Основы предпринимательской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Торговля является одной из ключевых сфер экономической жизнедеятельности человека. Товарообменные процессы являются неотъемлемой частью рыночной экономической системы. По этой причине уровень развития экономики в значительной степени определяется уровнем развития предпринимательства в сфере торговли.
Производство неразрывно связано с предпринимательством сферы обращения — чтобы получить прибыль, произведенные товары необходимо продать или обменять на другие ресурсы. Поэтому самыми быстрыми темпами развивается именно торговое предпринимательство как один из основных видов российского предпринимательства.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ОПД МОЯ.docx

— 57.18 Кб (Скачать файл)
 

 ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВЛИ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ

Годы Оборот  розничной 
торговли - всего
 
пищевыми  продуктами, включая напитки, и табачными  изделиями непродовольственными 
товарами
  Рублей (1990,1995 гг. - тыс. руб.; в фактически действовавших ценах)
1990 1,7 0,7 1,0
1995 3451 1610 1841
2000 16162 7511 8651
2005 49202 22483 26719
2008 98093 45694 52399
2009 102775 49970 52805
2010 115215 55945 59270
  В процентах к предыдущему  году (в сопоставимых ценах)
1990 112,2 106,5 116,9
1995 93,8 91,1 95,9
2000 109,4 107,9 110,9
2005 113,4 111,0 115,7
2008 113,7 111,7 115,2
2009 94,9 98,2 91,9
2010 105,6 104,3 106,8

     Оптовая торговля не менее важна для экономики  страны, способствуя маневрам с материальными  ресурсами, распределению запасов  продукции и ее излишков и устранению товарного дефицита. 
Оптовая торговля максимально использует всю совокупность товарных ресурсов. При оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Оптовики, как правило, вообще не связаны в своей деятельности с конечными потребителями. Чаще всего такая форма торговли устанавливается между предприятиями отдельных регионов и различными отраслями. Для оптовой торговли характерно: 
1) создание ресурсной базы для осуществления оптовой торговли; 
2) участие в создании элементов инфраструктуры рынка, осуществляющих содействие в свободном выборе торговых партнеров и формировании коммерческих связей для успешной реализации торговых сделок. 
Сегодня для российской экономики оптовая торговля имеет большое значение, так как именно она является активным проводником товаров отечественного и импортного производства.

     Прямые  покупки на “оптовках” достигли 23,4 процента, однако с учетом того, что большинство киосков и мелких магазинов также закупают товар на рынках, можно считать, что порядка 70 процентов потребительских товаров, продаваемых в России, проходит через мелкооптовые рынки. 

     В России доля продаж через оптовые  рынки довольно сильно варьируется  в различных товарных категориях. Лучше всего на рынках продаются  продукты, которые можно приобрести впрок: чай, кофе, масло, стиральные порошки. Товары “импульсного спроса” — безалкогольные напитки, жевательная резинка — лучше продаются через киоски или уличных торговцев. Но замена рынков более цивилизованными торговыми сетями — процесс неизбежный, хотя, конечно, территория России настолько огромна, что процесс этот не может произойти в одночасье. Несмотря на сегодняшний приоритет рыночной торговли, специалисты отмечают, что с 2000 года наметилась устойчивая тенденция увеличения доли покупок в розничных торговых организациях. По мнению специалистов, этому способствуют две тенденции: с одной стороны, насыщение магазинов качественными товарами с широким диапазоном цен и цивилизованным обслуживанием покупателя, с другой — растущее недовольство населения уровнем товаров и условиями их продажи на рынках. 

  ОБОРОТ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

  Оборот  оптовой торговли - всего в том  числе организаций оптовой торговли
млрд. руб.  
(в фактически действовавших ценах)
в процентах  к предыдущему году (в сопоставимых ценах) млрд. руб.  
(в фактически действовавших ценах)
в процентах  к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
2000 4256,8 144,5 3133,7 154,8
2005 15626,0 114,8 11007,5 100,7
2008 31136,4 105,4 25549,6 105,9
2009 28258,8 102,0 23514,8 103,4
2010 31976,2 102,7 25769,6 99,5

 

     Оборот  оптовой торговли - выручка от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне, в целях перепродажи  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального  использования (переработки или  дальнейшей продажи. 

     Оборот  оптовой торговли включает данные как  по организациям, для которых эта  деятельность является основной, так  и по организациям других видов деятельности, осуществляющих оптовую торговлю.

     Оборот  оптовой торговли формируется по данным сплошного федерального статистического  наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, выборочного обследования малых  предприятий оптовой торговли (кроме  микропредприятий), которые проводятся с месячной периодичностью, а также ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей (начиная с 2007 г.) и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

     В соответствии с требованиями системы  национальных счетов оборот оптовой  торговли организаций досчитывается  на объемы скрытой деятельности.

ИЗМЕНЕНИЕ ОБОРОТА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

  Оборот  оптовой торговли в том  числе организаций оптовой  
торговли
млрд. руб. в процентах млрд. руб. в процентах
к соответст- 
вующему периоду предыду- 
щего года
к предыду- 
щему  
периоду
к соответст- 
вующему периоду предыду- 
щего года
к предыду- 
щему  
периоду
2009            
I квартал 6756,5 100,3 97,1 5771,6 102,5 100,2
II квартал 6652,4 96,6 98,5 5549,9 98,9 96,2
I полугодие 13408,9 98,2   11321,5 100,5  
III квартал 6988,0 101,6 104,8 5724,4 103,2 102,9
Январь-сентябрь 20396,9 99,3   17045,9 101,5  
IV квартал 7861,9 110,2 110,2 6468,9 109,5 110,7
Год 28258,8 102,0   23514,8 103,4  
2010            
I квартал 7273,6 100,2 88,2 6074,6 98,0 89,5
II квартал 7643,3 106,0 104,0 6095,1 101,3 99,3
I полугодие 14916,9 103,1   12169,7 99,6  
III квартал 8002,6 103,0 101,9 6349,5 99,8 101,4
Январь-сентябрь 22919,5 103,1   18519,2 99,7  
IV квартал 9056,7 101,8 109,0 7250,4 99,1 110,0
Год 31976,2 102,7   25769,6 99,5  

 

     Оборот  оптовой торговли приводится в фактических  продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы и аналогичные обязательные платежи. Сумма вознаграждения комиссионеров (поверенных, агентов) отражается по фактической  стоимости, включая НДС.

     Удельный  вес продажи отдельных товаров организациями оптовой торговли в ресурсах данного товара определяется как отношение величины продажи к суммарному объему производства и импорта соответствующего товар.

    1. Внешняя торговля

     На  сегодня доля России в мировой  торговле составляет 2,26%. С начала 2000-х  годов России удалось удвоить  свой вес в торговле в мире —  он вырос почти на 94%, в основном, благодаря экспорту нефтепродуктов, нефти и газа. Об этом говорится  в новом исследовании банка HSBC «Карта мировых торговых связей».

     При этом все больший упор в своих  торговых отношениях Россия делает на развивающиеся страны. Так, если за первый квартал 2010 года торговый оборот России сократился на 0,47%, то товарооборот со странами Ближнего Востока и Северной Африки вырос за это же время на 22,56%. С Северной Африкой объем  торговли прибавил 108%.

     «Максимальный рост российского экспорта за январь-апрель 2010 года был зафиксирован в таких  странах, как Саудовская Аравия (478%), Алжир (408,86%) и Уганда (331,49%). Столь  значительное увеличение экспорта в  Алжир, Уганду, Саудовскую Аравию, а  также Канаду означает, что спрос  на нефтепродукты России возникает  в самых разных точках мира», —  полагают экономисты из HSBC.

     Главный товар России на мировом рынке  — по-прежнему продукция нефтяной и деревообрабатывающей промышленности, где главными российскими соперниками являются ЕС, Сингапур, США, Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Норвегия и Канада. Появились и новые отрасли, где нарастает конкуренция, — это добыча никеля, производство никелевых продуктов, удобрений и минерального топлива. Максимальные темпы роста товарооборота с Россией в 2000—2009 годы показали Южная Корея (+463,43%), Казахстан (+291,01%) и Турция (+231,38%).

     Помимо  нефтяной отрасли, большое значение для развития торговли в России имеет  деревообрабатывающая промышленность.

     Общий объем российской внешней торговли в 2010 году составил 155 миллиардов 800 миллионов  долларов. Это на 3,5 процента больше, чем в 2009 году. Вместе с тем общий  объем российского экспорта снизился в прошлом году на 2,6 процента и  составил 102 миллиарда 900 миллионов  долларов. Но, по сравнению со странами дальнего зарубежья, экспорт в страны СНГ возрос на 7,6 процента и составил 15,3 миллиарда долларов. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, положительное сальдо торгового баланса в 2010 году составило 50 миллиардов долларов.

     Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках. Сейчас Россия пока находится вне рамок действия согласованного «кодекса поведения» участников мирового внешнеэкономического обмена и не может использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях дискриминации торговых интересов российских производителей. Сегодня это наиболее ярко проявляется применительно к российской сталелитейной и химической продукции.

     В настоящее время в основном уже  завершен так называемый «информационный  этап» этого процесса. Начаты консультации и переговоры на двустороннем и многостороннем уровнях по выработке конкретных условий принятия России в ВТО. В ходе этих переговоров имеется в виду добиться обеспечения таких условий членства России в этой международной организации, которые способствовали бы улучшению торгово-политического режима в целом, учитывали бы интересы российских производителей и экспортеров, а также интересы стран – членов ВТО в плане условий доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.

     Сегодня уже не стоит вопрос, вступать ли России в ВТО, совершенно очевидно, что это дело времени. По мнению ведущих  экономистов, важен не сам факт вступления, а в первую очередь, стандартные и равноправные с прочими странами-членами ВТО условия. Не имеет смысла вступать в ВТО без учета потребности развития отечественной экономики, во главе угла должны стоять недопущение дискриминации российского экспорта и улучшение доступа на мировые рынки конкурентоспособных российских товаров и услуг. По мнению специалистов Торгово-промышленной палаты РФ, в этой ситуации должны быть приняты защитные меры, препятствующие полной или частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции. В то же время сейчас России не стоит медлить, поскольку сложились самые благоприятные политические условия, способные осуществить вступление в ВТО на более выгодных и приемлемых правах. Кроме того, высокий уровень образования населения России создает главное конкурентное преимущество в современной глобальной экономике.

     Присоединение России к ВТО возможно лишь после  достижения в ходе переговорного  процесса указанного баланса интересов, что в свою очередь зависит  не только от российской стороны, но и  от позиции наших торговых партнеров.

Информация о работе Основы предпринимательской деятельности в России