Основы предпринимательской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Торговля является одной из ключевых сфер экономической жизнедеятельности человека. Товарообменные процессы являются неотъемлемой частью рыночной экономической системы. По этой причине уровень развития экономики в значительной степени определяется уровнем развития предпринимательства в сфере торговли.
Производство неразрывно связано с предпринимательством сферы обращения — чтобы получить прибыль, произведенные товары необходимо продать или обменять на другие ресурсы. Поэтому самыми быстрыми темпами развивается именно торговое предпринимательство как один из основных видов российского предпринимательства.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ОПД МОЯ.docx

— 57.18 Кб (Скачать файл)

Введение

     Торговля является одной из ключевых сфер экономической жизнедеятельности человека.  Товарообменные  процессы являются неотъемлемой частью рыночной экономической системы. По этой причине уровень развития экономики в значительной степени определяется уровнем развития предпринимательства в сфере торговли.

     Производство  неразрывно связано с предпринимательством сферы обращения — чтобы получить прибыль, произведенные товары необходимо продать или обменять на другие ресурсы. Поэтому самыми быстрыми темпами  развивается именно торговое предпринимательство  как один из основных видов российского  предпринимательства

     В сложившихся обстоятельствах одной  из основных задач российской научной  экономической общественности является формирование принципов реформирования торгового предпринимательства с целью вывода его на новый уровень развития и формирования качественно новой торговой культуры в российской экономике.

     Сегодня в российской экономической литературе торговле  крайне мало публикаций. Исключение составляю еще не совсем изученные формы сетевой торговли, новые торговые методы продвижения товаров и механизмы регулирования внешнеторговой деятельности. Это объясняется тем, что значительная доля отечественного малого и среднего бизнеса сосредоточены в сфере торговли, а потому данная тема считается не столь актуальной.

     В то же время, в отечественной научной  литературе практически отсутствуют  самостоятельные работы, ориентированные  на формирование теоретических и  методологических аспектов регулирования  и развития предпринимательской  деятельности в сфере торговли. Сегодня  разработки, посвященные торговому предпринимательству ведут немногие ученые: Л.Брагин, М. Лапуста, О.Шишкин, Л.Дашков, Е.Голиков, Л. Труханович. 

    1. Современное торговое предпринимательство в России
 

     Исторически первым видом предпринимательства  является торговое, которое, как видно  уже из его названия, зарождается  в недрах торговых отношений, или, скажем проще, торговли. Именно торговое предпринимательство  послужило тем незыблемым фундаментом, на котором воздвиглись все остальные  его виды (промышленное, банковское, аграрное и др.), т.е. сформировалась  рыночная   экономика  с соответствующими  типами  социально-экономических систем.

     Торговля  — одно из древнейших занятий   человека. Функционирование торгового предпринимательства отличается от производственного. Здесь предприниматель выступает в роли посредника между производителем и потребителем. Он как коммерсант или торговец продает купленные готовые товары, полученные от других лиц, покупателю, получая доход от разницы цен. 
Характерной чертой торгового предпринимательства служат тесные экономические связи с оптовиками и розничными торговцами, потребителями товаров, работ, услуг. 
          Торговое предпринимательство включает все виды деятельности, которые относятся к всевозможным вариантам видов обмена товара и денег. Несмотря на то, что основополагающими для торгового предпринимательства являются финансово-денежные отношения купли-продажи товаров, в нем используются те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но масштабы менее существенны. 
Торговая деятельность особо привлекательна для предпринимателей, поскольку существуют реальные перспективы получения значительной прибыли в кратчайшие сроки. Кроме того, отсутствуют сложности, возникающие в процессе производства. При всей кажущейся легкости ведения торговой деятельности предприниматель должен обладать определенными навыками, знаниями и умениями, а также определенной долей везения. Работает торговое предпринимательство с магазинами, рынками, биржами и другими торговыми учреждениями. В условиях рыночной экономики предприниматели получают широкий круг возможностей для открытия своего дела, купив или построив магазин, организовав торговую точку. 
            Для того чтобы деятельность торгового предпринимательства была успешной, необходимо постоянно изучать неудовлетворенный спрос потребителя, уметь быстро реагировать, предоставляя необходимые товары и услуги. Торговое предпринимательство обладает мобильностью, постоянно изменяется, подстраиваясь под интересы конкретного потребителя. Для развития российского торгового предпринимательства необходимо выполнение таких условий, как постоянный устойчивый спрос на товары (необходимо изучение рынка), низкие закупочные цены на товары производителей. Это позволит торговцам окупить торговые издержки и получить желаемую прибыль.
.. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска (особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования) В настоящее время, в связи с переходом к рыночной экономике, коммерческая деятельность в России достаточно нестабильна, тем не менее она стремительно и динамично развивается. Успех в сфере торгового предпринимательства в России дается посредством множества усилий и забот.     

     Очаги официального торгового предпринимательства  — это магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, другие учреждения торговли. Но преимущественно торговля в России осуществляется в сфере малого бизнеса, большинство торговых точек — коммерческие палатки, торговые лотки или контейнеры. Более успешные предприниматели, стремясь увеличить свои доходы, находят пути интеграции своего бизнеса с параллельными сферами деятельности, расширяются за счет электронной торговли. Наиболее успешно торговая деятельность осуществляется непосредственным товаропроизводителем. В свою очередь, это в значительной степени способствует продвижению российского товара как на внутренний, так и на внешний рынок.    Подлинная картина торгового бизнеса в России намного сложнее кажущейся, поскольку торговое предпринимательство включает в себя поиск, закупку товара любого вида и типа, обеспечение его сохранности, транспортировку, доставку в торговую точку, продажу товара и предпродажное, а иногда и послепродажное обслуживание потребителя, например доставку на дом, установку, устранение дефектов. При этом осуществляется и документальное оформление торговых сделок. Коммерческие операции сегодня всё больше становятся объектом труда многих категорий работников, включая маркетинговые и коммерческие службы торговых, производственных предприятий и организаций различных форм собственности, отделов сбыта производственных и совместных предприятий, в акционерных обществах и хозяйственных товариществах, на товарных биржах и в других коммерческих структурах, как внутриэкономической, так и внешнеэкономической сфер деятельности. Переход к рыночной экономике обусловил в России необходимость защиты коммерческой деятельности предприятий, фирм и организаций. Сегодня в нашей стране без правовой защиты коммерческой тайны невозможно успешно вести коммерческую работу. В этой связи ведущие вузы  России осуществляют профессиональную подготовку юристов в области коммерческой деятельности.

Особенностью  торгового предпринимательства  является непосредственные экономические  связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

     Предприниматель-коммерсант закупает товар у обладателя товара, чаще всего у производителя. Товар является для коммерсантов определяющим фактором бизнеса. Предприниматель уплачивает за купленный товар его собственнику денежную сумму, зависящую от объема товара и его цены на рынке. Например, если коммерсант закупил партию бананов весом в 50т по цене 500$ за тонну, то ему придется уплатить 25 000$. 
Следует иметь в виду, что предприниматель закупает крупные партии товара по оптовым ценам, которые чаще всего ниже розничных цен, по которым затем реализуются закупленные товары. 
 Продолжим пример, полагая, что при продаже в розницу коммерсант реализует всю партию по цене 1$ за кг, приходим к выводу, что его выручка составит 50000$. Было бы ошибкой полагать, что предприниматель получил на этой операции 50 000 - 25 000 = 25 000$ прибыли. Во-первых, мы не учли затраты на оплату труда участников операции, привлеченных или наемных работников. Во-вторых, надо принять во внимание предпринимательские издержки, обусловленные транспортировкой и хранением товаров. В-третьих, следует учесть расход средств на аренду и содержание торгового помещения и оборудования. Если они принадлежат предпринимателю, то в расходы входит амортизация. Наконец, нельзя забывать о налогах. Так что реально в рассматриваемом примере предприниматель получит не 25 000, а около 1 000$ прибыли.  Коммерческое предпринимательство включает поиск и закупку товаров, обеспечивает его сохранность, транспортировку, доставку в торговую точку, продажу товаров и продажное, а иногда и послепродажное обслуживание покупателя, например, доставку на дом, установку и устранение дефектов. Сюда же входит и документальное оформление торговых сделок. 
 

                         Принципиальная схема торговой  операции. 

                                         Т                                                             Т

     Основная  формула коммерческой сделки: "товар - деньги" (за товар деньги) при  продаже и "деньги - товар" (за деньги товар) при закупке.   Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

     Коммерческое  предпринимательство привлекает видимой  возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым  в карман весомую прибыль. Такая  возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать  значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России при неразворотливости умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, "челнокам" удается "купить подешевле - продать подороже". За этой видимой легкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха. Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования. 

    1. Внутренняя  торговля

     Внутренняя  торговля является самостоятельной  системой данной отрасли и представляет собой совокупность предприятий  торговой деятельности, которые занимаются куплей-продажей товаров и оказанием  услуг на территории РФ. Розничная торговля представляет собой конечный элемент в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю. 
         Розничная торговля имеет свои особенности: 
1) исследует соотношение спроса и предложения на рынке; 
2) определяет конъюнктуру; 
3) отбирает товары по принципу наибольшей полезности; 
4) проводит расчеты с поставщиками за полученные товары; 
5) дорабатывает товары и формирует на них цены.

         Розничная торговля — это важный элемент экономики страны и торгового предпринимательства. С каждым годом товарооборот в России растет, это подтверждается положительными тенденциями развития розничной торговли. На внутреннем рынке страны существуют разнообразные розничные предприятия. Их можно разделить:

     1) по реализуемому ассортименту; 
          2) по форме торгового обслуживания; 
          3) по уровню цен; 
          4) по типу работающего предприятия; 
          5) по концентрации и местоположению торговых организаций. 
         Розничная торговля ориентируется на конкретного потребителя, приспосабливается к его интересам. Сегодня услугами розничных торговцев пользуются в различной степени представители разных слоев общества. 

 

ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВЛИ 
(в процентах)

Годы 1990 = 100 1995 = 100 2000=100 2005 = 100
1990        
1995 91,2      
2000 95,3 104,5    
2005 160,9 176,4 168,8  
2008 242,2 265,5 254,1 150,5
2009 229,8 252,0 241,1 142,8
2010 244,4 268,0 256,4 151,9

     По  сообщениям Рабочего центра экономических  реформ при Правительстве Российской Федерации, в феврале 2011 года оборот розничной торговли в России составил 261,5 миллиарда рублей, что в товарной массе на 9,1 процента больше, чем  в соответствующий период 2010 года. В структуре оборота розничной  торговли продолжает возрастать удельный вес непродовольственных товаров. В феврале 2011 года оборот розничной  торговли на 75 процентов формировался торгующими организациями, доля рынков составила 25 процентов. весь прошлый год стабильно росло количество покупок, которые российские граждане совершали на мелкооптовых рынках.       В России доля продаж через оптовые рынки довольно сильно варьируется в различных товарных категориях. Лучше всего на рынках продаются продукты, которые можно приобрести впрок: чай, кофе, масло, стиральные порошки. Товары “импульсного спроса” — безалкогольные напитки, жевательная резинка — лучше продаются через киоски или уличных торговцев. Но замена рынков более цивилизованными торговыми сетями — процесс неизбежный, хотя, конечно, территория России настолько огромна, что процесс этот не может произойти в одночасье. Несмотря на сегодняшний приоритет рыночной торговли, специалисты отмечают, что с 2000 года наметилась устойчивая тенденция увеличения доли покупок в розничных торговых организациях. По мнению специалистов, этому способствуют две тенденции: с одной стороны, насыщение магазинов качественными товарами с широким диапазоном цен и цивилизованным обслуживанием покупателя, с другой — растущее недовольство населения уровнем товаров и условиями их продажи на рынках. Преимущественно торговля в России осуществляется в сфере малого бизнеса, большинство торговых точек — коммерческие палатки, торговые лотки или контейнеры. Более успешные предприниматели, стремясь увеличить свои доходы, находят пути интеграции своего бизнеса с параллельными сферами деятельности, расширяются за счет электронной торговли. Наиболее успешно торговая деятельность осуществляется непосредственным товаропроизводителем 

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности в России