Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:16, контрольная работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и особенностей их формирования в России.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы руссматриваются следующие задачи:
1.изучение понятия «приватизация», как условия формирования различных организационно-правовых форм предпринимательства;
2.определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предпринимательства;
Введение……………………………………………….……….....3
1. Приватизация как условие формирования различных организационно-правовых форм предпринимательства.…………................................5
2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и их особенности………………..……………………………...……….….9
Заключение.………………………...………………...…………...17
Список литературы………………...……………….............................19
Введение……………………………………………….………
1. Приватизация как условие формирования
различных организационно-правовых форм
предпринимательства.…………......
2. Организационно-правовые
формы предпринимательской деят
Заключение.………………………...……………….
Список литературы………………...…………
Введение
Главным действующим лицом конкурентных отношений на рынке в современных условиях выстпупает организация (в зарубежной практике - фирма).
Понятие «организация» как основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов).
В условиях рыночной экономики
предприниматель в праве
В российском законодательстве используется также понятие «хозяйствующие субъекты», под которыми понимаются российские и иностранные коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельско-хозяйственные потребительские кооперативы, а также индивидуальные предприниматели.
На сегодняшний день одной из актуальных тем является изучение организационно-правовых форм предпринимательства, их значение на современном этапе.
Организационно-правовые формы юридических лиц представляют собой предусмотренные законом формы организации юридических лиц на основе различия их органов управления, видов и пределов имущественной ответственности участников (учредителей), целей создания и других различий. Гражданский кодекс РФ является тем правовым актом, который предусматривает конкретный перечень юридических лиц, которые могут создаваться на территории Российской Федерации.
Помимо Гражданского кодекса РФ существует ряд федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы, связанные с юридическими лицами и теми организационно-правовыми формами, в которых они образуются.
Однако, темой моей работы являются организационно-правовые формы предприятий, а не юридических лиц.
Наличие организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является одной из важнейших предпосылок для эффективного функциониpования pыночной экономики в любом государстве, в том числе и в России.
Предметом исследования выступают основные положения организационно-правовых форм предпринимательства. Объектом исследования – организационно-правовые формы предпринимательства.
Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и особенностей их формирования в России.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы руссматриваются следующие задачи:
1.изучение понятия «приватизация», как условия формирования различных организационно-правовых форм предпринимательства;
2.определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предпринимательства;
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух частей и заключения. Название частей отображает их содержание.
1. Приватизация как условие формирования различных организационно-правовых форм предпринимательства.
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор.
Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.
"Приватизация государственных
и муниципальных предприятий
это есть приобретение
Основной причиной приватизации отдельных отраслей или предприятий является необходимость значительного повышения их экономической эффективности. А основной причиной для отказа от приватизации конкретного объекта может быть выполнение им политически значимой функции, которая в контексте конкретного региона расценивается как слишком важная для того, чтобы поставить ее в зависимость от случайностей рынка.
Приватизация является
особой, но не единственной формой преобразования
собственности. Возможно перераспределение
прав собственности без
Как показывает мировой опыт, возможны следующие формы приватизации собственности: массовая (ваучерная) приватизация с равным доступом для всех граждан, массовая (ваучерная) приватизация со значительными льготами для инсайдеров, выкуп предприятий администрацией и персоналом, продажа аутсайдерам, прямая продажа, льготное кредитование, через процедуру банкротства, передача акций социальным фондам. Каждый из перечисленных видов приватизации может выступать в качестве как основного, так и вспомогательного метода. Основные и вспомогательные методы приватизации показывают вклад (важность) конкретных методов в приватизацию активов государственных предприятий.
Основными методами российской приватизации стали создание акционерных обществ (АО), а также выкуп ранее арендованного имущества.
Акционерное общество - это одна из организационно- правовых форм предприятий.
В отношении государственных
предприятий – их преобразование
в акционерные общества со 100% акций,
находящихся в федеральной
Подготовка преобразования государственного или муниципального предприятия в акционерное общество осуществляется комиссией по приватизации. Учредителем акционерного общества выступает исключительно соответствующий комитет, территориальное агенство.
Акционерное общество, возникшее после обычной государственной регистрации, становилось правопреемником государственного или муниципального предприятия (причем никаких специальных передаточных документов не составлялось). После этого комитет по управлению имуществом передавал свои акции (или права требования, зафиксированные в "бездокументарной форме" - в виде записей на счетах) соответствующему фонду по управлению имуществом. Одновременно формировался совет директоров общества и готовилось его первое общее собрание, а трудовой коллектив выбирал один из вариантов льгот по приобретению акций этого общества. В завершение приватизации соответствующий фонд имущества осуществлял продажу акций общества. По новому закону составленные предприятием документы считаются заявкой на его приватизацию, которая подается в соответствующий орган по управлению имуществом и затем рассматривается и утверждается государственными органами в порядке, предусмотренном ст. 15 Закона о приватизации. В случае принятия решения о приватизации данного предприятия комиссия по его приватизации создается соответствующим органом по управлению публичным имуществом. Комиссия готовит план приватизации, утверждаемый назначившим ее органом. Работникам (членам трудовых коллективов) приватизируемых предприятий законодательство о приватизации разрешало приобретать акции таких обществ на льготных условиях. Они были вправе безвозмездно получить 25% привилегированных (неголосующих) акций (на сумму не свыше 20 минимальных зарплат на одного работника) и приобрести еще 10% обыкновенных (голосующих) акций на льготных условиях: по закрытой подписке и с рассрочкой оплаты, а также со скидкой 30% от номинальной стоимости (первый вариант). Они могли приобрести до 51% обычных акций общества (т.е. заведомо контрольный пакет) преимущественно перед другими приобретателями, однако за полную (номинальную) стоимость (второй вариант). Наконец, с согласия членов трудового коллектива группа работников могла создать товарищество (по сути - полное) на срок до одного года, взяв на себя в этот период всю ответственность за деятельность предприятия (в том числе своим имуществом), с тем чтобы по его окончании и выполнении других предусмотренных планом приватизации условий иметь право на приобретение 30% его голосующих акций по номиналу и еще 20% таких же акций на льготных условиях (в рассрочку и со скидкой 30% от номинала) (третий вариант). Данные возможности, по сути, сохранились и сейчас в соответствии со ст. 25 Закона о приватизации. Подавляющее большинство работников предприятий избрали второй вариант, дающий возможность сохранения контроля над приватизированным предприятием. Более того, в ряде случаев свои акции они затем внесли в уставный капитал другого (закрытого) акционерного общества, созданного исключительно с целью контроля над приватизированным предприятием, ставшим открытым акционерным обществом, и недопущения к его управлению сторонних инвесторов. Однако недостаток у работников собственных средств для приобретения акций потребовал привлечения к этому процессу фактических инвесторов (владельцев), при которых работники играют роль подставных лиц, и существенно усилил роль руководителей, получивших возможность различными путями приобрести значительные пакеты акций. В свою очередь все это породило различные злоупотребления и, по существу, лишило трудовые коллективы перспектив, на которые они рассчитывали. Для сохранения государственного контроля за рядом приватизированных предприятий, имеющих особо важное народнохозяйственное значение, в федеральной собственности закреплялись контрольные пакеты акций (на срок до трех лет, который в ряде случаев затем продлевался), а также выпускалась "золотая акция", позволявшая при отсутствии "контрольного пакета" акций в течение срока ее действия (первоначально - также до трех лет) использовать право вето при принятии решений общим собранием акционерного общества. В настоящее время "золотая акция" рассматривается законом как "специальное право на участие РФ в управлении открытым акционерным обществом", состоящее не только в возможности применения права вето при принятии некоторых важнейших решений общим собранием общества, но и в возможностях требования созыва внеочередного общего собрания, обращения в суд с иском к исполнительным органам общества о возмещении причиненных обществу убытков и некоторых других (п. 1 ст. 5 Закона о приватизации). Эти же потребности вызвали к жизни особенности приватизации государственных предприятий топливно-энергетического комплекса, включая предприятия энергетики, газового хозяйства, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, предприятий железнодорожного транспорта и некоторых других отраслей хозяйства. Они устанавливались президентскими указами и содержали многочисленные изъятия из правил законодательства о приватизации, нередко обусловленные и ведомственными, а не только публичными интересами. В особом порядке проводилась также приватизация совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и материальному обслуживанию агропромышленного комплекса.
Наконец, акции некоторых приватизированных предприятий полностью или частично не были проданы из-за отсутствия приобретателей и остались в публичной собственности, а соответствующие предприятия - под контролем государства.
2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
При выборе юридической
формы предприниматель
Общество с ограниченной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью характеризуется следующими признаками: уставный капитал такого хозяйственного общества разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество с ограниченной ответственностью может быть образовано одним или несколькими участниками. Максимальное число участников общества с ограниченной ответственностью не может превышать 50. Если этот предел превышен, участники общества обязаны преобразовать его в акционерное общество в течение года либо уменьшить численность до максимально допустимой; в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке. Общество с ограниченной ответственностью создается и действует на основании учредительного договора и устава, которые являются его учредительными документами. Пунктом 5 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью установлено, что положения устава имеют преимущество перед условиями учредительного договора как для третьих лиц, так и для участников общества. Для общества с ограниченной ответственностью, учреждаемого одним участником на основании его решения, учредительным документом является устав. Основой имущества общества с ограниченной ответственностью является уставный капитал, образуемый из стоимости вкладов учредителей. Уставный капитал на момент государственной регистрации общества должен быть оплачен не менее чем наполовину; оставшуюся же часть необходимо оплатить в течение первого года деятельности общества. Невыполнение указанного требования влечет негативные последствия для участников, которые внесли свои вклады не полностью: они солидарно отвечают по обязательствам общества в пределах невнесенной части вкладов . Определенные последствия наступают и для самого общества, которое должно в вышеуказанном случае объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать уменьшение в установленном порядке либо осуществить процедуру ликвидации . Закон устанавливает минимальный размер уставного капитала (100 МРОТ), предъявляет требование его полной оплаты, а также возлагает на общество обязанность поддерживать стоимость чистых активов на уровне не меньшем, чем размер его уставного капитала. В противном случае общество обязано зарегистрировать соответствующее уменьшение уставного капитала, а если его размер окажется ниже минимально допустимого - осуществить ликвидацию. Увеличение и уменьшение размера уставного капитала подлежат государственной регистрации, как и иные изменения учредительных документов общества. Участник общества с ограниченной ответственностью не обладает правом собственности или иным вещным правом на имущество общества. Объем его обязательственных прав в отношении общества выражается долей в уставном капитале. Распорядиться этими правами участник может посредством уступки доли (после полной ее оплаты) или ее части (в пределах оплаченной части доли) одному или нескольким участникам общества. Уступка доли может осуществляться путем ее дарения, продажи, мены. Участник общества вправе уступить свою долю и третьим лицам. Однако, в отличие от права отчуждения участникам общества, возможность уступки в пользу третьих лиц может быть ограничена уставом общества. Кроме того, при отчуждении доли третьим лицам у других участников общества возникает преимущественное право покупки доли участника (ее части) пропорционально размерам их долей в уставном капитале общества. Уступка доли в уставном капитале влечет прекращение статуса участника общества. Участник общества, оплативший свою долю, вправе также выйти из состава участников общества, подав соответствующее заявление. При этом его доля переходит к обществу, которое обязано выплатить участнику ее действительную стоимость Участники общества с ограниченной ответственностью вправе участвовать в управлении делами общества, получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией, принимать участие в распределении прибыли. Они обязаны вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены законом и учредительными документами общества, и не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности. Структура управления обществом с ограниченной ответственностью традиционно состоит из высшего органа - общего собрания участников общества и подотчетного ему исполнительного органа, осуществляющего руководство текущей деятельностью общества. Исполнительный орган может быть создан в качестве единоличного (директор, генеральный директор, президент) либо коллегиального (правление, дирекция), а также возможно наличие одновременно и единоличного, и коллегиального исполнительного органа. В обществе с ограниченной ответственностью может быть создан и совет директоров (наблюдательный совет). Выбор того или иного варианта структуры органов управления из предусмотренных законом осуществляется самими участниками общества и отражается в его учредительных документах.
Акционерное общество.
Акционерное общество— одна из разновидностей хозяйственных обществ. Это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Сущностью создания акционерного общества является объявление учредителем о создании акционерного общества, т.е. выпуск в продажу ценных бумаг (акций), и предложение определенному или неопределенному кругу лиц покупать эти бумаги, тем самым формируя уставный капитал. Деятельность акционерного общества в Российской
Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Выделяются открытые и закрытые акционерные общества.
Закрытые акционерные общества.
Закрытое акционерное общество — форма организации публичной компании; (общепринятое сокращение — ЗАО) — акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому).
Акционеры такого общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами. Число участников закрытого акционерного общества ограничено законом. Как правило, закрытое акционерное общество не обязано публиковать отчётность для всеобщего сведения, если иное не установлено законом.
Открытое акционерное общество.
Открытое акционерное
общество, создается, с целью получения
прибыли и может заниматься любой
не запрещенной законом
Общество несет
Открытое акционерное общество — форма ведения довольно крупного бизнеса. Это связано и с тем что легче привлекать крупные капиталы, и с тем что довольно сложная форма отчетности. Так же, есть необходимость проводить собрания акционеров, а в случае, когда акционеров сотни и тысячи это может создать некоторые трудности с обеспечением всех формальных моментов.
Основные отличия между Закрытым Акционерным Обществом (ЗАО) и Открытым Акционерным Обществом (ОАО):
Информация о работе Организационно-правовые формы предпринимательства в России