Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 16:56, реферат
Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в России и стал существенным препятствием для дальнейшего экономического роста. При этом в особенно непростой ситуации оказались крупные добывающие предприятия и предприятия металлургического, химического и лесного комплекса, формирующие экономическую, финансовую и социальную основу развития многих субъектов Российской Федерации, поскольку именно они понесли наибольшие потери в связи с существенным снижением мировых и внутренних цен на их продукцию, а также падением объемов ее реализации.
Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается государством как один из способов по выходу российской экономики из кризиса.
Введение
1. Понятие и признаки субъектов малого предпринимательства
2. Организационно – экономические особенности малого предпринимательства
3. Риски в малом предпринимательстве
4. Достоинства и недостатки малого предпринимательства
Заключение
Список литературы
К основным видам риска, с которыми сталкиваются малые предприятия, относятся следующие:
риск конкуренции (большинству малых и средних предприятий на ранних стадиях развития, когда они вкладывают деньги в бизнес, практически невозможно более или менее точно определить размеры, природу и численный состав конкурентов, кроме того, эти предприятия ограничены в выборе форм и методов конкурентной борьбы);
финансовый риск (малые и средние предприятия получают доступ к финансовым ресурсам под относительно высокий процент или под гарантии (за которые надо платить) и, как правило, на короткий срок, что удорожает деятельность этих предприятий и лишает их экономических преимуществ, связанных с экономией на размерах);
временной риск (производственным малым и средним предприятиям требуется время для выхода со своим продуктом на рынок, причем для инновационных (венчурных) малых предприятий такое время значительно и может занимать несколько лет, что приводит к возрастанию неопределенности результатов, так как возможны существенные изменения в рыночном спросе и т.п.);
стоимостной (затратный) риск (стоимость исходных материалов для производственных малых и средних предприятий также подвержена неопределенным изменениям, в результате чего возможны значительные колебания их затрат и доходности (финансовых результатов);
потребность в особых формах связи с инвесторами (банками) для развития бизнеса (малые и средние предприятия используют производственное оборудование, которое дорого для покупки сразу, или требуется лишь на короткое время производственного цикла)[5].
В связи с указанными факторами, большинство малых и средних предприятий вынуждено следовать в финансировании заемной стратегии.
При этом кредиторы используют различные критерии оценки проектов развития малого и среднего бизнеса. При этом ставки по кредитам и сроки их возврата - лишь малая часть условий, которое малое и среднее предприятие должно проанализировать при установлении партнерских отношений с инвесторами. На практике на условия предоставление кредитов малым и средним предприятиям влияют следующие условия:
наличие личных гарантий;
налогообложение;
возврат основной суммы долга;
депонирование денежной суммы у третьего лица;
штрафные санкции;
комиссионные за невыбранную часть кредита;
страхование;
залоговые обязательства и др.
Умение выявлять субъекты малого и среднего бизнеса, которые могут быть объектами государственной поддержки, понимание особенностей их деятельности позволяет более обоснованно подходить к планированию и обеспечению реализации мероприятий, направленных на их поддержку и развитие.
Для обеспечения системности и комплексности управления деятельность по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах и муниципальных образованиях необходимо разобраться, какие государственные и общественные проблемы могут быть решены с его участием, и с какими основными трудностями сталкиваются предприятия малого бизнеса в своей деятельности.
Главным преимуществом малого предприятия в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупного предприятия, реакция на быстро меняющийся спрос: умение “уловить” возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из особенностей малого предприятия:
оно не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу;
не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления;
не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала;
ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая “ниша”, и манипулировать ценами на свою продукцию.
Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У малого предприятия, по сравнению с крупным, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2-2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления[6].
Тем не менее, недостаток собственных средств, принципиально невосполнимый в рамках отдельного малого предприятия, в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование нередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса.
Обладая определенными преимуществами, малые и средние предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому появление малых предприятий сопровождается в тоже время разорением многих из них. Малые предприятия на рынке находятся в худших конкурентных условиях по сравнению с крупными предприятиями, у них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень квалификации кадров. Сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, не хватает средств на продвижение своего товара на рынок.
Отсутствие заметной динамики в развитии малого предпринимательства в России свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющегося в стране. Следует отметить, что к числу объективных препятствий в первую очередь следует отнести:
- ограниченность реального доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым кредитным ресурсам, отсутствие у большинства из указанных субъектов необходимого залогового обеспечения и кредитных историй;
- большую налоговую нагрузку на малый бизнес, недостаточность дифференциации в налогообложении различных категорий предпринимателей, являющихся одним из основных факторов ухода предпринимателей в «теневой» сектор экономики;
- высокий уровень криминализации в сфере предпринимательства, наличие «теневого» сектора экономики, показатели которого вышли за пределы допустимых параметров;
- нерешенность на практике проблем по устранению необоснованных административных барьеров, в первую очередь – со стороны контролирующих (надзорных) органов, сдерживающих развитие предпринимательства;
- сохранение высоких значений показателей инвестиционных рисков и сложившейся структуры инвестиций, не стимулирующей развитие производства;
- многочисленные факторы проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым предприятиям (навязывание невыгодных условий договоров, нарушение установленного порядка ценообразования, изъятие товаров с рынка с целью создания дефицита и препятствий доступу на рынок, установление монопольно низких цен);
- недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров и организаторов предпринимательской деятельности, а также сохранение «дискриминационной» составляющей в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму в данном секторе экономической деятельности[7].
Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
Малое предпринимательство институционально утвердилось как основа экономики России, закрепив за собою выполнение как социальных, так и хозяйственных функций.
Малое предпринимательство представляет собой самую многочисленную категорию предпринимателей, которые по своему уровню жизни и социальному положению принадлежат к большинству населения, одновременно являясь и производителями, и потребителями различного рода товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается и обращается основная масса ресурсов, которые предопределяют развитие крупного и среднего бизнеса.
Преимуществами малого предпринимательства являются сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
Причиной многих негативных явлений в процессах государственного регулирования РФ, в том числе контроля, малого бизнеса являются избыточность, нечеткость, противоречивость установленных требований и критериев оценки деятельности предпринимателей.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4006
2. Алешкин А.И. История развития малого предпринимательства в России // Безопасность бизнеса. 2010. N 2. С. 36 - 40.
3. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. – М.: Юнити, 2007. – 96 с.
4. Гусева Т.А., Гришина К.В., Леташова И.С. Руководство по организации малого и среднего бизнеса: Правовые аспекты. М.: Деловой двор, 2010. 80 с.
5. Лисица В.Н. О развитии малого и среднего предпринимательства в условиях финансово-экономического кризиса // Предпринимательское право. 2009. N 4. С. 23 - 26.
6. Невская М.А., Сибикеев К.В. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2009. 232 с.
7. Сытова Е.В. Роль малого бизнеса в экономике // Безопасность бизнеса. 2009. N 4. С. 15 - 17.
2
[1] Лисица В.Н. О развитии малого и среднего предпринимательства в условиях финансово-экономического кризиса // Предпринимательское право. 2009. N 4. С. 23
[2] Гусева Т.А., Гришина К.В., Леташова И.С. Руководство по организации малого и среднего бизнеса: Правовые аспекты. М.: Деловой двор, 2010. С. 19
[3] Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. – М.: Юнити, 2007. – С. 24.
[4] Невская М.А., Сибикеев К.В. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2009. С. 72
[5] Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. – М.: Юнити, 2007. – С. 26-28.
[6] Сытова Е.В. Роль малого бизнеса в экономике // Безопасность бизнеса. 2009. N 4. С. 15
[7] Сытова Е.В. Роль малого бизнеса в экономике // Безопасность бизнеса. 2009. N 4. С. 17