Основные категории и понятия, применяемые в экономике малого и среднего предпринимательства. Малое предпринимательство, среднее предп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данного исследования можно определить выявление роли и места малого и среднего предпринимательства в современной экономике.
Задачи:
- анализ понятия и признаков малого и среднего предпринимательства;
- рассмотрение основных недостатков и преимуществ малого и среднего предпринимательства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки малого и среднего предпринимательства…………...5
2. Основные преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованных источников…………………………………………17

Файлы: 1 файл

Контрольная работа_Мамкин Д. А..doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Введение в экономику малого и среднего предпринимательства»

 Тема: «Основные категории и понятия, применяемые в экономике малого и среднего предпринимательства – малое предпринимательство, среднее предпринимательство».

 

 

 

 

Исполнитель: Мамкин Д. А.

 

Студент группы: ЭП – Сб 13

 

Научный руководитель: кандидат экономических наук,

доцент кафедры Региональной, муниципальной экономики и управления  
Уральского государственного экономического университета Антипин И. А.

   
   

Дата сдачи:_______________

 

Оценка:________________________

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие и признаки малого  и среднего предпринимательства…………...5

2. Основные преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованных источников…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Как известно, исторически появление предпринимательской деятельности связано с развитием товарно-денежных отношений. Таким образом, в России с XVI в. начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства, появляются династии предпринимателей, первой из которых являлся род Строгановых – крупнейших купцов и промышленников.

В Петровскую эпоху, которая считается периодом основания российского торгово-промышленного бизнеса, происходит резкое увеличение числа мануфактур, основная масса предпринимателей формируется из крестьян или посадских людей.

Говоря о нашем времени, нельзя не заметить, что малое предпринимательство поистине является неотъемлемой частью любой экономики. Развитие среднего и малого бизнеса, как правило, создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Следовательно, развитие малого предпринимательства ведет к наиболее быстрому насыщению рынка товарами и услугами, увеличению экспортного потенциала и лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Малое и среднее предпринимательство, несмотря на свое название, приобретает из года в год все большее значение в развитии экономики района, области и страны в целом, поэтому рассмотрение данной темы является как нельзя актуальным в условиях социально-экономического отражения современного мира.

Целью данного исследования можно определить выявление роли и места малого и среднего предпринимательства в современной экономике.

Задачи:

- анализ понятия и признаков малого и среднего предпринимательства;

- рассмотрение основных недостатков и преимуществ малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, объектом исследования нужно обозначить непосредственно малое и среднее предпринимательство, а предметом – основные категории и понятия, сопряженные с экономикой малого и среднего предпринимательства.

В качестве информационной базы исследования выступила различная методическая литература экономической направленности, а также Федеральный Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и признаки  малого и среднего предпринимательства

 

Предпринимательство представляет собой процесс удовлетворения субъектом предпринимательской деятельности, осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, поиск новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, создание новых продуктов, использование обоснованного риска. Предпринимательство – это, прежде всего, новаторский процесс.

Малое и среднее предпринимательство является реалией экономической жизни государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую ситуацию в стране и имеет значительный потенциал влияния на социальную картину в стране.

 Следует сразу отметить, что  широко используемое в России  понятие «малые и средние предприятия» (как и соответствующая аббревиатура  МСП) в подавляющем большинстве  случаев означает в нашей стране совсем не то, что за рубежом. Налицо суженная трактовка, и она приводит при международных сравнениях к занижению показателей развития этого сектора в 4-5 раз. В мире в категорию МСП обычно относят любые предприятия с числом занятых до 250 (либо до 500 человек в некоторых странах). Поскольку понятия среднего предприятия в России нет, то сокращение МСП употребляется «автоматически» по аналогии с тем, как это делается во всем мире, где, действительно, выделяется группа малых и средних предприятий. Данные о средних предприятиях в показателях российского сектора МСП не отражаются (за единичными исключениями), а группируются с крупными предприятиями.

В последнее время все чаще употребляется слово бизнес (от англ. business), означающее предпринимательскую деятельность, коммерческое предприятие, дело, т. е. в значительной степени понятия предпринимательство» и «бизнес» тождественны. В повседневном обиходе они несколько различны, поскольку принято словом «бизнес» означать какое-либо дело, а «предпринимательство» употребляется как более широкое понятие, означающее занятие прибыльным делом.

В мировой практике предприятия малого и среднего бизнеса – это малые предприятия различной организационно-правовой формы, в основном общества с ограниченной ответственностью (ООО), реже, но достаточно часто, в форме закрытых акционерных обществ (ЗАО); фермерские хозяйства; индивидуальное предпринимательство; формы неформальной занятости (репетиторство, выращивание плодово-ягодных культур, скота и прочие кустарные промыслы). Каждую из этих форм характеризует относительно небольшой объем используемых ресурсов – труда и капитала. Такие понятия, как «малый и средний бизнес», «малые и средние предприятия (МСП)», «предприятия малого и среднего бизнеса» и т. п., за прошедшие 15 лет стали широко использоваться в специализированной литературе и в деловой среде.

Не секрет, что экономическое развитие России в целом зависит в немалой степени и от развития малого и среднего бизнеса. Но, создавая малые предпринимательские структуры, вряд ли кто-либо ставит своей задачей развитие именно экономики страны. В действительности, цели создания собственного бизнеса различны и более прозаичны и эгоистичны в нормальном смысле этого слова – работа на себя, самостоятельность, возможность проявить себя, прилично зарабатывать, получать доходы, эквивалентные своему уму и стараниям, и прочее.

Но, в то же время особенностью малого и среднего бизнеса, как и другого любого законопослушного бизнеса, является его универсальность. То есть, развиваясь и работая в собственных интересах, такой бизнес способствует развитию экономики государства в целом.

Важная роль малых и средних предприятий в странах с рыночной экономикой связана с тем, что:

- во-первых, такие предприятия составляют большую часть в общем числе малых, средних и крупных предприятий (до 90%);

- во-вторых, производят значительную  часть внутреннего национального  продукта;

- в-третьих, значительная часть  налоговых поступлений в бюджеты  разных уровней – это налоги  малых и средних предприятий (более 50%);

- в-четвертых, такие предприятия обеспечивают занятость основной части населения;

- в-пятых, значительная часть открытий  и инноваций – заслуга данных предприятий.

Различают четыре вида предпринимательской деятельности: производственную, торгово-посредническую, финансовую и консультационную. Ведущей среди них является производственная деятельность, так как именно в этой сфере создаются материальные блага и отдельные духовные ценности. К данному виду деятельности относятся информационное и научно-техническое предпринимательство, производство товаров (услуг), а также производственное потребление товаров (услуг).

Традиционными областями деятельности малых структур является сфера услуг, транспорт, торговля, общественное питание. В последние годы в связи с развитием инновационной экономики в условиях глобализации происходит рост малых и средних предприятий в инновационной и научной сферах, а также проявляются процессы интеграции малых фирм со средними и крупными.

К основным категориям, определяющим экономическую сущность предпринимательства, относятся:

1) использование инвестиционных механизмов, включающих методы поиска и отбора источников вложений, формы и направления работы с инвесторами, каналы, способы и сроки окупаемости вложенных финансовых и материальных средств;

2) программирование и планирование предпринимательской деятельности, состоящие из перспективных программ, средне- и краткосрочных проектов и бизнес-планов, по этапам и стадиям производства, переработки и реализации продукции;

Бизнес-план является одним из исходных, ключевых документов любого предпринимателя. Бизнес-план – это факты, экономические показатели, конкретные исполнители, привязанные к месту и времени. Главным в этом документе является его управленческое и финансовое содержание, которое должно быть достаточным для его реализации.

3) финансовое, кредитное и материально-техническое обеспечение предпринимательского процесса;

4) общая ценовая политика и гибкое регулирование закупочных, отпускных и розничных цен на продукцию, работы и услуги предпринимателя в зависимости от состояния рынка;

 5) организация коммерческого и хозяйственного расчета в структурных подразделениях предприятия;

6) стимулирование и мотивация труда наемных работников субъекта предпринимательства; 
           7) нормализация налогооблагаемой базы организаций в рамках норм и правил Налогового кодекса и других федеральных законов;

8) маркетинг, охватывающий не только сферу сбытовых, торговых и закупочных операций, но и сферу производства, ориентированную на выпуск конкурентоспособной по качеству, цене, ассортименту, срокам поступления на рынок и другим параметрам продукции;

 9) организация учета и расчетов, основанных на регулярности, достоверности и прозрачности товарных, денежных и иных операций.

Что касается субъектов малого и среднего предпринимательства, они составляют самую массовую по количеству участников сферу активной предпринимательской деятельности, основанную на рыночных отношениях и распространенную во всех странах с рыночной экономикой, а также в различных отраслях России.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 г. установлены категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 % (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

Информация о работе Основные категории и понятия, применяемые в экономике малого и среднего предпринимательства. Малое предпринимательство, среднее предп