Особенности предпринимательской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Файлы: 1 файл

Курсовая ППД.docx

— 57.10 Кб (Скачать файл)

Система управления – это  люди, согласующие усилия других людей  для достижения общего результата. Это то общее, что присутствует всегда и везде, где предприятие состоит  из двух и более человек. При этом предприятие рассматривается в  самом общем виде: это может  быть привычное производство, политическая партия, армия, даже просто два человека, объединившие свои усилия ровно на 5 минут, – в любом из этих случаев  присутствуют люди, которым предписано (или они берут на себя это сами) направлять других людей на достижение общей цели.

В любой системе управления качество менеджмента тем выше, чем  лучше система управления обеспечивает целостность и устойчивость деятельности.

О целостности деятельности предприятия можно говорить тогда, когда все органы большого сложного организма действуют как одно целое: только в этом случае и возможно двигаться, не отклоняясь от заданного  курса. Ключевым свойством системы  управления, благодаря которому обеспечивается целостность деятельности, является управляемость. Чем выше управляемость, тем более целостна деятельность предприятия. Чем больше в системе  неуправляемых элементов, тем больше деятельность предприятия приобретает  фрагментарный характер.

 

 3. Роль малого и среднего бизнеса в повышении деловой активности

3.1 Социальная, политическая  и экономическая роль малого  и среднего бизнеса в экономике

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью  группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных  работников, общая численность которых  является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой  страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения  обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и  услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень  жизни, являющихся основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие  места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Политическое влияние  малого бизнеса в различных странах  достаточно велико, поскольку эта  социальная группа давно стала основой  сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей  численности и являющегося выразителем  политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого  социально-экономического и политического  развития общества мелкие предприниматели  отличаются наибольшей приверженностью  принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет  наибольшую активность, и даже агрессивность  при возникновении угрозы в отношении  собственности, так как в отличие  от крупных и средних собственников  для владельцев малых предприятий  их собственность зачастую является единственным средством к существованию  и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует  свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства  с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его  зависимость от национальной основы и составляет питательную среду  для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует  исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в  среде мелких собственников в  условиях экономического спада и  политической нестабильности могут  принимать крайние формы и  подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Существенная роль малого предпринимательства в экономической  жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что  в этом секторе экономики действует  подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть  экономически активного населения  и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса  наиболее динамично осваивает новые  виды продукции и экономические  ниши, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий  являются способность к ускоренному  освоению инвестиций и высокая оборачиваемость  оборотных средств. Еще одной  характерной чертой этого сектора  является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. [Приложение2]

Присущие малому предпринимательству  гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому  сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность  труда, сложности с внедрением новых  технологий, ограниченность собственных  ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе  МП вследствие массовых банкротств или  переспециализации деятельности.

 

3.2 Малый бизнес  и государственная политика

 

Малый бизнес без поддержки  государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять  в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

К определению целей и  задач государственной политики в отношении предпринимательства  преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким  же утилитарным пониманием места  и значения предпринимательского сектора  в экономике. Малый бизнес рассматривается  лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным.

В России прослеживается опасная  тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку  крупных государственных и пост государственных хозяйственных  структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно - монополистической хозяйственной  системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а  их существование допускается в  основном для заполнения ниш, непривлекательных  для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для  выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций.

Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более  благоприятные условия доступа  к кредитным ресурсам и возможности  получения более льготных кредитов банков, учредителями которых они  являются. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже  поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным  заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку  отраслей народного хозяйства". Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.

Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного  социально-экономического феномена, как  малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия  для развития малого предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.

 

Заключение

В заключении хотелось бы сказать  следующее.

Предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической  деятельности, ибо его начальный  этап связан, как правило, лишь с  идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей  материализованную форму.

Основным субъектом предпринимательской  деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом (- лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует  в условиях достаточно глубокой специализации  производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель нуждается  в эффективных партнерским связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.

Предпринимательство в рыночной экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях  – этот фактор по самой своей  сути является типично рыночным и  составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущие предпринимательству:

- возможность более гибких  и оперативных решений. По сравнению  с крупными корпорациями в  малом предпринимательстве упрощена  структура принятия управленческих  решений, это дает возможность  быстро и гибко реагировать  на конъюнктурные изменения, в  том числе путем маневра капитала  при переключении с одного  вида деятельности на другой.

- ориентация производителей  преимущественно на региональный  рынок. предпринимательство идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

- поддержание занятости  и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна  для нашей страны; процесс приватизации  уберет балласт с предприятий и мелкий предпринимательство мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.

-выполнение вспомогательных  функций по отношению к крупным  производителям. Крупные фирмы децентрализуют  производственный процесс, передавая  его фазы предприятиям на основе  субкооперации. Мелкий предпринимательство улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимает поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск.

- небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

- экономическая эффективность  производства в малых предприятиях.

- инновационный характер  малых предприятий. Многие экономисты  отстаивают идею об исключительной  роли предпринимательства в развертывании  научно-технической революции.

Предпринимательство является важным фактором в решении экономических  и социальных задач, таких как: формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых  товаров или предоставляемых  услуг, содействие крупным предприятиям путем создания вспомогательных  или обслуживающих производств, поддержание инновационной активности.

Вот почему становление и  развитие предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики и для  России.

Информация о работе Особенности предпринимательской деятельности в России