Опыт развития малого бизнеса в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 14:32, реферат

Описание работы

Интересы малого бизнеса находятся под неизменным покровительством и контролем государственных органов США. Охране малого бизнеса в условиях экономического могущества крупных корпораций уделяется в законах, принимаемых правительством США, большое внимание. Государство пытается смягчить противоречия между мелким капиталом и монополиями. Используемые правительством США средства регулирования мелкого и среднего предпринимательства дополняют друг друга, охватывают практически все стороны предпринимательской деятельности небольших компаний, не ослабляя при этом внимание и к крупным корпорациям, тем более, что последние не намерены сдавать своих позиций.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес в США.docx

— 42.64 Кб (Скачать файл)

 

Опыт развития малого бизнеса в США

 

 

    Интересы малого бизнеса находятся под неизменным покровительством и контролем государственных органов США. Охране малого бизнеса в условиях экономического могущества крупных корпораций уделяется в законах, принимаемых правительством США,  большое внимание. Государство пытается смягчить противоречия между мелким капиталом и монополиями. Используемые правительством США средства регулирования мелкого и среднего предпринимательства дополняют друг друга, охватывают практически все стороны предпринимательской деятельности небольших компаний, не ослабляя при этом внимание и к крупным корпорациям, тем более, что последние не намерены сдавать своих позиций.

   Самым первым законом, который положил начало государственному  регулированию в области рационального  сочетания экономической власти  крупных финансовых сил монополий  и использовании других эффективных  форм производства, можно считать  первый антитрестовский закон  – акт Шермана 1890 года. Этот Закон  предусматривал расформирование  господствующих в тот период  видов отраслевых монополистических  объединений – трестов. Авторы  Закона, при этом, изначально предали  ему направленность не против  корпорации вообще, а против тех  монополий, которые возникают не  экономическим путем и ведут  к установлению монополистического  господства над производством  или торговлей одного вида  товара, к снижению конкуренции  и изоляции конкурентов. Затем в 1914 году были приняты Закон о федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, направленные на защиту мелких фирм. В 1936 году был принят Закон Робинсона - Патмана, который расширил рамки запрещаемой дискриминации мелких фирм, включив в это понятие не только факт устранения конкурентов, но и нанесение им какого – либо вреда. В 1950 году одобрены поправки Селлера – Кефовера к закону Клейтона, направленные на сохранение малого бизнеса путем запрета одной фирме приобретать активы другой фирмы в случае ослабления конкуренции, являющиеся существенным фактором, препятствующим росту цен из-за монопольного господства крупных компаний.

   Проблема малых предприятий  в США особенно обозначилась  во время президентства Франклина  Рузвельта. В 1940 году была создана  комиссия по делам малого бизнеса  в Сенате, а в 1941 году создана  аналогичная комиссия в Палате  представителей. Кроме того, в Министерстве  торговли был организован Отдел  малых предприятий. В 1953 году Конгресс  принял закон о создании в  Правительстве США Администрации  по делам малых предприятий (АМБ) (The U.S. Small Business Administration – SBA), которая функционирует до настоящего времени.

   В 1958 году принят Закон  об инвестициях малых предприятий, который предусматривает оказание инвестиционным компаниям государственной помощи долгосрочными займами, в целях расширения промышленных, торговых и других предприятий, принадлежащих мелким капиталистам. В этих же целях закон предусматривал предоставление займов специально организованным ассоциациям малых предприятий для создания научно-исследовательских лабораторий, сбора сведений об изобретениях, а также приобретении этими ассоциациями патентов и лицензий для соответствующего обновления основных средств.

      На первой конференции, посвященной малому бизнесу, проходившей в Белом доме в 1980 году, была принята резолюция (действующая по настоящее время), в которой сформулировано определение малой компании: «малой компанией должна считаться такая, которая находится в независимом владении и управлении и имеющая не более 500 работников. В резолюции подчеркнуто, что применительно к принципу «гибкого регулирования» деятельности малого бизнеса в рамках данного определения предприятия, следует делить по принципу занятости (численности)  работников на 4 класса: 1 – до 10; 2 – от 10 до 50; 3 – от 50 до 250; 4 – от 250 до 500. 

   Государство также пыталось  ускорить структурные перестройки  в промышленности, повысить деловую  активность всего частного предпринимательства, его конкурентоспособность. Для  этого Правительство оказывает  различную помощь: проводит техническое  перевооружение, помогает в осуществлении  сбыта произведенной продукции,  предоставляет кредиты, помогает  решать возникшие производственные  проблемы. Финансовая поддержка  выражается также и в установлении  деловых контактов с крупными  корпорациями.

   Для активизации  предпринимательской деятельности  малых и средних фирм правительственные  ведомства и Конгресс США  в  конце 70-х и в начале 80-х годов  начали разработку,  подготовку  и внедрение программы льготных  условий налогообложения малых  фирм. Как заявил Президент национальной  федерации независимых предпринимателей  в 1978 году «принятие более прогрессивной  налоговой системы для малого  бизнеса представляет собой самую  важную реформу последних сорока лет» [1]. Эта реформа способствовала улучшению финансового положения малых фирм с доходом менее 100 тысяч долларов США в год. Однако она не затронула тех фирм, чей доход превышал 100 тысяч долларов США в год. В 80-е годы эта система подверглась резкой критике, в результате которой соответствующая комиссия рекомендовала Федеральной комиссии правительства США следующую структуру налогообложения (Таблица 1).

  На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. малых компаний, причем ежегодно открывается еще не менее 1 млн. новых [2]. Среднегодовой доход  предприятия колеблется в диапазоне от 4 до 28 млн. долларов. Объем экспорта товаров и услуг малых предприятий США составляет 300 миллиардов долларов в год. Малые компании составляют основу американской экономики. На долю малого бизнеса приходится  более 50 % валового национального продукта США.   Более 65% новых рабочих мест создаются малыми компаниями. Более 50% работающего населения Америки являются владельцами или сотрудниками малых предприятий.

                                                                                                                                    Таблица1

Структура налогообложения предприятий малого бизнеса

 

Размер доходов в тыс. долларов

Уровень налогообложения в %

до 25

12

25 -50

14

50 -100

17

100 - 200

20

200 - 300

25

300 - 400

30

400 - 500

38

500 и более

46


 

   Число предприятий ориентированных на развитие инновационных технологий оценивается в 375 тысяч [3,4]. При этом, вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции значителен - подавляющая часть открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Результатом усилий этих фирм является освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов высокотехнологичной продукции.  Доля инновационных предприятий малого бизнеса интенсивно возрастает благодаря функционированию системы «бизнес – инкубаторов» (BizTech). Условия деятельности BizTech следующие [4]. Клиентам инкубатора предоставляются различные льготы (арендная плата, услуги юристов, услуги кансалтинга и др.) сроком на три года.  Бизнес – инкубатор (BizTech) (число штатных сотрудников не превышает 5-6 человек), при этом, входит как акционер в каждое инновационное предприятие воспользовавшееся услугами «бизнес – инкубатора». Несмотря на то, что в течении трех лет от 30 до 50% клиентов (предприятий) бизнес – инкубатора разоряются, его текущая деятельность является весьма прибыльной (средний объем налогов – миллион долларов в год) с перспективой дальнейшего участия в прибылях малых инновационных фирм, оказавшихся успешными. Желающих попасть в бизнес – инкубатор довольно много. По статистике конкурс составляет в среднем 8 предприятий на одно место.

    Правительство осуществляет постоянный контроль за действиями в области экономической политики малого бизнеса. Совет экономических консультантов при Президенте ежеквартально проводит совещания с представителями организаций, представляющих малый бизнес – Национальной ассоциации малых предприятий. Учитывая интересы малых предприятий Правительство осуществляет необходимые меры по урегулированию возникающих проблемных ситуаций. Законодательство таким образом определяет задачи Администрации по делам малого бизнеса (АМБ): «Правительство должно поддерживать, консультировать, помогать и защищать – насколько это возможно – интересы малых предприятий, в целях сохранения системы свободной конкуренции и обеспечения малым предприятиям справедливой доли в контрактах или субконтрактах на поставку товаров и услуг государства». На практике эти задачи реализованы в законодательной норме: 23 процента государственных заказов  должны получить предприятия малого бизнеса. Учитывая, что Правительство США является самым крупным заказчиком товаров и услуг в мире, то эта доля заказов является весьма существенной. Выполнение этой нормы контролирует Конгресс. Причем, Конгресс следит за тем, чтобы свою долю заказов получали фирмы, основанные женщинами и представителями национальных меньшинств. Если заказ крупный и  малая фирма не в состоянии его освоить, то конгресс дробит его на субподряды. В настоящее время Администрация Президента  Обамы  увеличила долю государственных заказов передаваемых малому бизнесу до 26%. АМБ ежегодно представляет президенту специальный доклад "о малом бизнесе".

   На АМБ возлагается обязанность оказывать миллионам малых предпринимателей финансовую, консультативную помощь, а также  содействия в  получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.  АМБ располагает широкой экономической информацией о малом бизнесе, о регистрации и банкротстве фирм, о показателях, характеризующих темпы роста занятости на предприятиях, уровне инфляции, ставки ссудного процента, динамику создания новых рабочих мест и т.д. Штаб АМБ насчитывает пять тысяч человек, из них четыре тысячи находятся за пределами Вашингтона, где их деятельность координируется из центра. АМБ  оказывает огромную помощь в виде обучения, консультаций, получения различных льгот, защиты интересов малых компаний. Помимо перечисленной поддержки, АМБ осуществляет и кредитные функции, предоставляя непосредственно кредиты, принимая на себя долевое участие в займах коммерческих банков малым предприятиям или  выдачи гарантий. Ежегодный бюджет этой организации составляет от 400 до 600 млрд. долларов. В отличие от частных банков, предоставляющих малым предприятиям только краткосрочные кредиты, АМБ предоставляет долгосрочные займы сроком до 10 лет, но на условиях повышенных процентов (5,5 – 6%). АМБ сотрудничает также с пенсионными фондами, страховыми компаниями, торгово-промышленными монополиями, предоставляя их капитал малым компаниям. Для получения кредита в АМБ малое предприятие предоставляет заявку с приложением своей экономической программы, расчетов рентабельности и прибыли предприятия. Эти заявки рассматриваются специалистами АМБ, проходят экспертизу, и в случае положительного решения заявка принимается. По существующей статистике  положительное решение получают 45% заявителей. АМБ гарантирует займы малых компаний и стимулирует инновационный бизнес [5]. Например, на заем в размере до 100 тыс. долларов на срок до 8 лет без уплаты процентов или при уплате минимальных 3–4% годовых могут претендовать компании, занятые в разработке и внедрении инновационных технологий (нано - и биотехнологий, в разработках новых альтернативных источников энергии, IT-технологий, в изучении ДНК и т.п.) [2]. АМБ предоставляет специальные кредиты из собственных средств фирмам, владельцами которых являются ветераны вооруженных сил или представители национальных меньшинств, а также тем предприятиям, которые расположены в регионах с высоким уровнем безработицы.

  Оказание АМБ прямой финансовой помощи малым предприятиям преследует еще одну цель – ускорение процесса вымывания из национальной экономики малорентабельных, технически слабо оснащенных малых  предприятий. Примерно раз в пять лет АМБ проводит конференции по проблемам развития малого бизнеса в стране на самом высшем уровне - в Белом доме. В промежутках между этими конференциями проходят аналогичные малые конференции в каждом штате, а также в районах Колумбия и Пуэрто-Рико. В резолюциях, принятых на конференциях в штатах, вырабатываются основные рекомендации, которые в последующем составляют программу национальной конференции, организуемой в Белом доме. На региональных конференциях в штатах выбираются делегаты на предстоящую национальную конференцию в Белом доме.

   Обширные программы  осуществляет Центр делового  развития при АМБ (Оffice of Business Development):

-организует курсы и конференции, готовит информационные листки и       буклеты, а также поддерживает научные работы в области управленческих проблем малого бизнеса;

-проводит семинары для  начинающих, действующих бизнесменов, осуществляет помощь бизнесменам в области управления, используя программы специальных служб АМБ;

-заключает договоры с колледжами и университетами об образовании специальных школ бизнеса для консультирования и обучения бизнесу с помощью квалифицированных специалистов;

-консультирует заинтересованные фирмы по большинству аспектов международной торговли, сотрудничает с другими общественными и частными организациями для расширения возможности малых фирм в их экспортной деятельности.

     Аналогичную работу проводит Центр инициатив частного сектора (Office of Private Sector Initiatives). Центр выпускает серии буклетов, способствующих привлечению предпринимателей. Буклеты выпускаются по различным проблемам, с которыми сталкиваются  предприниматели. Центром может быть также составлена индивидуальная  программа по заказу, в том числе, с анализом ошибок, допущенных бизнесменами  ранее. Наряду с деятельностью Центра делового развития, при АМБ действуют другие центры: женщин – собственников малого бизнеса;  международной торговли; материально-технического снабжения; юридический центр; финансовой помощи; инновационных программ малого бизнеса. Каждый центр активно сотрудничает с представителями малого бизнеса в определенной области. Например, центр материально-технического снабжения малых фирм способствует заключению контрактов на поставку материалов и комплектующих изделий. Центром бесплатно предоставляется информация по следующим направлениям: государственное распределение материалов, структура поставок материально – технических ресурсов; перечень фирм, ведущих переговоры о заключении подряда на  поставки; подготовка заявок на поставки; обсуждение прав и  обязательств фирм ведущих переговоры о заключении подряда на поставки. Функции юридического центра при АМБ заключаются в следующем: анализ роли малых фирм в Американской  экономике в отношении конкурентоспособности, инновационности, производительности и степени  предпринимательства; формирование мер по воздействию на процедуры федерального регулирования и налогообложения малых предприятий и рекомендаций по их реализации; оценка потребностей в кредитах малых фирм, в частности, с учетом предоставления капитала женщинам – собственникам малого бизнеса и национальным  меньшинствам в малом бизнесе; информирование сообщества малого бизнеса о нововведениях, которые влияют на их положение; оказание консультационной помощи предпринимателям по вопросам, касающимся применения федеральных законов.

Информация о работе Опыт развития малого бизнеса в США