Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 16:56, реферат
Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в России и стал существенным препятствием для дальнейшего экономического роста. При этом в особенно непростой ситуации оказались крупные добывающие предприятия и предприятия металлургического, химического и лесного комплекса, формирующие экономическую, финансовую и социальную основу развития многих субъектов Российской Федерации, поскольку именно они понесли наибольшие потери в связи с существенным снижением мировых и внутренних цен на их продукцию, а также падением объемов ее реализации.
Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается государством как один из способов по выходу российской экономики из кризиса.
Введение
1. Понятие и признаки субъектов малого предпринимательства
2. Организационно – экономические особенности малого предпринимательства
3. Риски в малом предпринимательстве
4. Достоинства и недостатки малого предпринимательства
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Понятие и признаки субъектов малого предпринимательства
2. Организационно – экономические особенности малого предпринимательства
3. Риски в малом предпринимательстве
4. Достоинства и недостатки малого предпринимательства
Заключение
Список литературы
Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в России и стал существенным препятствием для дальнейшего экономического роста. При этом в особенно непростой ситуации оказались крупные добывающие предприятия и предприятия металлургического, химического и лесного комплекса, формирующие экономическую, финансовую и социальную основу развития многих субъектов Российской Федерации, поскольку именно они понесли наибольшие потери в связи с существенным снижением мировых и внутренних цен на их продукцию, а также падением объемов ее реализации.
Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается государством как один из способов по выходу российской экономики из кризиса.
Формирование среднего класса в современной России становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности российского общества. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства, которое способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижает остроту безработицы, позволяет потребителям выбирать производителей товаров и услуг.
К 2020 г. малый бизнес должен охватить в России 60 - 70% населения. Такое заявление сделал президент Д.А. Медведев на выездном заседании президиума Госсовета в Тобольске. Д.А. Медведев назвал развитие малого бизнеса ключевой задачей для стабильного долговременного развития страны. "Малый бизнес - это база для расширения предпринимательской активности и основа для увеличения среднего класса", - подчеркнул он.
Следует заметить, что в России пока на долю малого бизнеса приходится не более 17% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП[1].
В период экономического кризиса малое предпринимательство как никогда нуждается в предоставлении льгот и поддержке государством для сохранения и упрочнения своих позиций в экономике страны. Для этого необходима четкая государственная политика, подкрепленная нормативно-правовой базой.
Нормативно-правовой основой развития малого предпринимательства в настоящее время является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2008 г. (далее - Закон N 209-ФЗ). Отдельные положения этого Закона вступают в силу в иные сроки. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" с этой даты утратил силу.
Суть концепции Закона N 209-ФЗ заключается в совершенствовании государственной политики поддержки, направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Цель настоящей работы – раскрыть особенности малого предпринимательства в РФ.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и признаки субъектов малого предпринимательства;
- охарактеризовать организационно-экономические особенности и риски малого предпринимательства;
- выделить достоинства и недостатки малого предпринимательства.
Закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В соответствии с Законом N 209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным законом.
Статья 4 Закона N 209-ФЗ закрепляет следующие критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.
Для юридических лиц - в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля публичных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных граждан и/или юридических лиц не должна превышать 25%. Такое же процентное ограничение установлено для доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
В зависимости от средней численности работников за предшествующий календарный год выделяются три категории хозяйствующих субъектов:
- малые предприятия - от 16 до 100 человек;
- микропредприятия - до 15 человек включительно (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
В Законе N 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемый Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Числовые значения последнего критерия определены Постановлением Правительства от 22 июля 2008 г. N 556, в соответствии с которым установлены следующие предельные значения выручки:
- микропредприятия - не более 60 млн. руб.;
- малые предприятия - не более 400 млн. руб.
Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.
Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключение составляют вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд[2].
Указанные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) должны устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Приобретение хозяйствующим субъектом статуса малого предприятия дает ему возможность воспользоваться предусмотренными законом мерами поддержки, которая включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность.
Малое предпринимательство имеет свои особенности, которые должны приниматься во внимание при организации и осуществлении деятельности по их поддержке. Основные особенности заключаются в следующем.
Большинство малых предприятий являются многопрофильными. Предприятия, которые занимаются узкой специальностью, скорее являются исключением. Совсем немногие малые предприятия сохранили в процессе своего развития первоначальную продуктовую направленность своего бизнеса. Типичное предприятие начинает свою работу как широко диверсифицированная фирма, которая в процессе своего развития постепенно закрепляется на выбранном виде деятельности. Для более крупных фирм понятие «диверсификация» понимается как форма концентрации капитала, которая связана с проникновением в новые отрасли и сферы деятельности, расширение ассортимента товаров и постепенное превращение в многоотраслевые комплексы.
Общими факторами, требующими диверсификации для крупной фирмы, являются:
боязнь отстать от НТР;
борьба за высокие прибыли;
необходимость искать сферы приложения своих капиталов;
конкурентная борьба.
Через диверсификацию происходит перелив капитала из менее доходных отраслей в более прибыльные отрасли. Фирмы диверсифицируют свое производство (деятельность), чтобы застраховать себя от возможных банкротств, хотя ряд начинаний и могут оказаться неудачными. Многие фирмы в России сознательно идут на потери, связанные с диверсификацией, хотя есть предел диверсификации.
Малый бизнес в России существенно меняет понятие диверсификации деятельности. Хотя все малые предприятия сильно диверсифицированы, причины диверсификации другие, чем у крупных фирм[3].
Занятие многими видами деятельности для малых и средних предприятий в России часто носит вынужденный характер, который обусловлен несовершенством законодательства по налогообложению в частности и национальной экономической системы в целом. В результате чего, малые предприятия стали средством ухода от налогообложения, в том числе путем использования льгот, предоставленных малому бизнесу или иным видам деятельности, искусственного занижения прибыли за счет завышения себестоимости, фиктивного привлечения к работе льготных категорий населения (например, инвалидов) и т.п.
В настоящее время, по-прежнему, сохраняется положение, когда в России малому предприятию иметь большую прибыль невыгодно.
Вместе с тем малые и средние предприятия оказывают разнообразные услуги. Причем основными клиентами выступают не, только конечные покупатели, но и потребители товаров (работ, услуг) на промежуточных стадиях товародвижения. В последнем случае малые предприятия становятся частью производственной кооперации или торгово-коммерческими посредниками.
Типичные малые предприятия охватывают широкий круг деятельности. Редкие малые предприятия узкоспециализированы в пределах своей отраслевой или продуктовой направленности. В этой связи, практически невозможно создать типовой профиль деловой активности малого предприятия.
Современные малые предприятия в целом более подготовлены к деятельности в своей сфере. Многие из них исполняют роль координаторов, связанную с объединением усилий партнеров, действующих в различных отраслях и сферах деятельности. Особенно это важно при организации каналов товародвижения продукции.
Малые предприятия действуют в различных отраслях и сферах деятельности, однако на практике существуют различные барьеры, вхождения в ту или иную отрасль. В связи с этим, различные отрасли объективно более открыты для малого и среднего бизнеса, что приводит к притоку в эти области новых предприятий.
Развитие малых и средних предприятий в различных отраслях и сферах деятельности определяется возможностями самого малого предприятия и тесно связано с общеэкономическими условиями в той или иной сфере деятельности.
К основным факторам, влияющим на принятие решения субъектами малого бизнеса на вхождение в ту или иную отрасль, можно отнести следующие:
законодательные ограничения в виде лицензий, разрешений, других форм ограничений;
величину потребности в капитале, необходимом для открытия дела;
высокий потенциал роста и доходность отрасли;
минимальная необходимость в потоке денежных средств; рыночные условия конкуренции; опыт работы в бизнесе[4].
Привлекательность рыночных условий конкуренции особенно важны для предпринимателей, так как отсутствие большого числа конкурентов открывает новые возможности для них в развитии и расширении поля своей деятельности. Следует отметить, что число малых и средних предприятий в регионах сырьевой направленности и в удаленных территориях существенно меньше, чем в больших развитых регионах и городах.
Малые предприятия вовлечены в рискованную деятельность, что связано с самой природой малого предпринимательства. Обычно эти предприятия встречаются с различными видами риска, как правило, на стадии подготовки договоров и предпродажных усилиях.
Малый бизнес условно можно разделить на две категории: действующий и формирующийся. Формирующийся бизнес склонен к высокому риску. Риск обусловлен, как правило, при острейшем недостатке всех видов ресурсов, начиная от квалифицированного персонала и заканчивая деньгами, помещением и всем остальным.