Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 06:42, контрольная работа
В отечественной экономической литературе последних десятилетий вряд ли можно найти более распространенное понятие, чем эффективность. Ему посвящено множество научных трудов и исследований. Даны общие и множество частных трактовок этого понятия, рассмотрены основы его формирования и предложены различные методы измерения. Иногда этому понятию придается и типично лозунговый характер.
В этой связи оценка результата
предпринимательства вновь использует
принцип сочетания показателей, когда
показатель прибыли дополняется показателями,
характеризующими позиции предприятия
в конкурентной среде (например, местоположение
предприятия в иерархической последовательности
конкурирующих фирм, выстроенной с учетом
их конкурентоспособности в конкретных
условиях рыночной конъюнктуры).
Таким образом, можно констатировать
изменчивость результирующих показателей
предпринимательской деятельности в зависимости
от стадии жизненного цикла продукции,
а также возможность их комбинации, обусловленную
структурными изменениями в целях и задачах
предпринимательства.Для измерения показателей
результата предпринимательской деятельности
могут использоваться различные методы.
Показатель занимаемой доли рынка определяется
на основе маркетинговых исследований,
в рамках которых исследуется совокупная
емкость рынка и анализируется соотношение
между емкостными показателями, характеризующими
деятельность исследуемого предприятия
и его основных конкурентов.
- Определяются частные показатели, характеризующие конкурентные свойства продукта (фирмы).
- Определяются значения частных показателей по каждому из альтернативных вариантов (в натуральных единицах измерения, а при необходимости – в баллах) – Ki.
- С помощью экспертного метода выстраивается последовательность частных показателей конкурентоспособности, ранжированная по степени их значимости для потребителей.
- Выбирается вариант-«эталон», являющийся базовым при сопоставлении частных показателей (в качестве эталона может быть использован любой из альтернативных вариантов).
- Частные показатели конкурентоспособности сопоставляют с «эталонным» вариантом и определяются индексы частных показателей (Jki) по каждому варианту:
где
Kiэ – частный показатель конкурентоспособности, соответствующий варианту-«эталону».
С помощью методов инженерного прогнозирования определяется коэффициент весомости частных показателей конкурентоспособности – Li:
где
i – номер показателя в последовательности, ранжированной по степени значимости.
Исчисление совокупного (интегрального) показателя конкурентоспособности продукции (фирмы) по каждому из сравниваемых вариантов – Ykn:
где
n– число оцениваемых частных показателей конкурентоспособности.
Важно отметить, что данный показатель пригоден лишь для сравнительных оценок и не может быть использован как абсолютная характеристика. Он представляется вполне пригодным для решения задач оценки эффективности предпринимательства, сравнительный по своей сути и используемой в процессе оптимизации (выбора).
При использовании в качестве результирующей характеристики показателя прибыли может быть применена следующая модель функции, построенная на основе типовой модели[130]:
где
Et – доход организации после вычета налогов и уплаты процентов;
Pt – цена за единицу продукции;
Qt – количество единиц реализованной продукции;
– цена одной единицы j-го фактора производства;
– общее количество j-го фактора производства, используемого в производственном процессе;
n – количество факторов производства;
FC – фиксированные платежи;
Р – средняя ставка процента, выплачиваемая фирмой по собственным займам;
B – общее количество займов, которые получает организация (стоимость несобственных фондов);
T – ставка корпоративного налога.
Для характеристики затрат, обуславливающих получение результата, необходимо ориентироваться на принцип комплексности и полноты затратных компонентов. Может быть сформирована следующая совокупность затрат (З):
где
Зоб – затрата на воспроизводство оборотных фондов;
Зоп – затрата на воспроизводство основных производственных фондов;
Зтр – затрата на воспроизводство трудовых ресурсов;
Зм – затраты на маркетинг.
Затраты на маркетинг представляют собой совокупность составляющих, аккумулирующих расходы на проведение различных маркетинговых мероприятий и процедур:
где
Зм – затраты на маркетинговые мероприятия m-ого вида,
n – число мероприятий.
При формировании совокупности маркетинговых затрат необходимо учесть затраты:
- на маркетинговые исследования;
- на разработку инновационных решений;
- на подготовку рынка;
- на организацию маркетинговой деятельности;
- на разработку комплексного плана маркетинга;
- на установление, укрепление и эффективное использование коммуникативных связей;
- на организацию и стимулирование сбыта;
- на рекламу и коммерческую пропаганду;
- на проведение мероприятий по укреплению имиджа.
В практике экономических обоснований
могут возникнуть сложности в использовании
механизма взвешивания (соотношения) показателя
результата и затрат. Если показатель
результата имеет стоимостное выражение
(например, прибыль) то можно воспользоваться
простым механизмом сравнения одноразмерных
величин. Но если показатель результата
представлен в иных единицах измерения
(доля рынка, конкурентоспособность), он
не может быть прямо сопоставлен со стоимостным
показателем. В этом случае необходимы
особый механизм взвешивания разнокачественных
и разноразмерных характеристик и применение
показателя эффективности как относительной
величины, предназначенной для выбора
наиболее рациональных решений; можно
использовать индексный подход, когда
показатели затрат и результата выражаются
в индексной форме, не имеющей размерности
и позволяющей осуществлять процедуры
сравнения.
- эффективность производства, рассчитанная по типу ресурсоотдачи;
- производительность труда;
- рентабельность;
- показатель эффективности производственных связей;
- система показателей, отражающих эффективность управления производством;
- показатель эффективности управления кадрами;
- система показателей, характеризующих эффективность использования производственной и маркетинговой информации и другие.
Эффективность деятельности коммерческой подсистемы может оцениваться с помощью относительных показателей, составляющих объем реализации продукции и затрат на организацию ее сбыта и продвижение на рынок, а также показателей, характеризующих согласованность, взаимосвязанность и взаимодополняемость элементов сбытовой сети, к ним относятся:
- показатель эффективности различных каналов сбыта, сбытовых систем, посредников;
- система показателей, отражающих эффективность управления сбытовой сетью;
- показатель надежности выбора посредников;
- система показателей, отражающих эффективность использования сбытовой и маркетинговой информации;
- показатели, характеризующие степень соответствия сбытовой сети целям и задачам маркетинга;
- длительность периода реализации (соотношение с затратами на организацию сбыта);
- показатель, характеризующий относительную величину прибыли в общем товарообороте.
Для оценки эффективности функционирования финансовой подсистемы может быть использована совокупность важнейших показателей и параметров, представляемых в финансовых отчетах предприятия. Характеризуя финансовые результаты деятельности, можно использовать, например:
- доходы от основной деятельности;
- себестоимость реализованной продукции;
- чистый доход без учета доли в прибылях ассоциированных компаний;
- чистый налог до налогообложения и др.
Соотнеся эти показатели с показателями затрат, можно сформировать представление об эффективности финансовой деятельности. Говоря об эффективности коммуникативной подсистемы, необходимо подчеркнуть, что под ней понимается в данном случае не вся система рыночных коммуникаций (эффективность использования различных коммуникативных связей оценивается в разных подсистемах), но коммуникации между производителем и потребителем. В этой подсистеме могут быть использованы следующие дополнительные показатели эффективности:
- эффективность рекламной деятельности (экономическая и социально-психологическая);
- эффективность стимулирования сбыта;
- система показателей, характеризующих работу выставок и ярмарок;
- эффективность использования различных средств рекламного воздействия;
- эффективность изучения мотиваций;
- система показателей, отражающих информационные составляющие;
- эффективность использования средств создания общественного мнения в отношении предприятия и его продукции.
Особого внимания заслуживает показатель имиджа предприятия. Он может быть использован в качестве показателя результата не только в рамках коммуникативной подсистемы, но в ряде случаев и применительно по всей системе предпринимательства. Например, если бизнес-субъект ориентируется на концепцию социально-экономического маркетинга и предлагает осуществлять свою деятельность в длительной перспективе, то он может выстраивать целевые установки, исходя из необходимости укрепления доверия потребителей, приобретения необходимого социального статуса и общественного признания. В этом случае оценка результата его деятельности может производиться с помощью характеристик, отражающих его имидж. Недостатком такой оценки является неизбежная условность результирующих показателей – баллов, индексов, полученных с помощью экспертного метода. Но этих недостатков можно избежать за счет полного использования норм и правил, присущих экспертному моделированию.
Предлагаемый подход позволяет решить ряд практически значимых задач, например:
- выбирать оптимальные стратегические ориентиры;
- обосновать цели и задачи предпринимательства;
- прогнозировать результаты деятельности;
- анализировать рыночные возможности предприятия и характеризовать его позиции в конкурентной среде;
- сочетать результирующие характеристики, реализуя принципы взаимодополняемости целевых характеристик;
- использовать принцип стратегической гибкости и адаптивности производственных систем.
Акционерное предприятие «Нильс», выпускающее кухонную мебель, заключило с лизинговой компанией «Гудвин» лизинговый договор о передаче предприятию на 6 лет в аренду несколько прессовочных станков для изготовления фанеры. Известно, что стоимость оборудования – 45 тысяч долларов, норма амортизации – 6 лет, арендный процент – 1,5 тысяч долларов.
Вопрос по задаче: Определите годовую арендную плату
за лизинг оборудования.
Ап=Ст.об*А/Nа+Ст.об=45 тыс.дол * 1,5 тыс.дол/6+45 тыс.дол.=56,25 тыс.дол.
Ответ: годовая арендная плата составляет 56,25 тыс.дол.
3. Определение предприятия как системы совместно вынашиваемых и реальных убеждений дано:
Информация о работе Оценка эффективности предпринимательской деятельности