на уровне регионов.

Организационную основу управления малого предпринимательства составил Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. Он является важным элементом правовой среды малого бизнеса, который сильно зависит от государства.

В законе перечислены направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства:

1. формирование инфраструктуры  его поддержки и развития;

2.создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

3. установление упрощенного порядка  регистрации субъектов малого  предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации их  продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

4. поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие  развитию их торговых, научно-технических,  производственных, информационных  связей с зарубежными государствами;

5. организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для малых предприятий. 

В Законе раскрывается содержание основного  инструмента государственной поддержки  малого бизнеса – государственных  программ. Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

  • меры по формированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном, региональном и местных уровнях;
  • перспективные направления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • меры, принимаемые для реализации основных направлений форм его развития;
  • предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
  • меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
  • меры по обеспечению субъектами малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Информация о работе Направления государственной поддержки малого предпринимательства