Оценка эффективности предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 06:42, контрольная работа

Описание работы

В отечественной экономической литературе последних десятилетий вряд ли можно найти более распространенное понятие, чем эффективность. Ему посвящено множество научных трудов и исследований. Даны общие и множество частных трактовок этого понятия, рассмотрены основы его формирования и предложены различные методы измерения. Иногда этому понятию придается и типично лозунговый характер.

Файлы: 1 файл

основы предприним..docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

В этой связи оценка результата предпринимательства вновь использует принцип сочетания показателей, когда показатель прибыли дополняется показателями, характеризующими позиции предприятия в конкурентной среде (например, местоположение предприятия в иерархической последовательности конкурирующих фирм, выстроенной с учетом их конкурентоспособности в конкретных условиях рыночной конъюнктуры).                                                                                                                                                  На стадии спада, завершающей жизненный цикл продукции, могут устанавливаться два вида целей: быстрый уход с рынка устаревшей продукции и отказ от активных рыночных действий, с учетом возможности возобновления спроса на продукцию. Результат предпринимательской деятельности на этой стадии может, в принципе, оцениваться с помощью показателя прибыли, стремящегося к максимально возможному значению. В случае использования стратегии быстрого ухода с рынка необходимо анализировать результаты деятельности по другим компонентам ассортиментного ряда, определяющим совокупный результат деятельности фирмы. При ориентации на возможное возобновление спроса показатель прибыли дополняется аналитическими характеристиками в отношении степени вероятности возобновления спроса, риска, обусловленного его неопределенностью и прогнозируемой длительностью периода, предшествующего новому «всплеску» спроса. Важно подчеркнуть, что такие характеристики могут выступать лишь в качестве аналитических, дополняющих основные, но не образующих самостоятельные показатели.

Таким образом, можно констатировать изменчивость результирующих показателей предпринимательской деятельности в зависимости от стадии жизненного цикла продукции, а также возможность их комбинации, обусловленную структурными изменениями в целях и задачах предпринимательства.Для измерения показателей результата предпринимательской деятельности могут использоваться различные методы. Показатель занимаемой доли рынка определяется на основе маркетинговых исследований, в рамках которых исследуется совокупная емкость рынка и анализируется соотношение между емкостными показателями, характеризующими деятельность исследуемого предприятия и его основных конкурентов.                                                                   Конкурентоспособность продукции или организации выражается с помощью относительного показателя, где в качестве оцениваемых альтернатив выступают продукты (фирмы), образующие конкурентную среду.                                                                                           Для оценки конкурентоспособности продукта используется методический подход, основанный на получении обобщенных показателей, агрегирующих множество частных характеристик с учетом веса их значимости. При этом может быть предложен следующий алгоритм.

-       Определяются частные показатели, характеризующие конкурентные свойства продукта (фирмы).

-       Определяются значения частных показателей по каждому из альтернативных вариантов (в натуральных единицах измерения, а при необходимости – в баллах) – Ki.

-       С помощью экспертного метода выстраивается последовательность частных показателей конкурентоспособности, ранжированная по степени их значимости для потребителей.

-       Выбирается вариант-«эталон», являющийся базовым при сопоставлении частных показателей (в качестве эталона может быть использован любой из альтернативных вариантов).

-       Частные показатели конкурентоспособности сопоставляют с «эталонным» вариантом и определяются индексы частных показателей (Jki) по каждому варианту:

           (3.1.)

где

Kiэ – частный показатель конкурентоспособности, соответствующий варианту-«эталону».    

  С помощью методов инженерного прогнозирования определяется коэффициент весомости частных показателей конкурентоспособности – Li:

               (3.2.)

где

i – номер показателя в последовательности, ранжированной по степени значимости.     

  Исчисление совокупного (интегрального) показателя конкурентоспособности продукции (фирмы) по каждому из сравниваемых вариантов – Ykn:

               (3.3.)

где

n– число оцениваемых частных показателей конкурентоспособности. 

 

Важно отметить, что данный показатель пригоден лишь для сравнительных оценок и не может быть использован как абсолютная характеристика. Он представляется вполне пригодным для решения задач оценки эффективности предпринимательства, сравнительный по своей сути и используемой в процессе оптимизации (выбора).

При использовании в качестве результирующей характеристики показателя прибыли может быть применена следующая модель функции, построенная на основе типовой модели[130]:

               (3.4)

где

Et – доход организации после вычета налогов и уплаты процентов;

Pt – цена за единицу продукции;

Qt – количество единиц реализованной продукции;

 – цена одной единицы j-го фактора производства;

 – общее количество j-го фактора производства, используемого в производственном процессе;

n – количество факторов производства;

FC – фиксированные платежи;

Р – средняя ставка процента, выплачиваемая фирмой по собственным займам;

B – общее количество займов, которые получает организация (стоимость несобственных фондов);

T – ставка корпоративного налога.

Для характеристики затрат, обуславливающих получение результата, необходимо ориентироваться на принцип комплексности и полноты затратных компонентов. Может быть сформирована следующая совокупность затрат (З):

              (3.5)

где

Зоб – затрата на воспроизводство оборотных фондов;

Зоп – затрата на воспроизводство основных производственных фондов;

Зтр – затрата на воспроизводство трудовых ресурсов;

Зм – затраты на маркетинг.

Затраты на маркетинг представляют собой совокупность составляющих, аккумулирующих расходы на проведение различных маркетинговых мероприятий и процедур:

                (3.6)

где

Зм – затраты на маркетинговые мероприятия m-ого вида,

n – число мероприятий.

При формировании совокупности маркетинговых затрат необходимо учесть затраты:

-         на маркетинговые исследования;

-         на разработку инновационных решений;

-         на подготовку рынка;

-         на организацию маркетинговой деятельности;

-         на разработку комплексного плана маркетинга;

-         на установление, укрепление и эффективное использование коммуникативных связей;

-         на организацию и стимулирование сбыта;

-         на рекламу и коммерческую пропаганду;

-         на проведение мероприятий по укреплению имиджа.

В практике экономических обоснований могут возникнуть сложности в использовании механизма взвешивания (соотношения) показателя результата и затрат. Если показатель результата имеет стоимостное выражение (например, прибыль) то можно воспользоваться простым механизмом сравнения одноразмерных величин. Но если показатель результата представлен в иных единицах измерения (доля рынка, конкурентоспособность), он не может быть прямо сопоставлен со стоимостным показателем. В этом случае необходимы особый механизм взвешивания разнокачественных и разноразмерных характеристик и применение показателя эффективности как относительной величины, предназначенной для выбора наиболее рациональных решений; можно использовать индексный подход, когда показатели затрат и результата выражаются в индексной форме, не имеющей размерности и позволяющей осуществлять процедуры сравнения.                                               В рамках оптимизационного моделирования всегда возможна индексация ключевых показателей. Индексы показателей исчисляются в ходе сопоставления рассматриваемых альтернатив. При этом один из альтернативных вариантов предпринимательских решений принимается в качестве базового. Показатель базового варианта принимается при этом за единицу.                                                                                                                                                                                Представленные показатели выражают совокупный результат предпринимательской деятельности. Они агрегированы многими факторами и могут, по сути, называться обобщающими. Однако предпринимательство, как было отмечено выше, включает в себя ряд относительно самостоятельных видов деятельности: производственную, финансовую, коммерческую, коммуникативную, каждая из которых оказывает непосредственное влияние на конечные результаты и, тем самым, в значительной мере определяет эффективность функционирования всей предпринимательской системы. Каждая из видов деятельности образует собственные результаты, на базе которых могут быть исчислены соответствующие показатели, отражающие эффективность функционирования отдельных предпринимательских подсистем.                                                                                                              Эти показатели не могут претендовать на роль обобщающих характеристик, так как касаются лишь отдельных элементов единого целого, но могут с успехом использоваться в качестве дополнительных составляющих.                                                                                                Для производственной подсистемы могут быть предложены следующие дополнительные показатели:

-         эффективность производства, рассчитанная по типу ресурсоотдачи;

-         производительность труда;

-         рентабельность;

-         показатель эффективности производственных связей;

-         система показателей, отражающих эффективность управления производством;

-         показатель эффективности управления кадрами;

-         система показателей, характеризующих эффективность использования производственной и маркетинговой информации и другие.

Эффективность деятельности коммерческой подсистемы может оцениваться с помощью относительных показателей, составляющих объем реализации продукции и затрат на организацию ее сбыта и продвижение на рынок, а также показателей, характеризующих согласованность, взаимосвязанность и взаимодополняемость элементов сбытовой сети, к ним относятся:

-         показатель эффективности различных каналов сбыта, сбытовых систем, посредников;

-         система показателей, отражающих эффективность управления сбытовой сетью;

-         показатель надежности выбора посредников;

-         система показателей, отражающих эффективность использования сбытовой и маркетинговой информации;

-         показатели, характеризующие степень соответствия сбытовой сети целям и задачам маркетинга;

-         длительность периода реализации (соотношение с затратами на организацию сбыта);

-         показатель, характеризующий относительную величину прибыли в общем товарообороте.

Для оценки эффективности функционирования финансовой подсистемы может быть использована совокупность важнейших показателей и параметров, представляемых в финансовых отчетах предприятия. Характеризуя финансовые результаты деятельности, можно использовать, например:

-         доходы от основной деятельности;

-         себестоимость реализованной продукции;

-         чистый доход без учета доли в прибылях ассоциированных компаний;

-         чистый налог до налогообложения и др.

Соотнеся эти показатели с показателями затрат, можно сформировать представление об эффективности финансовой деятельности. Говоря об эффективности коммуникативной подсистемы, необходимо подчеркнуть, что под ней понимается в данном случае не вся система рыночных коммуникаций (эффективность использования различных коммуникативных связей оценивается в разных подсистемах), но коммуникации между производителем и потребителем. В этой подсистеме могут быть использованы следующие дополнительные показатели эффективности:

-       эффективность рекламной деятельности (экономическая и социально-психологическая);

-       эффективность стимулирования сбыта;

-       система показателей, характеризующих работу выставок и ярмарок;

-       эффективность использования различных средств рекламного воздействия;

-       эффективность изучения мотиваций;

-       система показателей, отражающих информационные составляющие;

-       эффективность использования средств создания общественного мнения в отношении предприятия и его продукции.

Особого внимания заслуживает показатель имиджа предприятия. Он может быть использован в качестве показателя результата не только в рамках коммуникативной подсистемы, но в ряде случаев и применительно по всей системе предпринимательства. Например, если бизнес-субъект ориентируется на концепцию социально-экономического маркетинга и предлагает осуществлять свою деятельность в длительной перспективе, то он может выстраивать целевые установки, исходя из необходимости укрепления доверия потребителей, приобретения необходимого социального статуса и общественного признания. В этом случае оценка результата его деятельности может производиться с помощью характеристик, отражающих его имидж. Недостатком такой оценки является неизбежная условность результирующих показателей – баллов, индексов, полученных с помощью экспертного метода. Но этих недостатков можно избежать за счет полного использования норм и правил, присущих экспертному моделированию.

Предлагаемый подход позволяет решить ряд практически значимых задач, например:

-       выбирать оптимальные стратегические ориентиры;

-       обосновать цели и задачи предпринимательства;

-       прогнозировать результаты деятельности;

-       анализировать рыночные возможности предприятия и характеризовать его позиции в конкурентной среде;

-       сочетать результирующие характеристики, реализуя принципы взаимодополняемости целевых характеристик;

-       использовать принцип стратегической гибкости и адаптивности производственных систем.

  1. Задача

Акционерное предприятие «Нильс», выпускающее кухонную мебель, заключило с лизинговой компанией «Гудвин» лизинговый договор  о передаче предприятию на 6 лет в аренду несколько прессовочных станков для изготовления фанеры. Известно, что стоимость оборудования – 45 тысяч долларов, норма амортизации – 6 лет, арендный процент – 1,5 тысяч долларов.

Вопрос по задаче: Определите годовую арендную плату за лизинг оборудования.                                                                                                                 Решение:

Ап=Ст.об*А/Nа+Ст.об=45 тыс.дол * 1,5 тыс.дол/6+45 тыс.дол.=56,25 тыс.дол.

Ответ: годовая арендная плата составляет 56,25 тыс.дол.

3. Определение предприятия как системы совместно вынашиваемых и реальных убеждений дано:

Информация о работе Оценка эффективности предпринимательской деятельности