Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:50, курсовая работа
Целью исследования выступает детальный комплексный анализ данного института.
Задачами исследования являются:
Определение правовой характеристики субъектов малого предпринимательства;
Особенности данных субъектов предпринимательства, льготы.
Положение субъектов на Хабаровском рынке.
Исследовать пути решения выявленных проблем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА…………………………………………………….4
1.1 Понятие малого предпринимательства………………………………..4
1.2 Субъекты малого бизнеса………………………………………………6
2. КОРРЕКТИРОВКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА…………………………………………………15
2.1 Проблематика в сфере применения малого предпринимательства……………………………………………………………15
2.2 Пути решения выявленных пробелов действующего законодательства………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..20
ПРИЛОЖЕНИЕ №1……………………………………………………………..23
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2…………………………………………………………….24
Основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства являются: увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний; увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний (приоритет – лизинг оборудования, гранты на уплату первого взноса, поддержка мобильных платформ); увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей (приоритет – безработные, уволенные в запас, поддержка социального предпринимательства); повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций; сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний; создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию.
Субъекты Российской Федерации представляют заявки на участие в конкурсном отборе, осуществляемом Министерством экономического развития РФ.
Так в 2012 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, которым оказана федеральная поддержка, составило 393.
2.Ведомственные целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства могут формироваться в 2 видах:
1)утверждаемая ведомственная целевая программа - утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования;
2)аналитическая ведомственная целевая программа - выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами.
Полномочиями по разработке и реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая разработку и реализацию ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности наделены 11 федеральных министерств и 13 федеральных служб и агентств(Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации- содействие созданию объектов малого предпринимательства; поддержка и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг.
Министерство сельского хозяйства России- создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции; стимулирование инноваций в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования; Облегчение доступа крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам к финансовым ресурсам.
Банк развития и внешнеэкономической деятельности- реализация государственной финансовой поддержки МСП возложена на дочерний банк- ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства».
Для реализации задач в
области поддержки малого и среднего
предпринимательства
Так в Хабаровском крае в период 2012 года было создано 9 рабочих мест, количество сохраненных мест 43, Объем субсидий из федерального бюджета 61 353тыс. руб.
Наименование программы:
Государственная целевая
Поддержка (включая финансовую) субъектов малого и среднего предпринимательства в области производства, оказания услуг, инновационной деятельности; содействие развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; информационная, образовательная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки кадров; создание условий для развития социально-ориентированного предпринимательства.
В результате реализации мероприятий Программы предполагается увеличение: количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 25800 ед.; доли оборота малых и средних предприятий в обороте предприятий и организаций города по всем видам экономической деятельности до 42,0% ; доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджете города до 36,0%; численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 120,0 тыс. чел.; доли численности работающих в малом и среднем предпринимательстве в общей численности занятых в экономике города до 32,4%14.
В 2011 году из бюджета города на предоставление субсидий выделено 22,2 млн. рублей, в 2012 году - 28,9 млн. рублей.
Укрупненная структура расходов по городским программам в области поддержки предпринимательства представлена см (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Гаранты на организацию бизнеса в Хабаровском крае получили 93 субъекта малого предпринимательства. Было выдано 86 микрозаймов( максимальная сумма одного микрозайма составляла в 2011 г. 600 тыс. руб). А так же в рамках дистанционного консультирования оказаны юридические услуги по 52 вопросам субъектов малого и среднего предпринимательства районов края. Запущена в работу новая версия форума на официальной сайте "Малый и средний бизнес Хабаровского края". Проводился мониторинг обращений субъектов малого и среднего предпринимательства на форуме15. Подводя итоги, предполагается рост количества малых предприятий в расчете на 1000 человек населения до 15 единиц.16
2.КОРРЕКТИРОВКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
2.1 Проблематика в сфере
применения малого
Каждое вновь создаваемое
предприятие неизбежно
Серьезной проблемой в развитии бизнеса в Хабаровском крае в целом, наряду с коррупцией, добавилась проблема преодоления, так называемых, административных барьеров, под которыми понимаются специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля либо сознательным ущемлением интересов малого бизнеса со стороны государственных органов и отдельных чиновников17.
Результаты исследования позволяют совокупность существующих проблем для предпринимателей сгруппировать в пять основных видов:
Согласно результатам исследования наиболее значимой в современных условиях проблемой для развития малого и среднего предпринимательства в районах Хабаровского края является экономическая. Предприниматели всех исследуемых районов на первое место среди прочих проблем обозначили проблему «высоких налогов».(СМ Приложение №1)
Более того, по оценкам большинства предпринимателей (63,7%), размеры налогов настолько неразумно велики, что «полная их выплата может привести к закрытию предприятий».
Результаты регионального исследования также свидетельствуют о распространенности административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства в крае. Лишь треть предпринимателей отметили об отсутствии данных барьеров18.
Более того, по оценкам более 60% предпринимателей, на их бизнес оказывают особенно сильное «давление» различные органы государственного управления и местной власти. Среди структур, оказывающих наибольшее «давление» на бизнес, предприниматели выделили Роспотребнадзор, пожарный надзор, налоговая инспекция. Т.е. получается, что в большинстве своем «давление» на предприятия оказывают федеральные структуры, нежели региональные или местные, что в целом соответствует общероссийской специфике. Так, по оценкам экспертов «сегодня существуют самые различные административные барьеры, но к нам чаще всего обращаются предприниматели с жалобами на действия различных федеральных структур. Бизнесмены жалуются на частые проверки, на излишнюю плату за оказываемые госорганами услуги; предприниматели не уверены, что данная плата является законной и обоснованной. Чиновники нередко идут на нарушения, чтобы получить так называемую «административную ренту» или когда создаются ведомственные правовые акты, которые навязывают бизнесменам дополнительные расходы»19.
2.2 Пути решения выявленных
пробелов действующего
Вместе с тем ряд проблемных вопросов остался не решенным. Так, на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 273422-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В частности, законопроект предусматривает ограничение общего срока проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства. Так, согласно законопроекту такой срок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
Другим проблемным вопросом является установленное в подпункте 1 пункта 3 статьи 34612 НК РФ ограничение, согласно которому УСН(Упрощенная Система Налогообложения) не вправе применять предприятия, имеющие филиалы и (или) представительства. А так ж в статья 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Необходимо иметь в виду, что представительство не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, а в соответствии со статьей 55 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации лишь представляет интересы юридического лица. Указанное выше «представление интересов» используется хозяйствующими субъектами для изучения конъюнктуры рынков, поиска возможных партнеров, рекламы своей продукции, продвижения на региональных рынках оказываемых услуг, в других целях, направленных на развитие бизнеса. Как показывает практика, довольно значительное количество малых предприятий фактически имеет представительства в различных субъектах Российской Федерации, не регистрируя их в официальном порядке. Многие малые предприятия хотят открыть официальные представительства, но не решаются этого делать в связи с возникающей в силу закона необходимостью перехода на общую систему налогообложения.
Таким образом, наличие в законодательстве ограничения по применению УСН для субъектов малого предпринимательства, имеющих представительства, является избыточным и, несомненно, сдерживает развитие малого предпринимательства в Российской Федерации.
В этой связи предлагается разрешить малым предприятиям переходить на УСН при наличии у них обособленных подразделений в виде представительств. Данная мера, будет способствовать выходу малого бизнеса «из тени», снятию излишних барьеров и искусственных ограничений для его функционирования и развития.
Предоставить возможность субъектам МСП, включая индивидуальных предпринимателей, заключать срочные трудовые договоры с лицами, поступающими к ним на работу (в статью 59 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно, 22 августа 2012 года Россия вступила в ВТО. По оценкам экспертов, со второй половины 2013 года начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. Ожидается, что на российский рынок в массовом порядке придут крупные международные корпорации и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики.
Это приведет к снижению доходов отечественных компаний ,а также конкурентоспособности.
В 2012 году завершается реализация пятой городской целевой программы «Развитие и поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2010-2012 годы», разработанной в целях обеспечения благоприятного предпринимательского климата и развития экономики города. Безусловно, можно сделать вывод, о том что, предпринимательство по-прежнему остается наиболее мобильным и приспосабливающимся к внешним изменениям сектором экономики.
Информация о работе Особенности правового статуса субъектов малого предпринимательства