Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 03:58, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство как полноправный субъект экономики существует в России более десяти лет. На эти годы пришелся, пожалуй, самый трудный период – период становления, когда заново создавались нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в специфических малых формах, когда вырабатывались основные цели и первоочередные задачи государственной политики в области малого предпринимательства, разрабатывались механизмы реализации целевых установок.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства 6
1.1. Основные критерии определения малого предприятия 6
1.2.Виды малых предприятий 7
1.3. Роль малого предпринимательства в развитии экономики 8
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства 11
2.1. Анализ методов управления малого предприятия 11
2.2. Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом 11
Глава 3. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России 16
3.1. Государственное регулирование малого бизнеса 16
3.2. Лизинг, аренда 22
3.3. Финансирование, кредитование и налогообложение 24
Заключение 32
Литература 34

Файлы: 1 файл

введение заключение.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2.  Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом

Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики, и, в конечном счете, — высокий уровень жизни населения.

В США малый бизнес поддерживают следующие государственные органы:

Администрация малого бизнеса (АМБ);

специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов.

Помимо этого действует широкая сеть специальных учреждений в органах местной власти.

АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около 1 тыс. чел., предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги:

-обеспечивает финансовую  поддержку;

- содействует в получении заказов;

- оказывает различного рода бесплатные консультации.

Во всех штатах работают 100 региональных центров АМБ с численностью персонала до 40 чел. в каждом. В системе Администрации работают 5 тыс. чел., в том числе 4,1 тыс. за пределами Вашингтона; на добровольной основе к работе привлечено около 13 тыс. пенсионеров, имеющих опыт управления. Основными функциями Администрации являются финансовая помощь малому бизнесу на возвратной основе, правовая защита, организация обучения с учетом специфики контингента (национальные меньшинства, пенсионеры, женщины, молодежь и т. д.). В 1986 г. доходы малых предприятий стали облагаться налогами на льготных условиях.

Так, месячные доходы до 16 тыс. долл. облагаются 10%-ным налогом, от 16 до 50 тыс. долл. — 15%-ным, 51-75 тыс. долл. — 25%-ным и сверх 75 тыс. долл. — 34%-ным. АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд. долл1.

Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями.

Во Франции для поддержки малого бизнеса используются средства таких специализированных учреждений, как Депозитная касса, Национальный кредит, Земельный кредит, Центральная кредитная касса гостиниц, торговых и промышленных предприятий, Предпринимательский кредит и т. п. С целью предоставления долгосрочного кредита (на 10 и 18 лет) для малых и средних предприятий был создан филиал Национального кредита — Общество финансовых гарантий. Его основная функция — выдача поручительств в форме дополнительных гарантий для операций менее или равных одному млн. франков. Долгосрочные ссуды под умеренный процент выдаются мелким и средним предприятиям провинций Обществами регионального развития, среднесрочный кредит — Национальной кассой государственных рынков. Это — специализированные финансовые учреждения, которые являются посредниками между государственным бюджетом и предприятиями, использующими его средства.

В 1970 г. во Франции был создан Институт промышленного развития, который содействовал становлению малых промышленных предприятий. Значительную помощь малому бизнесу оказывает также Ассоциация мелких предпринимателей.

Согласно французскому законодательству, с 1982 г. вновь образованные малые компании освобождаются на три года от уплаты налогов. В течение двух последующих лет компании выплачивают лишь половину причитающейся суммы налога. С 1992 г. налог для них во Франции снизился с 38 до 33,3%2.

Правительство Японии, органы местной власти, крупный бизнес и самостоятельные объединения мелких предприятий определяют политику стимулирования и развития малого предпринимательства. Центральные и местные органы власти оказывают помощь мелким предприятиям в виде субсидий, займов, налоговых льгот, обучающих программ и т. д. В стране действует на правах министерства такой административный орган, как Комиссия по справедливым сделкам, который контролирует выполнение антимонопольного законодательства в интересах малых предприятий. В Министерстве торговли и промышленности работает Управление мелких и средних предприятий, Финансовая корпорация малого бизнеса, Национальная финансовая корпорация и Банк Соко-Чукин.

Финансовая корпорация малого бизнеса предоставляет долгосрочные займы на льготных условиях для расширения основного и оборотного капитала. Национальная финансовая корпорация через сеть 500 торгово-промышленных палат ежегодно выдает займы на сумму 500 млрд. иен. Банк Соко-Чукин финансирует деятельность малых и средних кооперативов, а также организаций, созданных этими кооперативами. В Японии действует система дополнительного общественного кредитования, гарантирующая и страхующая кредиты, предоставляемые малым и средним предприятиям. Эта система реализуется 52 ассоциациями гарантированного кредита и Корпорацией страхования малого и среднего бизнеса. В результате острой конкурентной борьбы около 70% малых предприятий Японии закрываются, не просуществовав на рынке и пяти лет. Вместе с тем, при определенных условиях каждое малое предприятие может стать средним и крупным. Так, все ведущие крупные компании Японии начинали свою деятельность с малого бизнеса.

В 1978 г. в Великобритании появились первые три предпринимательских агентства, которые призваны были содействовать активному развитию малых предприятий соответствующих районов. Через десятилетие количество этих агентств достигло трехсот. В Министерстве торговли и промышленности действует Служба мелких фирм, которая имеет на местах сеть представительств, консультирующих малые и средние предприятия.

В целях поддержки малого бизнеса в Германии уже в течение многих лет реализуется программа стимулирования накоплений для организации собственного дела. При этом в помощь малому предпринимательству ежегодно выделяется до 2 млрд. марок. В этой стране также действует такой государственный орган, как Кредитное учреждение для восстановления, который выдает кредиты под очень низкие проценты и на длительные сроки. В то же время малым предприятиям предоставляется более 180 видов различных налоговых льгот. В Германии уже многие годы действует федеральная программа "Акционерный капитал", цель которой — стимулирование создания новых малых и средних предприятий. Этот государственный кредит предусматривает выплату процентов по займу в первый год — два, во второй — четыре и в третий — шесть процентов годовых. В целом погашение ссуды производится в течение десяти лет.

Значительную практическую помощь малому и среднему бизнесу в развитых странах оказывают торгово-промышленные палаты (ТПП), которых, например, в Германии насчитывается 83, во Франции — 183 (вместе с заморскими департаментами), а в Японии — 500.

В Лионской ТПП работает компьютерный информационный центр, который обеспечивает предпринимателей информацией о любой фирме, производящей или потребляющей ту или иную продукцию. Более того, в Ницце расположен Французский Национальный компьютерный информационный центр, в котором сосредоточена подробная информация о всех французских предпринимательских фирмах. Этот центр имеет информационные связи с аналогичными учреждениями других западноевропейских стран. Любой предприниматель с помощью обычного компьютера, связанного с единой компьютерной информационной системой, может оперативно получить за умеренную плату из Ниццы любые данные о потенциальных партнерах и их предпринимательских возможностях. Кстати, в настоящее время и российские предприниматели, независимо от объема их деятельности, войдя в Интернет, могут получить исчерпывающую информацию о возможностях установления деловых связей с французскими или иными фирмами.

Помимо государственных органов, оказывающих различную поддержку малому бизнесу, мелкие предприниматели в зарубежных странах создают самостоятельные общественные организации в целях собственной выживаемости и эффективной деятельности. Государство тесно сотрудничает с этими организациями, реализуя многие их рекомендации через принятие законодательных актов. Так, в США действует Законодательный совет по вопросам малого бизнеса, который создан по инициативе общественной организации — Национальной ассоциации малого бизнеса. Последняя периодически проводит конференции, на которых вырабатываются рекомендации государственным органам для проведения политики содействия малому и среднему бизнесу1.

 

Глава 3. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России

 

Знаменитый “Microsoft” в свое время вырос

 из малого предприятия до размеров

промышленного гиганта. В наших условиях

ничего подобного не происходит. У нас даже

отсутствуют примеры личного успеха

изобретателей наподобие венгерского

инженера Рубика со своим популярным

когда-то кубиком.

Л. Рудский 

При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству. Он призван обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. Последний и без того имеет достаточно каналов для общения с властью. А вот она малое предпринимательство вниманием не балует. Между тем проблем у малых предприятий немало.

Министерство экономического развития и торговли РФ подготовило доклад о состоянии МП по итогам I квартала 2000 года. Цифры неутешительные по сравнению с а6нологичным периодом 1999 года.  Количество малых предприятий уменьшилось на 1,9 процента. А всего их сейчас в России 873,6 тысячи.

В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий на 1000 жителей. В странах Евросоюза и Японии этот показатель достигает 45—50 предприятий. В России он гораздо скромнее. Для того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн.

В европейских странах на малых предприятиях занято около 70 процентов от общего числа работающих, доля малого бизнеса в ВВП — более 50 процентов. В России каждый из этих показателей не превышает 10 процентов.

Причины подобного положения в докладе названы, но они не новы — сложность получения   банковского кредита и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная н долгая процедура регистрации малых предприятий) трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры конкретные цифры налоговой нагрузки: 80 коп. и более с каждого рубля выручки легального бизнеса. В то же время реальные составляющие налогооблагаемой базы малых предприятий — объемы оборота, прибыль. фонд оплаты труда — точно неизвестны.

 

3.1. Государственное  регулирование малого бизнеса

 

В странах с социально ориентированной рыночной экономикой государственная поддержка МП опирается на четкое законодательство. Созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы МП, следящие за выполнением намеченных правительством программ. Используются два варианта управления – законодательное установление домосрочных программ развития малого бизнеса и включение последнего составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В России также сложилась и действует определенная система государственной поддержки МП. В июне 1995г. был создан основной координирующий орган: Государственный комитет РФ по поддержке и развитию МП – ГРКП. Однако основная часть проблем МП и его государственной поддержки решаются на уровне субъектов Федерации. Объясняется это заинтересованностью региональных властей в «собственном» малом предпринимательстве как средстве сглаживания острых социальных противоречий (в первую очередь резкого снижения уровня жизни и роста безработицы).

Более чем в десяти областях и республиках приняты соответствующие нормативно-правовые акты. Вместе с тем во многих регионах законы имеют декларативный характер, не разработан еще механизм их реализации.

В начале нынешнего года было решено разработать и внести в самое ближайшее время в Госдуму 24 правовых акта, так или иначе касающихся развития малого и среднего предпринимательства. По словам заместителя председателя комиссии Госдумы (сейчас лидера общероссийского общественно-политического движения «Развитие предпринимательства» и председателя комиссии Госдумы по ипотеке) Ивана Грачева было уже разработано три основных закона, которые охватили наиболее актуальные темы (проблемы) МП – налоги, административные барьеры и финансовую поддержку. Законопроекты, в частности, предусматривают отмену всех налогов с МП. Останется только налог с валового дохода в размере 5-10%. Инициативы законодателей поддержало антимонопольное министерство. Однако не все зависит от министерской поддержки. В окончательном варианте федерального бюджета на 2001 год не были записаны отдельной строкой расходы на финансовую поддержку малого и среднего бизнеса. Средства, предназначенные для этого, оказались внутри отдельных статей, и пришлось их от туда, что называется, вырывать. А это 150 млн. руб. Еще 50 млн. руб. должны были быть выделены из резервного фонда правительства. У фонда нет возможностей чтобы полноценно поддержать предпринимателей, как это предполагалось изначально. Одна из причин того, что 200 млн. руб. из 500-миллионного актива фонда оказались заморожены в банке «СБС-Агро», и еще неизвестно, удастся ли судебным исполнителям вернуть их в полном объеме. Поэтому пока фонд собирается активно заняться поиском внешних финансовых источников и готов выделить лишь 40 млн. руб. для федеральной программы развития малого бизнеса на 2001-2002 годы.

Госдума одобрила Федеральную программу господдержки МП на 2000-2001гг. Целью программы является обеспечение благоприятных условий для развития МП на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. В результате реализации мероприятий программы предполагается увеличить к концу 2002г. количество рабочих мест в сфере МП до 8,5 млн. единиц. По завершении мероприятий программы общий вклад МП в объем внутреннего продукта увеличится до 12%.

В принципе целевое программирование, на котором должны основываться программы государственной поддержки МП как федерального, так и регионального уровня, предполагает точное выполнение каждого мероприятия программы в установленные сроки. В рыночных условиях для программы такого типа обычно предполагается возможность отклонения от точного выполнения, но не более чем на 5-10% в зависимости от общей численности конъюнктуры. Однако в российских условиях из-за сложностей с финансированием нередко становится вопрос об отказе от обязательности в подготовке и реализации программ замене обязательности полной индикативностью (рекомендательностью).

По решению II съезда предпринимателей и  поручению Правительства РФ 5 августа 2000г. было принято постановление № 581 «О Совете по предпринимательству при Правительстве РФ», цель которого обеспечить эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и субъектов предпринимательской деятельности.

Большое значение для развития МП имеет разработка республиканских, областных и местных программ, реализация которых способствует созданию необходимых организационно-хозяйственных, нормативно-правовых, финансовых и отчасти социально-экономических условий. Они, как правило, являются составной частью программ социально-экономического развития данной территории и служат инструментом управления формированием малого бизнеса. В целом осуществление таких программ позволило организовать рыночную инфраструктуру малого бизнеса, ориентировать предпринимательство на решение приоритетных проблем, расширить сферу предпринимательства за счет разгосударствления и приватизацию собственности местных органов власти, создать экономический механизм территориального регулирования предпринимательской деятельности.

Не менее важной проблемой является помощь в образовании финансовых и инвестиционных ресурсов малого бизнеса. Большое значение здесь имеет создание ипотечных банков, тендерных центров, страховых, депозитных и инвестиционных (центров) компаний малого бизнеса. Например, тендерные центры малого бизнеса объединяют материальные, финансовые и интеллектуальные средства для расширения рынка движимого и недвижимого имущества, развития залогового механизма и получают при этом прибыль, налоги с которой пополняют государственный бюджет. Страховые компании начинают формировать рынок страховых услуг, что повышает надежность залогового механизма. Инвестиционные компании активно включаются в освоение рынка ценных бумаг и используют возможности депозитных компаний в вопросах обращения ценных бумаг, формируют соответствующие инфраструктурные возможности для МП.

Информация о работе Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России