Основные категории и понятия, применяемые в экономике малого и среднего предпринимательства. Малое предпринимательство, среднее предп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данного исследования можно определить выявление роли и места малого и среднего предпринимательства в современной экономике.
Задачи:
- анализ понятия и признаков малого и среднего предпринимательства;
- рассмотрение основных недостатков и преимуществ малого и среднего предпринимательства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки малого и среднего предпринимательства…………...5
2. Основные преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованных источников…………………………………………17

Файлы: 1 файл

Контрольная работа_Мамкин Д. А..doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

(в ред. Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ)

2) средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней  численности работников для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных предприятий.

Развитие малого бизнеса играет свою положительную роль, активно содействуя увеличению числа собственников, формированию среднего класса, росту доли экономически активного населения и созданию новых рабочих мест.

Таким образом, малый бизнес в рыночной экономике выполняет следующие функции: обеспечивает формирование и поддержание конкурентной среды; создает товары и услуги в условиях их быстрого обновления; способствует созданию новых рабочих мест; является катализатором научно-технического прогресса путем развития инновационного бизнеса и осуществляет значительное пополнение бюджета налоговыми отчислениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные недостатки и преимущества малого и среднего предпринимательства

К сожалению, в России развитие малого и среднего бизнеса отстает в сравнении с экономически более развитыми странами. Малый бизнес за рубежом широко распространен. Основная масса предприятий – мельчайшие предприятия, на которых работают не более 20 человек, но они обеспечивают 2/3 прироста рабочих мест, что позволяет резко снизить безработицу.

Как известно, малые и средние предприятия, являясь неустойчивой предпринимательской структурой, наиболее зависят от колебаний рынка и нуждаются в разносторонней государственной поддержке. С этой целью в странах с развитой экономикой созданы специальные фонды государственной поддержки малого бизнеса. К формам государственной поддержки МСП относятся обеспечение их госзаказом и предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых отраслях со слабо развитой промышленностью.

Но, несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке малого и среднего предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем.

Например, такие факторы, как слабая проработанность организационных и экономических механизмов; экономическая незаинтересованность министерств и ведомств; сложности в согласовании действующих нормативных актов становятся значимым препятствием быстрому вовлечению малого бизнеса в процессы государственных закупок.

Вместе с тем, опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора малого предприятия в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. Например, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе малого предприятия до 20% оборонных заказов.

К государственной поддержке также относится льготное налогообложение субъектов МСП, регулируемое гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», согласно которому субъекты малого и среднего предприятия не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Помимо упрощенной системы налогообложения субъекты малого и среднего предприятия могут пользоваться инвестиционным налоговым кредитом (ИНК). Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в НК РФ.

НК РФ также предусматривает возможность получения предпринимательскими фирмами, в том числе и малыми предприятиями, налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться в следующих случаях: при причинении фирме ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; при задержке фирме финансирования из бюджета или оплаты выполненного этой фирмой государственного заказа; при угрозе банкротства фирмы в случае единовременной выплаты ею налога.

Государственная поддержка также подразумевает оказание финансовой, имущественной, информационной и консультационной помощи предприятиям малого и среднего бизнеса.

Как и любая предпринимательская деятельность, МСП имеет свои достоинства и недостатки.

К основным преимуществам малого и среднего предпринимательства относятся:

1. Сравнительно более низкие  издержки управления, обусловленные  отсутствием лишнего бюрократического  аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений  в управлении малыми и средними предприятиями, что повышает производительность труда.

2. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.

3. Малые и средние предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

4. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых и средних предприятий.

5. Малые и средние предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

6. Работники малого и среднего предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности

7. Малый и средний бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей (пенсионеры, учащиеся, инвалиды и т. д.).

Среди недостатков малого и среднего бизнеса выделяют:

1. По сравнению с крупными  предприятиями малые и средние предприятия обладают более высоким уровнем риска и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

2. Небольшие предприятия зависимы от крупных компаний.

3. Слабая компетентность руководителей  и менее профессиональные работники.

4. Повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования.

5. Малый и средний бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

6. Малые и средние предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.

7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых и средних предприятий к изменениям не велики.

8. МСП имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Такие предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения. Эти и другие преимущества МСП служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого и среднего бизнеса.

Но, с другой стороны, мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. Чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций: причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав роль и место МСП в современной экономической среде, можно сказать, что развитие среднего и малого бизнеса несомненно весьма благотворно влияет на экономику, способствуя поддержанию здоровой конкуренции, увеличивая количество рабочих мест и т. д. Это, в свою очередь ведет к активному насыщению рынка товарами и услугами, увеличению экспортного потенциала и лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

К тому же субъекты МСП составляют самую массовую по количеству участников сферу активной предпринимательской деятельности, основанную на рыночных отношениях и распространенную во всех странах с рыночной экономикой, а также в различных отраслях России.

Кроме того, рассмотрев плюсы и минусы малого и среднего предпринимательства, можно заявить, что, несмотря на все возможные пертурбации и сложности, эта сфера деятельности не теряет своей привлекательности и продолжает свой курс на уверенное развитие.

Необходимо также упомянуть о весомой государственной поддержке, которая оказывает финансовую, имущественную, информационную и консультационную помощь предприятиям малого и среднего бизнеса.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что малое и среднее предпринимательство представляет собой тот сектор экономики, развитие которого вполне может способствовать подъему экономики России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Абчук, В. А. Курс предпринимательства [Текст] / В. А. Абчук // СПб.: Издательство «Альфа». - 2001. – С. 544 с., ил.

3. Бахмудов, М. М. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / М.М. Бахмудов // М: Финансы и статистика. – 2004.

     4. Лазарев, В. А. Организационно-экономические основы предпринимательства: учеб. пособие [Текст] / В. А. Лазарев // Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та - 2008. – С. 129

     5. Мосейко, В. О. Предпринимательская идея среднего и малого бизнеса: Учебное пособие [Текст] / В. О. Мосейко // Волгоград: Издательство ВолГУ - 2001. – С. 56

6. Цапук, А. И. Экономика и организация малого предпринимательства [Текст] / А. И. Цапук, О. П. Савичев, С. В. Трифонов // Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. - 2008. – С. 64

 

 

 

 


 



Информация о работе Основные категории и понятия, применяемые в экономике малого и среднего предпринимательства. Малое предпринимательство, среднее предп