Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 14:32, реферат
Интересы малого бизнеса находятся под неизменным покровительством и контролем государственных органов США. Охране малого бизнеса в условиях экономического могущества крупных корпораций уделяется в законах, принимаемых правительством США, большое внимание. Государство пытается смягчить противоречия между мелким капиталом и монополиями. Используемые правительством США средства регулирования мелкого и среднего предпринимательства дополняют друг друга, охватывают практически все стороны предпринимательской деятельности небольших компаний, не ослабляя при этом внимание и к крупным корпорациям, тем более, что последние не намерены сдавать своих позиций.
Центр финансовой помощи
В 1998 году руководство АМБ, проведя анкетирование владельцев малых компаний, и анализируя запросы своих клиентов, подготовило доклад Президенту США с изложением результатов предыдущей работы и перспектив деятельности АМБ. В докладе Администрация предложила коренной пересмотр системы и стиля управления, изменения организационной и функциональных структур, а также повышения квалификации сотрудников. Реализация этих мероприятий помогла создать более эффективный механизм деятельности АМБ. Главным результатом этой акции стало формирование качественных целевых программ, ориентированных на интересы малых фирм, каждая из которых имеет свою направленность и параметры. В настоящее время существует более 50 укрупненных программных блоков. К ним относятся такие, как: развитие производств, ориентированных на экспорт; поддержка научно-исследовательской деятельности; поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, и т.д. Наиболее крупные программы - «7а» и «504», каждая из которых детализируется на несколько подпрограмм.
Цель программы «7а» - предоставление банковской
гарантии малой фирме на следующих условиях:
выдача гарантии на
В результате кризиса 2008 года и «заморозки» кредитного рынка начался спад деловой активности в сфере малого бизнеса. По данным АМБ [3] с 2008 года в США регистрировалась тенденция уменьшения количества малых предприятий. Ежегодно в среднем, открывалось около 570 тысяч малых бизнесов и около 600 тысяч закрывалось. Облегчение доступа малого бизнеса к капиталу является основной целью господдержки. Малые компании зависят от возможности получить кредит в значительно большей степени, чем крупные, поэтому особенно в период кризиса малый бизнес нуждается в усиленной поддержке в части доступа к национальному рынку капитала. В связи с этим в закон о восстановлении экономики и реинвестициях (American Recovery and Reinvestment Act) было внесено несколько серьезных изменений относящихся к традиционным программам поддержки предпринимателей [7]. Во-первых, были сокращены первоначальные взносы по кредитам в рамках двух самых популярных программ - 7(а) и 504. Во-вторых, были увеличены предоставляемые предпринимателям гарантии по кредитам по программе 7(а) - до 90%. В третьих, сумма предельной гарантии по кредиту для малого бизнеса была увеличена с 2 млн. долларов до 5 млн. долларов. Эти нововведения были необходимы, чтобы стимулировать банки-партнеры к кредитованию, и повышения доверия малых предприятий к программам АМБ. Для приведения закона (American Recovery and Reinvestment Act) в действие Правительство выделило АМБ 411 млн. долларов что позволило обеспечить выдачу гарантий по кредитам на общую сумму 19 млрд. долларов.
Во всех штатах страны АМБ имеет региональные представительства, которые взаимодействуют с Центрами развития предпринимательства (ЦРП). ЦРП создаются АМБ совместно с университетами (иногда с администрацией штата) [6]. АМБ обеспечивает 50%-е финансирование ЦРП, т.е. из средств федерального бюджета. Остальные 50% покрываются принимающей стороной из какого-либо одного из следующих источников: собственные средства университета, бюджет штата, частные спонсоры или меценаты. Принимающая сторона может обеспечить финансирование и материальными средствами (помещения, оборудование, техника и т.д.). Как правило, ЦРП создается на базе одного из университетов штата, реже - при органах власти штатов. ЦРП создаются практически во всех городах и округах штата Определение университетов в качестве партнеров имеет преимущества связанные с тем, что они независимы от властей штатов, т.е. смена губернаторов не влияет на деятельность ЦРП. Основным критерием отбора подходящих университетов является степень охвата его деятельности в штате, т.е. наличие партнерской сети: колледжи, филиалы, представительства и т.д. Кроме того, университет должен доказать свою компетентность, т.е. располагать квалифицированным персоналом, материально-технической базой, методиками обучения, исследований и др. Университеты проходят аккредитацию в АМБ, после чего участвуют в программе АМБ по поддержке малого бизнеса через сеть ЦРП. При университетах имеется должностное лицо (обычно проректор), который ведет данное направление деятельности университета, и ему подотчетна вся сеть ЦРП штата. Такой сотрудник университета отвечает за организацию, менеджмент, подбор кадров, планирование работы и распределение финансовых средств ЦРП. Срок действия аккредитации университета 4 года. Университет-партнер АМБ может привлечь и другой университет для работы по созданию сети ЦРП.
Увеличение спроса на капитал является признаком укрепления национальной экономики. По мнению АМБ, малое предпринимательство является главным двигателем американской экономики. Именно деятельность Администрации по кредитованию малых предприятий является главным фактором, сдерживающим безработицу. Несмотря на многочисленные усилия АМБ, около 85% фирм - клиентов разоряются спустя один год. Тем не менее, деятельность функционирующих фирм не только возмещает потери национальной экономики, но и существенно умножает валовой национальный продукт. В малом бизнесе занятость растет быстрее, чем в крупном бизнесе. Малый бизнес оказал огромное влияние не только на экономику страны в целом, но существенно повлиял на демографическую структуру предпринимательства. Например, возможности малого бизнеса привлекают к работе все большее количество женщин, ранее невовлеченных в хозяйственную деятельность страны. При этом темп роста числа женщин относительно роста числа мужчин – владельцев частных фирм увеличивается ежегодно, начиная с 1977 года. Малый бизнес привлекает и меньшинства, живущие в США, которые ранее использовались только в качестве наемной рабочей силы и не имели собственного дела, что особенно актуально в условиях роста эмиграции. Малый бизнес позволяет также рационально размещать трудовые ресурсы по регионам и городам, при этом статистика показывает, что в последние годы в розничной торговле сфера малого бизнеса сужается, а в обрабатывающей и промышленности и в инновационной сфере – расширяется. Еще в 60 – 70 годах прошлого века американцы не предполагали, что малый бизнес может приносить существенную пользу для развития страны. Этому убеждению способствовало то обстоятельство, что в те годы большую часть новых рабочих мест создавал крупный бизнес с таким же темпом, как и установившийся рост его пропорции в валовом национальном продукте. Однако, практика последних десятилетий доказала, что динамические возможности малого бизнеса существенно выше. Американцы всех возрастов и поколений начали стремиться к созданию своего дела, тем более, что исторически этот фактор в Америке всегда доминировал. Начавшийся процесс привел к тому, что все свое рабочее время и свои доходы американские предприниматели стремятся вложить в собственную фирму, тем самым расширяя и развивая сферу деятельности малого бизнеса. Растущие интересы американских собственников в развитии своих фирм выразился в частности, в том, что они начал изменять сущность американской экономики в направлении движения – от промышленной индустрии с огромными размерами и интенсивным капиталом – к индустрии с меньшими размерами и интенсивным трудом. Это означает, что американская экономика становится более зависимой от возможности и способности человека, чем использования географических ресурсов и капитала.
В последние годы совокупные доходы малых фирм сравнялись с доходами крупных корпораций, а темп роста доходов малых фирм несколько превышает темп роста доходов корпораций.
Существенное влияние малый бизнес
оказывает на рост занятости
в стране и уменьшение
Значительный интерес представляет изучение опыта по государственной поддержке малых городов и муниципальных образований, и их малого бизнеса. Так, например, население малых городов США составляет 15 млн. человек. Американская глубинка живет беднее крупных городов. В малых городах США - а таковых насчитывается около 17 тыс. (статус города имеет поселение с численностью свыше 1 тыс. человек) среднедушевой доход, приходящийся на одного человека в год, по сравнению с промышленными и финансовыми центрами составляет 75-80%, а уровень безработицы составляет 8-9%, что на 2% выше, чем в крупных городах.
Согласно официальной статистике, в США, в соответствии с принятыми критериями, выделено более 100 экономически депрессивных муниципальных образований. Одним из эффективных средств экономического оздоровления таких образований уже в течение полутора десятков лет является создание в них предпринимательских зон, которые определяются как некие географические области, имеющие черты депрессивного развития и требующие специальных льгот для малых предприятий - создателей рабочих мест. Опыт функционирования предпринимательских зон аккумулируется, анализируется и распространяется в рамках и силами созданной в 1985 году Американской Ассоциации предпринимательских зон. Основным инструментом реализации программ предпринимательских зон являются налоговые и другие льготы. На уровне штатов: штат Коннектикут - 50% скидка на доходы предприятия, штат Луизиана - 100% скидка с налога на продажу оборудования и т.д. При этом более 70% общего объема этих льгот получают малые предприниматели, которые создают в предпринимательских зонах рабочие места. В США считают, что поддерживать малый бизнес необходимо, т.к. он создаёт новые рабочие места и уплачивает налоги в бюджет. Самым крупным госзаказчиком является Правительство США.
При АМБ существует подразделение по контрактам, которое ведёт реестр фирм – потенциальных поставщиков, выдаёт сертификаты соответствия (это своего рода документ, доказывающий возможности малого предприятия выполнить госконтракт), а также осуществляет мониторинг процессов передачи субподрядов крупными предприятиями – малым. Продолжительное время привилегии в получении госзаказа в Калифорнии имели те малые предприятия, которые возглавляли афроамериканцы. При АМБ создана Ассоциация консультантов – SCORE. В ней работают опытные консультанты-практики, которые бесплатно предоставят советы о том как начать бизнес, преодолеть трудности в управлении фирмой, проконсультируют по финансовым и налоговым вопросам. Нужно лишь предварительно позвонить и договориться о встрече. Помимо индивидуальных консультаций в SCORE проводятся семинары. Стоимость минимальная – 30 - 40 долларов за 5 лекций. Наиболее часто американские предприниматели посещают семинары на темы: «Как начать новый бизнес»; «Составление бизнес-плана»; «Маркетинговое планирование». Кроме того, предприниматели бесплатно могут воспользоваться библиотекой, компьютерами с выходом в Интернет, различными справочниками. Консультации проводятся на различных языках, в т.ч. на русском. Практически все организации, принадлежащие к инфраструктуре поддержки малого бизнеса, существуют за счёт финансирования от частных лиц и корпораций.
Подводя некоторые итоги можно сделать следующие выводы:
- предпринимательская способность в США традиционно рассматривается в качестве самостоятельного экономического ресурса наряду с землей, материальными ресурсами, трудовыми ресурсами и капиталом;
- история развития малого бизнеса в США при участии Государства началась в 1890г., с принятия первого антитрестовского закона;
- администрация и население США усвоили идею, что малый бизнес- это «курица несущая золотые яйца» для экономики государства;
- малое предпринимательство в США является гибким и адаптивным, по сравнению с крупным, имеет хорошие инновационные предпосылки, способствует экономическому росту, формирует конкурентную среду, а также имеет простой и быстрый доступ к рынкам;
- мелкие фирмы обладают следующими потенциальными преимуществами перед крупными корпорациями: гибкая политика предпринимателей; отсутствие бюрократизма, свойственного управленческому аппарату крупных корпораций; более свободный выбор форм и методов организации труда; ускоренные темпы внедрения новшеств в производство, благодаря не сложной структуре фирм, духа инициативы и наличием быстрой словесной коммуникации внутри фирмы; способность приспособления к различным формам взаимодействия с крупным бизнесом (небольшие серии, субподряды) и гибкость форм поставки необходимых партий продукции;
-
в США отсутствуют требования
к структуре расходования
- в США нет противопоставления «малого бизнеса» и «крупного бизнеса», поскольку в общественном сознании довольно четко определены экономические и технологические «ниши» каждого и есть понимание того, что крупный бизнес является финансовым и технологическим локомотивом для малого бизнеса.
Использованные источники.
1.A Tribute to small business, U.S. Small Business Administration, 1987.
2.Малый бизнес: зарубежный опыт. Интернет – издание, www.nisse.ru, 2012.
3.Малый бизнес в США. Интернет – издание www.oko-planet.ru, 2012.
4.Кустарная доля американского бизнеса, Российская бизнес – газета,№594, 2007.
5.Н. Юсупова, Менеджмент в России и за рубежом, № 5, 1999.
6.Бизнес
– портал: Дорожная карта бизнеса
2020,Интернет – издание,www.
7.Господдержка малого бизнеса, Интернет – издание, www.opora-kredit,2010.
8.Россия и Америка в ХХI веке, Электронный научный журнал, www.nisse.ru, №3, 2009.
9. SBA. Office of Advocacy. Effective Federal Income Tax Rates Faced by Small Businesses in the United States. April 2009. RS343. Wash., 2009.
10. Private Firms, Establishments, Employment, Annual Payroll and Receipts by Firm Size, 1988-2006. – http://www.sba.gov/
11 Headd B. and Saade R. Do Business Definition Decisions Distort Small Business Research Results? August 2008. SBA. Office of Advocacy. RS330. Wash., 2008.
12.Family Business Quarterly, Winter 2000, vol. 10, № 1.
13. Headd B. and Saade R. Do Business Definition Decisions Distort Small Business Research Results? August 2008. SBA. Office of Advocacy. RS330. Wash., 2008.
14. Fairlie R. Entrepreneurship in Silicon Valley During the Boom and Bust. March 2007. SBA. Office of Advocacy. RS296. Wash., 2007.
15. Kauffman Index of Entrepreneurial Activity (1996–2008). April 2009 – http://www.kauffman.org.
16. Fairlie R. Entrepreneurship in Silicon Valley During the Boom and Bust. March 2007.
17. The Anatomy of an Entrepreneur: Family Background and Motivation. July 2009 – http://www.kauffman.org.