Основные ценностные ориентиры российских бизнесменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Использование опыта меценатов прошлого в сочетании с формированием основ социальной толерантности представляет собой основу для создания системы эффективного взаимодействия бизнеса и общества, имеющего социально направленные устои и нравственные императивы, требующие от бизнеса соблюдения норм социального партнерства

Содержание работы

Определение ценностных ориентаций - 3 стр.
Культура бизнеса - 3 стр.
Специфика ценностной системы
современного российского бизнеса - 5 стр.
Основные тенденции в динамике
ценностных ориентаций российских
предпринимателей - 8 стр.
Список использованной литературы - 10 стр.

Файлы: 1 файл

Основные ценностные ориентиры российских бизнесменов.docx

— 33.04 Кб (Скачать файл)

 МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ  И  ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ_______________________________

Тема: Основные ценностные ориентиры российских бизнесменов

 

 

 

                                                        Студента   2 курса   заочной формы обучения

                       Группа по специальности

                          «менеджмент организации»

                           Матькова Анна Алексеевна

 

                         Проверил преподаватель:

______________________________________                                

 

 

Касимов 2013 год

 

 План работы:

 

 

  1. Определение ценностных ориентаций     - 3 стр.
  2. Культура бизнеса                                           - 3 стр.
  3. Специфика ценностной системы

 современного  российского бизнеса            - 5 стр.    

  1. Основные тенденции в динамике

 ценностных ориентаций российских

 предпринимателей                                         - 8 стр.

  1. Список использованной литературы            - 10 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Определение ценностных ориентаций.

  Ценностные ориентации рассматриваются нами как совокупность социально-психологических образований, в которых отражаются цели, мотивы, потребности, идеалы, установки и отношения личности, необходимые для объективных достижений в развитии собственного дела и в способах взаимодействия с обществом, для субъективной удовлетворенности своими успехами и результатами самореализации. Ценностные ориентации являются критерием для оценки достигнутых результатов предпринимательской деятельности. Они становятся и критерием сложившихся отношений в хозяйственной деятельности ценностные ориентации как критерии для оценки реализованных в деятельности отношений обуславливают выбор предпринимателем философско-этических (ценности), психологических (мотивы, смыслы, установки, потребности), операциональных (действия, поступки) ориентиров собственного развития как личности, как индивида, как субъекта деятельности. Ценностные ориентации как компонент предпринимательской деятельности играют ключевую роль на всех ее этапах, начиная с поисков бизнес-идеи и завершая коррекцией результатов.

  1. Культура бизнеса. 

 

   Культура бизнеса, формирование которой происходит в современных российских условиях, оказывает значительное влияние на моральное сознание и духовную жизнь общества, охватывая все сферы экономической деятельности, во многом определяя характер моральных норм, складывающихся в других социальных группах. В связи с этим актуальной становится проблема изучения особенностей ценностной системы бизнеса, чья субкультура воздействует на культурные основы взаимодействия людей в рамках социальных общностей. Подчеркнем, что именно бизнес-слой катализирует процессы формирования обновленной общественной морали, основные черты которой во многом противоречат устоям традиционной культуры. Новые этические принципы взаимоотношений людей возникают на фоне кризисных явлений в обществе, связанных с низким уровнем жизни, высокой степенью социальной напряженности, проблемами в обеспечении занятости и функционировании гражданского общества. В общественном сознании укрепляется представление о значимости индивидуалистической практики, признающей личность главным действующим субъектом экономической деятельности, основными качествами которого должны стать инициативность, самостоятельность в принятии решений, активность в достижении поставленных целей, настойчивость.

Этические установки бизнес-деятельности в современной России формируются под влиянием двух основных идеологических парадигм, первая из которых связана с распространением в деловой среде идей правового нигилизма, предполагающих рассмотрение норм закона как барьеров на пути реализации экономической активности. Успешное игнорирование правовых норм становится одним из способов для повышения социального статуса индивида в бизнес-сообществе, при этом значение таких качественных характеристик, как позитивная репутация и положительный имидж, недооценивается и не обнаруживается их прямая связь с увеличением доходов фирмы. Для сторонников подобного подхода к организации и ведению бизнеса характерна ситуационная, а не правовая реакция на воздействие со стороны внешней среды, отношение к государственным органам как к противодействующим структурам, взаимодействие с которыми следует свести к минимуму. Вторая парадигма связана с рассмотрением бизнес-слоя как ведущей силы в экономическом развитии страны, отличительной характеристикой которой является проявление частной инициативы, нуждающейся во всемерной поддержке со стороны общества и государственных органов. При таком подходе признается необходимость теоретического осмысления проблем, связанных с развитием бизнеса в России и его нравственной реабилитации в глазах общества. В связи с этим актуализируется проблема изучения и адаптации в российских условиях зарубежного опыта организации и управления бизнесом.

Как отмечают исследователи, формирующаяся бизнес-культура большинства российских компаний характеризуется отсутствием четкой формулировки миссии организации, что влечет за собой возникновение конфликтных ситуаций на основе несогласованности ценностных установок бизнеса и конкретных технологий управления. Специфичным для российской бизнес-практики является и понимание сущности делового контракта, заключаемого с сотрудником и рассматриваемого как имеющее формальный характер соглашение, отражающее лишь общие принципы взаимоотношений с руководством. При этом реальная трудовая нагрузка, круг обязанностей работника могут существенно отличаться от тех, что прописаны в трудовом договоре.

Показательным, на наш взгляд, является сравнительный анализ бизнес-культуры дореволюционной и современной России, демонстрирующий ряд существенных отличий. В первую очередь, различными являются мотивы экономической активности: передовые представители российской деловой среды второй половины XIX - начала XX вв. руководствовались в своей деятельности целями долгосрочного развития, для современного же бизнеса характерна ориентация на максимально высокую прибыль в короткие сроки. Во-вторых, деятельность российских представителей деловой среды дореволюционного периода строилась на основе национальной специфики: религиозных представлений, устоявшихся традиций ведения дел, принятых в купеческой среде обычаев. Современная практика бизнеса характеризуется склонностью бизнесменов к космополитизму и стремлением к использованию зарубежного опыта управления и организации деятельности, связанной с получением прибыли. В-третьих, как отмечалось выше, для купцов XIX века особую значимость имело соблюдение принципа «чистоты» происхождения богатства, в то время как в современном российском обществе сложилось устойчивое представление о незаконном характере происхождения состояний нынешних бизнесменов

 

3. Специфика  ценностной системы современного  российского бизнеса 

Выявляя специфику ценностной системы  современного российского бизнеса, следует отметить, что существует несколько основных видов ценностей  этого вида социально-экономической  активности:

1) экономические ценности, в которых  выражено отношение бизнеса к  уровню рентабельности, темпам роста,  стратегическому планированию деятельности, формированию комплекса конкурентных  преимуществ бизнес-организации, внутреннему содержанию мотивационного механизма бизнес-деятельности;

2) социальные ценности, отражающие  осознание бизнес-слоем своей роли и значения в жизни социума, представления о том, на каких основаниях должны строиться отношения бизнеса и общества, о механизмах реализации этого взаимодействия;

3) политические ценности, основное  содержание которых связано с  восприятием бизнесом своей политической  активности, «выстраиванием» взаимодействия  с государственными структурами,  представлением своих интересов  на уровне законодательных органов;

4) культурные, к которым можно отнести этические, морально-нравственные, духовные ценности, определяющие мировоззренческие основы бизнес-деятельности,

их нравственную окраску, оценку деловой  практики в системе координат  «допустимо -недопустимо», «морально - аморально», «одобряемо - неодобряемо» и т. д.

Отметим, что ценности бизнес-деятельности, обладая конкретным содержанием, имеют свою внутреннюю структуру. Так, ценность свободы приобретает значение социокультурного условия существования бизнеса и может быть рассмотрена как единство двух составных элементов: во-первых, внешней свободы от ограничений и запретов на ведение бизнеса, а во-вторых, внутренней свободы бизнесмена, предполагающей его способность к деятельному осуществлению своих рыночных инициатив. Значение ценностей бизнес-деятельности для ее субъектов определяется рядом выполняемых ими функций, к которым следует отнести: мотивационную функцию, связанную с формированием мотивов и целевых установок этого вида экономической активности, направленного прежде всего на извлечение прибыли; когнитивную функцию, в основе которой - детерминация когнитивной работы бизнесмена с поступающей извне информацией, ее переработка и осмысление, формулирование выводов и выбор стратегии будущих действий; ориентирующую функцию, заключающуюся в выработке конечных ориентиров профессиональной деятельности бизнесмена, определяющих ее направленность, характер, масштаб, специфику; регулирующую функцию, связанную с выполнением ценностями роли регулятора экономического поведения субъекта бизнес-деятельности, находящегося в условиях определенного этапа развития рыночных отношений.

Используя предложенное М. Вебером  понятие «экономическая релевантность», объясняющее ситуацию, при которой  неэкономические институты в  соответствующих обстоятельствах  могут оказывать определяющее влияние  на развитие экономики, представляется возможным разделить факторы, имеющие решающее значение для развития бизнес-деятельности, на две группы: социальные и гуманитарные. Первая группа представлена социально-политическими и социально-экономическими факторами (модель общественного развития, характер политического режима, особенности воздействия органов государственной власти на деятельность бизнес-структур и т. д.), вторая связана с духовной жизнью общества (религиозные представления и нормы морали, нравственные ориентиры жизни индивида в обществе, доминирующий стиль мышления и т. п.).

Ведущими для отечественного бизнес-сообщества являются ценности, связанные с материальной обеспеченностью, реализацией личностного потенциала, благополучием близких, самостоятельностью и независимостью в принятии решений. В основе ценностно-мотивационного механизма российской бизнес-деятельности лежит направленность на извлечение прибыли, стремление к самореализации и самостоятельности, желание повысить свой социальный статус.

Большинство бизнесменов считают, что занятость в сфере бизнеса обеспечивает достижение конкретных целей и приобретение самостоятельности в определении объема и содержания деятельности. Для части российских бизнесменов очевидным является тот факт, что их профессиональная деятельность формирует чувство ответственности за принимаемые решения; некоторые рассматривают в качестве перспективы возможность приобретения новых знаний, умений и навыков. Потребительские мотивации доминируют в деятельности представителей российского бизнеса: анализ социологических данных показывает, что главными статьями в структуре расходов являются забота о собственном здоровье и обучение детей. Жизненный успех в восприятии тех, кто занимается бизнес-деятельностью, ассоциируется с материальной обеспеченностью, семейным благополучием и наличием перспективной и интересной работы. Большинство представителей российского бизнес-сообщества уверены, что главным предназначением бизнеса является удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, и видят свою миссию в обеспечении трудовой занятости населения, создающей основания для определенного уровня их материального благополучия.

По результатам исследования кандидата социологических наук, доцента кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса Кузевановой Ангелины Леонидовны  в среде российского бизнес-сообщества идет процесс ценностной дифференциации, связанный с формированием групп бизнесменов, ценностные представления которых существенно отличаются друг от друга. Так, приоритетными для малого и среднего бизнеса являются ценности материального характера, для крупного - ценности, связанные с личностным ростом и повышением социального статуса. Кроме того, в отличие от представителей двух других групп, в оценке перспектив бизнес-деятельности почти каждый второй крупный бизнесмен высоко оценил наличие непосредственной связи между занятостью в бизнесе и пополнением объема своих знаний и навыков. Если в анализе общественных функций бизнеса иерархическая последовательность выбранных представителями малого и среднего бизнеса позиций совпала (на первом месте - удовлетворение потребностей общества, на втором - обеспечение занятости населения, на третьем - формирование основы среднего класса), то крупные бизнесмены третьей по значимости посчитали такую функцию, как содействие экономическому развитию общества, продемонстрировав тем самым более широкий, нацеленный на перспективу подход к рассмотрению предназначения своей профессиональной деятельности в жизни общества. Отвечая на вопрос о политической деятельности представителей бизнес-сообщества, московские бизнесмены в подавляющем большинстве указали на необходимость проявления активности в сфере политики. Наименьшее количество сторонников активной политической позиции бизнеса оказалось в г. Волгограде, где более половины участников опроса не видят смысла в том, чтобы заниматься политикой. Среди московских бизнесменов в два раза больше число тех, кто считает необходимыми расходы на поддержку социальных учреждений. Таким образом, факторы, связанные с размером бизнеса и местом жительства бизнесмена, выступают в роли дифференцирующих признаков.

Информация о работе Основные ценностные ориентиры российских бизнесменов