Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:38, контрольная работа
В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.
Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникших в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
Правовой статус конкурсного управляющего.
Конкурсный управляющий организует всю работу по достижению цели внешнего управления, для чего он наделён соответствующими полномочиями, в части:
анализирует финансовое состояние должника; передаёт на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению.
С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управления делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника. В случае если решение о признание должника банкротом принимаются по окончании наблюдения, то полномочия органов управления должника и полномочия собственника имущества должника – унитарного предприятия прекращаются. Органы управления должника в течение трёх дней с момента назначения конкурсного управляющего обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей; уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством о труде;
Конкурсный управляющий
обязан использовать только
Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом одновременно с вынесением о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
После завершения расчетов кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к отчету прилагается: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов: документы, подтверждающие погашения требований кредиторов.
4. Естественные монополии: понятие, виды, правовое регулирование деятельности.
Естественная монополия (ЕП) - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в т.ч. путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровня НТП.
Бывают такие монополии двух видов:
1) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста);
2) технико-экономические монополии. Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба12.
Организация деятельности в режиме ЕП обусловлена технологическими особенностями функционирования определенных сфер хозяйствования. Снижение издержек производства в этих сферах связано именно с увеличением количества производимого товара, поэтому деятельность субъектов в таких сферах в условиях конкуренции является нерентабельной. Вместе с тем не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния ЕП в состояние конкурентного рынка.
На территории РФ созданы и функционируют федеральные ЕП и ЕП субъектов РФ, что предопределено нормами Конституции РФ (пп. «и», «ж» ст. 71, ст. 73, п. 4 ст. 7613). Кроме того, муниципальные образования вправе регламентировать деятельность муниципальных естественных монополистов (ст. 132 Конституции РФ).
Детальному правовому регулированию подвержены федеральные ЕП. Рассмотрим основные начала их деятельности. Правовые основы функционирования субъектов таких монополий закреплены в Законе о естественных монополиях14 и ряде иных законодательных актов. Среди них: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»15, Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»16, Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи»17, Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи»18, Федеральный закон от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике»19.
Раскрывая законодательное обеспечение функционирования ЕП, следует также указать нормы ГК РФ (ст. 424, 426, 539-548). Кроме того, субъекты ЕП по сути своего положения доминируют на товарном рынке, и на них распространяются запреты, установленные Законом о конкуренции.
В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях ЕП - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами ЕП, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами ЕП, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В сферах функционирования ЕП действуют субъекты ЕП и потребители товара, производимого (реализуемого) субъектом ЕП, к которым относятся физические или юридические лица, приобретающие данный товар.
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях ЕП. Сферы деятельности субъектов ЕП определены в ст. 4 Закона о естественных монополиях. К ним относятся:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии20.
Регулирование деятельности субъектов ЕП, предусмотренное Законом о ЕП, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к ЕП, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов ЕП образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию ЕП. В настоящее время такие полномочия предоставлены Федеральной службе по тарифам21 по определению (установлению) цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектами ЕП, и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением таких цен (тарифов), и Федеральной антимонопольной службе. Так, например, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением установленных ст. 8 Закона о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами ЕП, об обеспечении доступа на рынки услуг ЕП и оказания услуг субъектами ЕП на недискриминационных условиях22.
Органы регулирования ЕП формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.
Государственное регулирование деятельности субъектов ЕП осуществляется посредством применения специальных методов, перечень которых определен ст. 6 Закона о естественных монополиях. К ним относятся:
- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Основания для принятия органами регулирования ЕП решений о применении методов регулирования предусмотрены ст. 12 Закона.
Государственный контроль в сферах ЕП осуществляется за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов ЕП и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния ЕП в состояние конкурентного рынка.
Предварительный контроль заключается в представлении в орган регулирования ЕП ходатайства о даче согласия на совершение указанных п. 2 ст. 7 Закона о естественных монополиях действий и сообщении информации, необходимой для принятия решения. Такой контроль осуществляется в отношении любых сделок, в результате которых субъект ЕП приобретает, например, право собственности на основные средства, не предназначенные для производства (реализации) товаров в условиях ЕП, если балансовая стоимость таких основных средств составляет более 10% стоимости собственного капитала субъекта ЕП по последнему утвержденному балансу, и др. случаях.
Последующий контроль состоит в уведомлении органа регулирования ЕП о совершении сделок, указанных в п. 4 ст. 7 Закона. Так, субъект ЕП, приобретающий акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), обязан уведомить контролирующий орган. Предусмотрены и иные основания проведения последующего контроля.
В случаях нарушения требований Закона о естественных монополиях субъектами ЕП, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления органы регулирования ЕП в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о таких нарушениях и принимать по ним решения.
Закон о естественных монополиях предусматривает основания применения мер гражданско-правовой ответственности. В частности, убытки возмещаются как субъектом ЕП (ст. 17), так и органом регулирования ЕП (ст. 20), если они были причинены в результате нарушения требований Закона о естественных монополиях. Кроме того, возмещение убытков субъектом ЕП при его необоснованном уклонении от заключения договора осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ.
Административно-правовая ответственность в сфере ЕП установлена ст. 14.6 КоАП РФ23 за нарушение порядка ценообразования, ч. 3 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования ЕП, его территориального органа, ст. 19.8 КоАП РФ, за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в органы регулирования ЕП, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, нарушение порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений)24.
Задача:
Коммерческая организация получила лицензию на издательскую деятельность. Впоследствии коммерческая организация была по решению ее участников реорганизована в форме разделения. В результате образовалось два новых юридических лица (коммерческие организации). Указанные организации, считая ранее выданную лицензию действительной, продолжали осуществлять названный лицензируемый вид деятельности, за получением новых лицензий не обращались.
Правомерно ли поступают указанные юридические лица? Обоснуйте ответ.
Решение:
Указанные лица поступают не правомерно. Согласно ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»25 лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
До переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного ч. 5 ст. 18, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.
В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные ч. 1 ст.13, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Список литературы