Основные ценностные ориентиры российских бизнесменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Использование опыта меценатов прошлого в сочетании с формированием основ социальной толерантности представляет собой основу для создания системы эффективного взаимодействия бизнеса и общества, имеющего социально направленные устои и нравственные императивы, требующие от бизнеса соблюдения норм социального партнерства

Содержание работы

Определение ценностных ориентаций - 3 стр.
Культура бизнеса - 3 стр.
Специфика ценностной системы
современного российского бизнеса - 5 стр.
Основные тенденции в динамике
ценностных ориентаций российских
предпринимателей - 8 стр.
Список использованной литературы - 10 стр.

Файлы: 1 файл

Основные ценностные ориентиры российских бизнесменов.docx

— 33.04 Кб (Скачать файл)

Диапазон ценностных принципов  современной российской бизнес-деятельности характеризуется, прежде всего, реализацией принципов полезности (61 % участников опроса считает основной перспективой своей деятельности достижение конкретных целей); самостоятельности и независимости (именно самостоятельность, по мнению 65 % опрошенных бизнесменов, является одной из основных перспектив, открывающихся в бизнесе); успешности (79 % респондентов считают, что нацеленность на успех способствует эффективному ведению дел). Осознание важности роли персонала в деле успешного развития бизнеса стимулирует бизнесменов к соблюдению этических норм во взаимодействии с наемными работниками. Большинство опрошенных бизнесменов заявили о своем стремлении придерживаться принципов уважительного отношения к сотрудникам и их правам, содействия развитию и личностному росту кадров, справедливости в материальном и моральном стимулировании работников.

Взаимодействие с деловыми партнерами основывается, прежде всего, на соблюдении принципа взаимополезности, что большинство бизнесменов строят свои взаимоотношения с клиентами, опираясь на принцип максимально лояльного к ним отношения, предполагающий ориентацию на следующие приоритеты: соблюдение требований потребителей в процессе торговли, стремление к высокому уровню обслуживания клиентов, уважение их человеческого достоинства и нацеленность на компромисс в разрешении конфликтных ситуаций. В основе выбранной бизнесменами модели поведения по отношению к персоналу и клиентам лежит не столько альтруистическая, сколько прагматическая мотивация, связанная с осознанием значимости роли кадрового потенциала и позитивного отношения покупателей для процветания бизнеса.

Этические принципы современной российской бизнес-деятельности далеки от высоких этических стандартов: в деловой практике имели место случаи уклонения от уплаты налогов, каждый второй бизнесмен подкупал должностных лиц, каждый третий в интересах дела предоставлял партнерам ложную информацию.

  1. Основные тенденции в динамике ценностных ориентаций российских предпринимателей.

На основе изучения социологических данных мы приходим к заключению о том, что процесс  институционализации социальных практик  отечественного бизнес-сообщества находится в стадии становления. Для современного российского бизнес-сообщества типичной является противоречивая модель поведения, которую, с одной стороны, характеризует стремление ограничиться социальной активностью лишь в среде собственного предприятия, а с другой - понимание необходимости реализации социальных инициатив. У бизнесменов нет сформированного представления о том, что социально ориентированное поведение коммерческой организации является мощным фактором ее успешного развития. Социальная активность рассматривается ими как этически окрашенный вид деятельности, связанный с нравственными принципами конкретного руководителя.

Современный этап реализации принципа социальной ответственности бизнеса  характеризуется отсутствием планирования социальной активности, осуществлением благотворительной деятельности, направленной на удовлетворение немедленных нужд просителей, а не на социальное инвестирование. В отличие от США и экономически развитых стран Европы реализация принципа социальной ответственности в России пока еще не стала ключевой идеологией развития бизнеса. Процесс реализации принципа социальной ответственности  бизнеса в России находится под  влиянием ряда факторов, имеющих как  сдерживающий, так и способствующий развитию характер.

К первой группе следует отнести  наличие сформировавшейся в обществе негативной оценки характера бизнес-деятельности, целого комплекса многочисленных социальных, экономических и культурных проблем, характерных для современной российской ситуации, сложной нравственной атмосферы, возникшей на базе системного кризиса, отсутствие устоявшихся традиций взаимодействия бизнеса и общества, вызванное установлением коллективных форм хозяйствования и искоренением частнопредпринимательской инициативы в советский период, несформированность ценностно-мотивационного механизма бизнес-деятельности, отсутствие продуманной программы государственной поддержки социальных проектов бизнеса.

К факторам, способствующим внедрению  идеологии социально ответственного бизнеса, следует отнести фиксируемый  социологическими исследованиями общероссийского  масштаба общественный запрос на модель социально ориентированной компании, участие которой необходимо в разрешении общественно значимых проблем. Важной предпосылкой формирования корпоративной социальной ответственности в современной России является исторический опыт благотворительности и меценатства купцов второй половины XIX века, чья деятельность могла бы стать ориентиром для дальнейшего развития социальной активности нынешних бизнесменов.

Использование опыта меценатов прошлого в сочетании с формированием основ социальной толерантности представляет собой основу для создания системы эффективного взаимодействия бизнеса и общества, имеющего социально направленные устои и нравственные императивы, требующие от бизнеса соблюдения норм социального партнерства.

 Таким образом, основные тенденции в динамике ценностных ориентаций российских предпринимателей:

– укрепление корпоративной сплоченности предпринимателей как социально профессиональной группы, которая характеризуется высокой степенью социально-психологической общности, значительным уровнем взаимного доверия и поддержки,

– снижение значимости мотива получения  большого денежного дохода в структуре  мотивационных доминант и увеличение веса мотива стремления к самостоятельности  и независимости,

– формирование специфики ценностных ориентаций различных слоев бизнеса, обусловленной масштабом предпринимательской деятельности, возрастными характеристиками бизнесменов, особенностями деятельности, предшествовавшей предпринимательству,

– рост личной психологической готовности предпринимателей к активным действиям, снижение уровня влияния патерналистских идей в отношении государственной поддержки в среде предпринимателей. Отмеченные тенденции свидетельствуют о дальнейшем процессе формирования и укрепления бизнеса как социального института, оказывающего влияние на различные сферы жизни общества, о постепенной трансформации ценностных ориентиров предпринимателей, чья профессиональная деятельность осуществляется в условиях развития российского общества по пути прогресса и становления цивилизованных форм взаимодействия бизнеса и государства.

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

1. Шилкина Ю.А. Корпоративная культура в России и западные технологии // Актуальные проблемы современной науки. 2004. № 5. С. 33-37.

2. Вебер М. Избранное. М., 1990. 808 с.

3. Крупный российский бизнес: социальная  роль и социальная ответственность  (позиция населения и оценки  экспертов) // Благотворительность в  России. Исторические и социально-экономические  исследования. СПб., 2005. С. 211-271.

4. Журавлев А­. Л., Поздняков, В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре. «Социологические исследования», 1994, № 5, стр. 6

5.Климова  С. Г., Дунаевский Л. В. Указ. соч., стр. 67 
 
6. Бабаева Л. Образ предпринимателя на страницах газет // Деловой мир. 1992. №48.

7.  Бизнесмены России: 40 историй успеха. М., 1994.

8. Дейнеко О.С. Отношение к деньгам у предпринимателей малого бизнеса: Депонент ИНИОН РАН. СПб., 1996.

9. Возьмитель А.А.: Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей, М., ИС РАН, 1997

10. Чирикова Л.Е. Лидеры российского предпринимательства: Менталитет, смыслы, ценности М., ИС РАН, 1997.

11. Ягер Д. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994.

 


Информация о работе Основные ценностные ориентиры российских бизнесменов