Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 14:32, реферат
Интересы малого бизнеса находятся под неизменным покровительством и контролем государственных органов США. Охране малого бизнеса в условиях экономического могущества крупных корпораций уделяется в законах, принимаемых правительством США, большое внимание. Государство пытается смягчить противоречия между мелким капиталом и монополиями. Используемые правительством США средства регулирования мелкого и среднего предпринимательства дополняют друг друга, охватывают практически все стороны предпринимательской деятельности небольших компаний, не ослабляя при этом внимание и к крупным корпорациям, тем более, что последние не намерены сдавать своих позиций.
Опыт развития малого бизнеса в США
Интересы малого бизнеса находятся под неизменным покровительством и контролем государственных органов США. Охране малого бизнеса в условиях экономического могущества крупных корпораций уделяется в законах, принимаемых правительством США, большое внимание. Государство пытается смягчить противоречия между мелким капиталом и монополиями. Используемые правительством США средства регулирования мелкого и среднего предпринимательства дополняют друг друга, охватывают практически все стороны предпринимательской деятельности небольших компаний, не ослабляя при этом внимание и к крупным корпорациям, тем более, что последние не намерены сдавать своих позиций.
Самым первым законом,
который положил начало
Проблема малых предприятий
в США особенно обозначилась
во время президентства
В 1958 году принят Закон
об инвестициях малых
На первой конференции, посвященной малому бизнесу, проходившей в Белом доме в 1980 году, была принята резолюция (действующая по настоящее время), в которой сформулировано определение малой компании: «малой компанией должна считаться такая, которая находится в независимом владении и управлении и имеющая не более 500 работников. В резолюции подчеркнуто, что применительно к принципу «гибкого регулирования» деятельности малого бизнеса в рамках данного определения предприятия, следует делить по принципу занятости (численности) работников на 4 класса: 1 – до 10; 2 – от 10 до 50; 3 – от 50 до 250; 4 – от 250 до 500.
Государство также пыталось
ускорить структурные
Для активизации
предпринимательской
На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. малых компаний, причем ежегодно открывается еще не менее 1 млн. новых [2]. Среднегодовой доход предприятия колеблется в диапазоне от 4 до 28 млн. долларов. Объем экспорта товаров и услуг малых предприятий США составляет 300 миллиардов долларов в год. Малые компании составляют основу американской экономики. На долю малого бизнеса приходится более 50 % валового национального продукта США. Более 65% новых рабочих мест создаются малыми компаниями. Более 50% работающего населения Америки являются владельцами или сотрудниками малых предприятий.
Структура налогообложения предприятий малого бизнеса
Размер доходов в тыс. долларов |
Уровень налогообложения в % |
до 25 |
12 |
25 -50 |
14 |
50 -100 |
17 |
100 - 200 |
20 |
200 - 300 |
25 |
300 - 400 |
30 |
400 - 500 |
38 |
500 и более |
46 |
Число предприятий ориентированных на развитие инновационных технологий оценивается в 375 тысяч [3,4]. При этом, вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции значителен - подавляющая часть открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Результатом усилий этих фирм является освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов высокотехнологичной продукции. Доля инновационных предприятий малого бизнеса интенсивно возрастает благодаря функционированию системы «бизнес – инкубаторов» (BizTech). Условия деятельности BizTech следующие [4]. Клиентам инкубатора предоставляются различные льготы (арендная плата, услуги юристов, услуги кансалтинга и др.) сроком на три года. Бизнес – инкубатор (BizTech) (число штатных сотрудников не превышает 5-6 человек), при этом, входит как акционер в каждое инновационное предприятие воспользовавшееся услугами «бизнес – инкубатора». Несмотря на то, что в течении трех лет от 30 до 50% клиентов (предприятий) бизнес – инкубатора разоряются, его текущая деятельность является весьма прибыльной (средний объем налогов – миллион долларов в год) с перспективой дальнейшего участия в прибылях малых инновационных фирм, оказавшихся успешными. Желающих попасть в бизнес – инкубатор довольно много. По статистике конкурс составляет в среднем 8 предприятий на одно место.
Правительство осуществляет постоянный контроль за действиями в области экономической политики малого бизнеса. Совет экономических консультантов при Президенте ежеквартально проводит совещания с представителями организаций, представляющих малый бизнес – Национальной ассоциации малых предприятий. Учитывая интересы малых предприятий Правительство осуществляет необходимые меры по урегулированию возникающих проблемных ситуаций. Законодательство таким образом определяет задачи Администрации по делам малого бизнеса (АМБ): «Правительство должно поддерживать, консультировать, помогать и защищать – насколько это возможно – интересы малых предприятий, в целях сохранения системы свободной конкуренции и обеспечения малым предприятиям справедливой доли в контрактах или субконтрактах на поставку товаров и услуг государства». На практике эти задачи реализованы в законодательной норме: 23 процента государственных заказов должны получить предприятия малого бизнеса. Учитывая, что Правительство США является самым крупным заказчиком товаров и услуг в мире, то эта доля заказов является весьма существенной. Выполнение этой нормы контролирует Конгресс. Причем, Конгресс следит за тем, чтобы свою долю заказов получали фирмы, основанные женщинами и представителями национальных меньшинств. Если заказ крупный и малая фирма не в состоянии его освоить, то конгресс дробит его на субподряды. В настоящее время Администрация Президента Обамы увеличила долю государственных заказов передаваемых малому бизнесу до 26%. АМБ ежегодно представляет президенту специальный доклад "о малом бизнесе".
На АМБ возлагается обязанность оказывать миллионам малых предпринимателей финансовую, консультативную помощь, а также содействия в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями. АМБ располагает широкой экономической информацией о малом бизнесе, о регистрации и банкротстве фирм, о показателях, характеризующих темпы роста занятости на предприятиях, уровне инфляции, ставки ссудного процента, динамику создания новых рабочих мест и т.д. Штаб АМБ насчитывает пять тысяч человек, из них четыре тысячи находятся за пределами Вашингтона, где их деятельность координируется из центра. АМБ оказывает огромную помощь в виде обучения, консультаций, получения различных льгот, защиты интересов малых компаний. Помимо перечисленной поддержки, АМБ осуществляет и кредитные функции, предоставляя непосредственно кредиты, принимая на себя долевое участие в займах коммерческих банков малым предприятиям или выдачи гарантий. Ежегодный бюджет этой организации составляет от 400 до 600 млрд. долларов. В отличие от частных банков, предоставляющих малым предприятиям только краткосрочные кредиты, АМБ предоставляет долгосрочные займы сроком до 10 лет, но на условиях повышенных процентов (5,5 – 6%). АМБ сотрудничает также с пенсионными фондами, страховыми компаниями, торгово-промышленными монополиями, предоставляя их капитал малым компаниям. Для получения кредита в АМБ малое предприятие предоставляет заявку с приложением своей экономической программы, расчетов рентабельности и прибыли предприятия. Эти заявки рассматриваются специалистами АМБ, проходят экспертизу, и в случае положительного решения заявка принимается. По существующей статистике положительное решение получают 45% заявителей. АМБ гарантирует займы малых компаний и стимулирует инновационный бизнес [5]. Например, на заем в размере до 100 тыс. долларов на срок до 8 лет без уплаты процентов или при уплате минимальных 3–4% годовых могут претендовать компании, занятые в разработке и внедрении инновационных технологий (нано - и биотехнологий, в разработках новых альтернативных источников энергии, IT-технологий, в изучении ДНК и т.п.) [2]. АМБ предоставляет специальные кредиты из собственных средств фирмам, владельцами которых являются ветераны вооруженных сил или представители национальных меньшинств, а также тем предприятиям, которые расположены в регионах с высоким уровнем безработицы.
Оказание АМБ прямой финансовой помощи малым предприятиям преследует еще одну цель – ускорение процесса вымывания из национальной экономики малорентабельных, технически слабо оснащенных малых предприятий. Примерно раз в пять лет АМБ проводит конференции по проблемам развития малого бизнеса в стране на самом высшем уровне - в Белом доме. В промежутках между этими конференциями проходят аналогичные малые конференции в каждом штате, а также в районах Колумбия и Пуэрто-Рико. В резолюциях, принятых на конференциях в штатах, вырабатываются основные рекомендации, которые в последующем составляют программу национальной конференции, организуемой в Белом доме. На региональных конференциях в штатах выбираются делегаты на предстоящую национальную конференцию в Белом доме.
Обширные программы осуществляет Центр делового развития при АМБ (Оffice of Business Development):
-организует курсы и конференции, готовит информационные листки и буклеты, а также поддерживает научные работы в области управленческих проблем малого бизнеса;
-проводит семинары для начинающих, действующих бизнесменов, осуществляет помощь бизнесменам в области управления, используя программы специальных служб АМБ;
-заключает договоры с колледжами и университетами об образовании специальных школ бизнеса для консультирования и обучения бизнесу с помощью квалифицированных специалистов;
-консультирует заинтересованные фирмы по большинству аспектов международной торговли, сотрудничает с другими общественными и частными организациями для расширения возможности малых фирм в их экспортной деятельности.
Аналогичную работу проводит Центр инициатив частного сектора (Office of Private Sector Initiatives). Центр выпускает серии буклетов, способствующих привлечению предпринимателей. Буклеты выпускаются по различным проблемам, с которыми сталкиваются предприниматели. Центром может быть также составлена индивидуальная программа по заказу, в том числе, с анализом ошибок, допущенных бизнесменами ранее. Наряду с деятельностью Центра делового развития, при АМБ действуют другие центры: женщин – собственников малого бизнеса; международной торговли; материально-технического снабжения; юридический центр; финансовой помощи; инновационных программ малого бизнеса. Каждый центр активно сотрудничает с представителями малого бизнеса в определенной области. Например, центр материально-технического снабжения малых фирм способствует заключению контрактов на поставку материалов и комплектующих изделий. Центром бесплатно предоставляется информация по следующим направлениям: государственное распределение материалов, структура поставок материально – технических ресурсов; перечень фирм, ведущих переговоры о заключении подряда на поставки; подготовка заявок на поставки; обсуждение прав и обязательств фирм ведущих переговоры о заключении подряда на поставки. Функции юридического центра при АМБ заключаются в следующем: анализ роли малых фирм в Американской экономике в отношении конкурентоспособности, инновационности, производительности и степени предпринимательства; формирование мер по воздействию на процедуры федерального регулирования и налогообложения малых предприятий и рекомендаций по их реализации; оценка потребностей в кредитах малых фирм, в частности, с учетом предоставления капитала женщинам – собственникам малого бизнеса и национальным меньшинствам в малом бизнесе; информирование сообщества малого бизнеса о нововведениях, которые влияют на их положение; оказание консультационной помощи предпринимателям по вопросам, касающимся применения федеральных законов.