Недобросовестная конкуренция: понятие, виды, способы пресечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Легальное начало для современного российского предпринимательства было положено в 1991 году со вступлением в силу Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Конституция России, принятая в 1993 году, содержит необходимые критерии, в соответствии с которыми надлежит осуществлять правовое регулирование экономической и в том числе, предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3

1. Понятие недобросовестной конкуренции…………………………4-5

2. Классификация видов недобросовестной конкуренции…………6-9

3. Способы пресечения недобросовестной конкуренции…………..10-19

Заключение…………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………21

Файлы: 1 файл

право.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

1. Предписание  антимонопольного органа.

Предписание представляет собой правообразующий юридический факт и является обязательным для исполнения письменным требование антимонопольного органа. Он направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощью предписаний выполняются задачи и реализуются функции антимонопольного ведомства (ст. 11 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 22 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

 

В российском антимонопольном законодательстве отсутствует легальное определение понятия "предписание". Однако анализ Закона о конкуренции на товарных рынках (ст. ст. 11 - 12, п. 1 ст. 22) и Закона о конкуренции на финансовых рынках (ст. ст. 22 - 23, п. 1 ст. 28, ст. 32) позволяет утверждать, что законодатель рассматривает предписание в качестве меры государственного принуждения, применяемой с целью пресечения совершенного правонарушения. 
Основанием для рассмотрения дел в антимонопольных органах могут являться представления прокурора либо заявления коммерческих или некоммерческих организаций, федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Заявление, содержащее сведения о конкретных действиях хозяйствующих субъектов, подается в антимонопольный орган с приложением документов, свидетельствующих о фактах недобросовестной конкуренции. Документы и иные доказательства, в т.ч. вещественные, прилагаемые к заявлению, должны подтверждать истинность сведений, изложенных в заявлении. 
В соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Министр (руководитель территориального управления) издает приказ о создании Комиссии по рассмотрению конкретного дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) и назначении ее председателя, которым, как правило, является заместитель Министра (руководитель территориального управления). В состав Комиссии включаются специалисты МАП России (терр. упр.). Общее количество членов Комиссии не может быть менее трех человек.  

 

Председатель Комиссии в пятидневный срок со дня издания приказа выносит определение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательств, которое направляется сторонам по делу заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается их доверенным представителям под расписку. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о получении определения, приобщаются к материалам дела.

 
Комиссия вправе привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов. Дела о нарушениях антимон зак-ва рассматриваются Комиссией в трехмесячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела. 
Рассмотрение дела может быть отложено. При отложении дела течение срока рассмотрения дела не прерывается, а процедура рассмотрения начинается сначала. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях: нахождения на рассмотрении в МАП России (его территориальном управлении), суде, следственных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения; необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста независимой организации. 
Об отложении, приостановлении или возобновлении рассмотрения дела выносится определение. 
На заседании Комиссии заслушиваются стороны по делу, а также лица, участвующие в деле по решению МАП России (терр. упр.).

 

 

 

 

Стороны по делу, и лица, участвующие в деле, вправе:

  1. знакомиться с материалами дела со дня вынесения определения о возбуждении дела за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну;
  2. представлять доказательства
  3. участвовать в исследовании доказательств;
  4. задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, в том числе экспертам и специалистам;
  5. заявлять ходатайства;
  6. давать устные и письменные объяснения Комиссии.

Решение принимается Комиссией простым большинством голосов открытым голосованием в отсутствии лиц, участвующих в деле, председатель и члены Комиссии не имеют права воздерживаться от голосования. При равенстве количества голосов, отданных "за" и "против" решения, голос председателя Комиссии является определяющим.

Принятое решение объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. При этом в заседании может быть оглашена только его резолютивная часть. Решение подписывается председателем и членами Комиссии. Если член Комиссии не согласен с решением, он подписывает его, изложив письменно особое мнение, которое приобщается к делу. Решение вступает в силу с момента его оглашения. 
В статье 22 Закона о конкуренции установлена обязательность исполнения предписания федерального антимонопольного органа.  

 

При этом в случае нарушения антимонопольного законодательства федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с действующим законодательством.

 
Моментом исполнения предписания о заключении договора считается момент направления контрагенту проекта договора, содержащий существенные условия согласно п. 1 ст. 432 ГК. Отказ адресата от заключения договора может иметь место, такой отказчик должен предоставить в суд доказательства того, что у него нет реальной возможности исполнить договор.

 
В статье 28 Закона « О конкуренции» определен порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа. Они могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде путем подачи заявления и признания их недействительными полностью или частично.

 Согласно п. 2 этой статьи  подача такого заявления приостанавливает  исполнение решения и предписания  антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства; о принудительном разделении коммерческой или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций; об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок; о заключении договоров с хозяйствующими субъектами на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде до вступления соответствующего решения в законную силу.

 

В остальных же случаях, указанных в подпункте 2 статье 12 Закона О конкуренции, подача упомянутого заявления не приостанавливает исполнение решений и предписаний антимонопольного органа.

К таким случаям, относятся следующие решения и предписания антимонопольного органа: о недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о восстановлении положения, существующего до нарушения антимонопольного законодательства; об изменении или ограничении использования фирменного наименования; о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований, направленных на предупреждение создания дискриминационных условий; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Контрреклама. 
Это особое правовое средство, которое антимонопольный орган вправе применить для того, чтобы пресечь недобросовестную конкуренцию, осуществляемую с использованием рекламы. Данная мера в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе состоит в опровержении ненадлежащей рекламы, которое распространяется в целях ликвидации вызванных ею последствий.  
Публично-правовая обязанность предпринимателя-нарушителя осуществить контррекламу возникает в случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе. Срок исполнения устанавливается антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы, причем согласно пункту 1 статьи 29 Закона о рекламе расходы по контррекламе ложатся на нарушителя в полном объеме.

 
Если контрреклама не была осуществлена в установленный срок, то федеральный антимонопольный орган, принявший решение о проведении контррекламы, вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы. При этом орган, принявший такое решение, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы. 
Теперь рассмотрим каким образом должна осуществляться контрреклама. Во-первых, контрреклама должна осуществляться посредством того же средства распространения, что и опровергаемая ненадлежащая реклама; во-вторых, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая реклама.

 
Содержание такой контррекламы в обязательном порядке согласовывается с антимонопольным органом, принявшим решение.

3. Отзыв  товара от потребителя. 
Недобросовестная конкуренция может причинить вред не только предпринимателям-конкурентам, но и потребителям. В таких случаях применяются средства, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.

 
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить производство (реализацию), а в необходимых случаях принять меры по изъятию из оборота и отзыву от потребителя товара. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения и транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде. Даже если причины вреда установить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) обязанности снять товар (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг. Убытки, причиненные потребителю в связи с таким отзывом, возмещаются за счет изготовителя, исполнителя в полном объеме.

 
 

 

 

 

 

 

4. Недействительность  сделок. 
Все сделки должны соответствовать императивным требованиям законодательства о конкуренции и монополиях. Но так как на практике это происходит не всегда, встает вопрос об особом гражданско-правовом последствии незаконных сделок – их недействительности. 
Согласно п.1 ст. 166 ГК РФ в зависимости от состава юридических фактов выделяют два вида недействительных сделок: оспоримые ( сделки становятся недействительными по решению суда), ничтожные (решение суда не входит в состав юридических фактов, влекущих недействительность сделки).

 
В качестве ничтожных сделок следует считать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара. Такие договоры запрещены п. 1 ст. 6 Закона о конкуренции, как могущие повлечь негативные последствия для конкуренции. До принятия новой редакции указанного закона в октябре 2002 года эти сделки считались оспоримыми, на что указывало словосочетание «в установленном порядке признаются недействительными».

 
Оспоримыми являются сделки, совершенные с нарушением порядка, установленного в ст. 18 Закона о конкуренции. Они могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если они приводят к ограничению конкуренции.

 

 

 

 

 

 

5. Признание  недействительным ,акта государственного органа или органа местного самоуправления. 
Применение данного последствия в законодательстве о конкуренции и монополиях вызвано тем, что запрещающие и обязывающие нормы в этом законодательстве адресованы федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным органам (организациям), наделенным функциями или правами органов власти.  
Основная правовая форма их деятельности издание нормативных и ненормативных актов. Антимонопольный орган наделен правом обращаться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично противоречащих законодательству о конкуренции и монополиях актов властных органов. Примером может служить п.6 ст 12 Закона о конкуренции: антимонопольный орган вправе обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе: о признании недействительными полностью или в части: противоречащих антимонопольному законодательству актов, соглашений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций; договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству; об обязательном заключении договора с хозяйствующим субъектом; о ликвидации коммерческих организаций и некоммерческих организаций.

 
 

 

 

 

                                                  Заключение.

 

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как любое явление, имеет свою негативную разновидность - недобросовестную конкуренцию.

Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что они подрывают нормальное функционирование и развитие рыночных отношений, дезорганизуют рынок в целом. Вследствие недобросовестной конкуренции сокращается число рабочих мест, наносится ущерб производителям вплоть до полного банкротства, взвинчиваются цены, и это далеко не полный перечень негативных последствий.

Однако следует помнить, пока есть сама конкуренция, будет существовать и недобросовестная конкуренция. Наша задача и задача государства, прежде всего, - позаботиться о том, чтобы ее проявления оказывали как можно меньше негативный характер на рыночные отношения.

 В России в последние годы в этом направлении были сделаны большие шаги. Приняты необходимые законы и создана государственная структура - “Федеральная Антимонопольная Служба”, которая за свой короткий срок своего существования показала, что может успешно поддерживать нормальную конкуренцию во всех сферах экономики нашей страны. 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Гасанов, Р.М. Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения, 1986.-168 с.
  2. Галкин В.Н. Методы недобросовестной конкуренции. Воронеж, 1995
  3. Городов, Олег Александрович. Понятие и общая характеристика недобросовестной конкуренции./О.А. Городов,//Современная конкуренция.-2009.-№6(18),-с.14-24
  4. Конституция Российской Федерации
  5. Князева Ирина Владимировна. Антимонопольная политика в России: учебник для студентов вузов/И.В.Князева.- М.: ОМЕГА-Л, 2009.-439с.
  6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями) 
     

 


Информация о работе Недобросовестная конкуренция: понятие, виды, способы пресечения