Недобросовестная конкуренция: понятие, виды, способы пресечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Легальное начало для современного российского предпринимательства было положено в 1991 году со вступлением в силу Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Конституция России, принятая в 1993 году, содержит необходимые критерии, в соответствии с которыми надлежит осуществлять правовое регулирование экономической и в том числе, предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3

1. Понятие недобросовестной конкуренции…………………………4-5

2. Классификация видов недобросовестной конкуренции…………6-9

3. Способы пресечения недобросовестной конкуренции…………..10-19

Заключение…………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………21

Файлы: 1 файл

право.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

   
   

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

    По дисциплине «Предпринимательское право»

 

На тему: «Недобросовестная конкуренция: понятие, виды, способы пресечения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

 

 

 

Оглавление         

 Введение…………………………………………………………………..3

 

 1. Понятие недобросовестной конкуренции…………………………4-5

 

 2. Классификация видов недобросовестной конкуренции…………6-9

 

 3. Способы пресечения недобросовестной конкуренции…………..10-19

 

  Заключение…………………………………………………………….20

  Список используемой литературы……………………………………21                                          

 

 

                                                    

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

                                               Введение

Легальное начало для современного российского предпринимательства было положено в 1991 году со вступлением в силу Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Конституция России, принятая  в 1993 году, содержит необходимые критерии, в соответствии с которыми надлежит осуществлять правовое регулирование экономической и в том числе, предпринимательской деятельности. Принципы Российского предпринимательского права - основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права. Основными из них являются:

- принцип поддержания конкуренции  и недопущения экономической  деятельности, направленной на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п.1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

- принцип законности. С одной  стороны, сама предпринимательская  деятельность должна осуществляться  при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством  должна быть обеспечена законность  в деятельности органов государственной власти местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Конкуренция - необходимый атрибут развитой экономики. Именно она является основным стимулом повышения качества производимой продукции, наращивания объемов производства, формирования наиболее обоснованной цены товаров, качественной и достоверной рекламы.

 

       1. Понятие недобросовестной конкуренции.

 

Определение недобросовестной конкуренции закреплено в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречащие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могли причинить) убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли (могли нанести) вред их деловой репутации.

В данной общей норме дается определение недобросовестной конкуренции с использованием таких терминов, как «обычай делового оборота», «справедливость», «разумность», «добропорядочность». Поскольку значения указанных терминов достаточно расплывчаты, то и определение недобросовестной конкуренции как действий, противоречащих «обычаям делового оборота», «разумности» и т.д., не устанавливает четких общепризнанных норм поведения. Эти нормы в конкуренции есть не что иное, как отражение социологических, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только в разных странах, но иногда и внутри одной страны.

С целью нивелирования терминологических проблем при квалификации действия хозяйствующего субъекта как акта недобросовестной конкуренции необходимы три условия:

  • Во-первых, действия субъекта должны противоречить требованиям действующего законодательства, добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового оборота;

 

 

  • Во-вторых, указанные действия должны иметь негативные последствия для компании – конкурентов в виде причинения убытков или нанесения ущерба их деловой репутации;
  • В - третьих, должна присутствовать направленность на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, при этом доказывать стремление к приобретению данных преимуществ необязательно.

Отсутствие доказательств хотя бы одного из этих условий не позволяет квалифицировать действия субъекта как недобросовестную конкуренцию.

Недобросовестная конкуренция имеет ряд характерных особенностей:

  • Является актом противоправным и аморальным;
  • Связана с нанесением ущерба конкретному субъекту;
  • Участником отношений не может быть орган власти;
  • Бездействие не может быть квалифицировано как недобросовестная конкуренция, в данном случае оценивается лишь активное поведение субъекта на рынке.

Причины возникновения недобросовестной конкуренции как одного из разновидностей конкуренции кроются в психологических особенностях человека. Здесь встает вопрос о том, на что готов пойти человек ради достижения своих целей, способен ли он нарушить закон и, соответственно, нормы морали общества, в котором он живет. Возникновение и существование недобросовестной и добросовестной конкуренции вопрос такой же, как и возникновение добра и зла, того, что мы называем хорошо и плохо, «черного» и «белого».

Таким образом, недобросовестная конкуренция, представляет из себя соперничество за что-либо ограниченное или лучшее, которое осуществляется не в соответствии с существующими этическими нормами, традициями и законами. Причины возникновения недобросовестной конкуренции как своеобразного метода конкуренции заложены в психических особенностях человека.

        2. Классификация видов недобросовестной конкуренции

 

Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Российское законодательство содержит открытый перечень актов недобросовестной конкуренции, сформулированных в ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции".

Согласно указанной статье, не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Обычно распространение такого рода сведений означает дискредитацию конкурента. Цель такой дискредитации – привлечение потребителей к собственной продукции или услугам путём распространения неточной информации о конкуренте, его товарах и услугах;

- введение в заблуждение относительно  характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества  и количества товара.

Введение в заблуждение, как и дискредитация конкурента, имеет цель привлечь потребителей путём распространения неточной информации. Однако, в отличии от случаев дискредитации конкурента, здесь речь идёт не о клевете на конкурента, его товары и услуги, а о ложных или обманных заявлениях о собственном товаре;

- некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами других  хозяйствующих субъектов. Утверждения, содержащие некорректное сравнение  товаров разных производителей, могут быть, в частности, двух  видов: содержащие позитивную ссылку на чужой товар («мой товар столь же хорош, как и чужой») или негативную ссылку («мой товар лучше, чем чужой»).

 

 

Позитивная ссылка на товар конкурента, как правило, бывает, когда его товар общеизвестен; она таит в себе опасность неправомерного присвоения чужой репутации. Критику товара конкурента можно принять за дискредитацию. Однако в обоих случаях сравнения присутствует ссылка на конкурента, который либо называется по имени, либо, безусловно, распознаваем потребителем.

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средства индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг. Эта норма направлена на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением исключительных прав (интеллектуальной собственности) физических и юридических лиц. Использование в коммерческом обороте без согласия владельца таких видов интеллектуальной собственности, как товарный знак или фирменное наименование, осуществляется в двух формах: полное копирование интеллектуальной собственности другого владельца или создание и введение в оборот товарных знаков, сходных до степени смещения со знаками (наименованиями) конкурента;

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. Эта норма направлена в основном на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с «промышленным шпионажем»;

- приобретение и использование  исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. То есть использование компаниями при продвижении своей продукции результатов чужой интеллектуальной деятельности. Например, использование идейных и типологических характеристик известных брендов.

 

 

Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

1

  • все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

2

  • ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

3

  • использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

 

Еще 12 видов деятельности определяются, как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

1) подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

2) выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;

3) неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;

4) побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;

5) угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

6) бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;

7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

 

8) создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;

9) намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;

10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

11) выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;

12) нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Способы пресечения  недобросовестной конкуренции.

 

При избрании способа защиты от недобросовестных конкурентных действий, хозяйствующему субъекту желательно тщательно анализировать (самостоятельно или с привлечением специалистов), с какой целью и каким образом осуществляются те или иные действия, можно ли применить меры их административного пресечения или следует обратиться в суд и т.п. 
Говоря об административных способах защиты, следует отметить, что пресечение недобросовестной конкуренции относится к одной из основных задач федерального антимонопольного органа, которым является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) .  
Осуществление защиты прав хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции в МАП России производится в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом МАП России от 25.07.96 N 91.

Информация о работе Недобросовестная конкуренция: понятие, виды, способы пресечения