Отграничение предпринимательского
права от других отраслей проводится
сравнением его предмета с предметами
правового регулирования смежных
отраслей.
В принципе поле предпринимательского
права — это воспроизводственные отношения
в нашей экономике. Однако не все они регулируются
предпринимательским правом. Потребление
произведенного продукта (имеется в виду
непроизводственное потребление) осуществляется
в рамках гражданского права, регулирование
которого направлено на удовлетворение
имущественных, личных неимущественных
интересов. В реальной жизни потребление
и обслуживающее его регулирование по
приобретению гражданами товаров, работ
и услуг оторваны от непосредственных
воспроизводительных процессов. Они являются
самостоятельной сферой, в которую перемещаются
результаты производства. Сам же процесс
удовлетворения потребностей граждан
имеет особое содержание и соответственно
специфическое регулирование. В этом смысле
хозяйственный оборот, как совокупность
всех актов деятельности в процессе производства,
распределения, обмена, представляет собой
самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют
производители, а не граждане. Гражданский
же оборот — это совокупность сделок по
удовлетворению персональных потребностей,
и здесь взаимодействуют производители
и граждане, граждане между собой, совершая
сделки по удовлетворению интересов потребителя.
От административного
права предпринимательское право
отличается тем, что к предмету административного
права отнесена исполнительно-распорядительная
деятельность администрации, то есть отношения
в сфере власти и подчинения. Такие отношения
существуют там, где есть органы управления,
отдельные должностные лица, реализующие
власть и управление, подчиняющие своему
директивному воздействию нижестоящие
органы и должностных лиц. Это характерная
сфера общественных отношений административного
права.
В предпринимательских же отношениях
нет исполнительно-распорядительной
деятельности. Органы управления и
отдельные должностные лица как
субъекты права в предпринимательстве
не выступают. Здесь в отношениях
по осуществлению руководящей деятельности
выступают органы государства от
его имени.
От трудового права
предпринимательское право отличается тем, что воздействует не на отношения
отдельных лиц, нанявшихся на работу и
подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего
трудового распорядка, а на предпринимательские
отношения предприятий и их подразделений
в целом как предпринимательских образований.
От финансового права
предпринимательское право отличается тем, что регулирование финансов, бюджета
(государственного плана Формирования
и реализации доходов государства) является
предметом Финансового права. Регулирование
же источников доходов предприятий и предпринимателей
и их использования в воспроизводственном
кругообороте составляет предмет предпринимательского
права. Хозяйственная деятельность невозможна
вне образования по определенным правилам
доходов и их реализации. Она предполагает
надлежащее формирование предприятием
себестоимости, точное определение доходов
и прибыли.
Поэтому в части движения денежных
средств хозяйствующих субъектов
регулирование осуществляется нормами
предпринимательского права. В части
же образования государственных
доходов на основе налогов, направления
бюджетных средств отношения
составляют предмет финансового
права.
Не встречает значительных трудностей
отграничение земельных и предпринимательских
отношений. Сам объект — земля и связанные
с нею отношения, даже по поводу вовлечения
ее в оборот на основе передачи в собственность,
ввиду особой важности данного объекта
составляет предмет земельного права.
Тоже следует сказать о водных, горных,
лесных и природоохранных отношениях.
Для хозяйственной деятельности земельные
и иные природоресурсные отношения являются
хотя и важными, но не главными, сопутствующими.
Поэтому предпринимательско-правовым
регулированием они не охватываются.
В последние годы некоторые ученые
— правоведы стали выдвигать концепцию
самостоятельности сельскохозяйственного
или аграрного права, как обеспечивающего
регулирование всех общественных отношений,
возникающих в ходе производства и реализации
сельскохозяйственной продукции, ее переработки
в рамках деятельности агропромышленного
комплекса.
Несомненно, что регулирование
отношений в любой отрасли
народного хозяйства имеет свои
отраслевые особенности. Имеются они
и в отрасли сельского хозяйства,
функционирующей в системе агропромышленного
комплекса страны. Однако в принципе
отношения организаций сельскохозяйственного
производства и взаимодействующих
с ним обслуживающих организаций
промышленности, торговли, кооперации
являются теми же предпринимательскими
отношениями, возникающими в связи
с профессиональным производством
товаров. Ту часть сельскохозяйственного
права, которая обеспечивает регулирование
данных отношений, можно назвать
подотраслью предпринимательского
права.
Понятие и признаки предпринимательского
законодательства.
Предпринимательское законодательство
- сравнительно новая категория. Она
вошла в научный оборот и фактически
вытеснила понятие «хозяйственное
законодательство» благодаря в
первую очередь появлению нового
Гражданского кодекса. В Кодексе
сформулировано определение предпринимательской
деятельности, а также установлен
правовой режим предпринимательства.
Это в значительной степени дало
основание ряду ученых (В. В. Ровный,
Е. А. Суханов и др.) утверждать, что
предпринимательское законодательство
представляет собой разновидность
гражданского законодательства. В отличие
от них В. Ф. Попондопуло считает,
что предпринимательское (коммерческое)
законодательство есть совокупность комплексных
нормативных правовых актов, содержащих
нормы разных отраслей права (частного
и публичного), регулирующих отношения
в сфере предпринимательской
деятельности2. Представители теории
предпринимательского (хозяйственного)
права (В. С. Анохин, А Г. Быков, В. В. Лаптев,
В. К. Мамутов, В. В. Мартемьянов и
др.) рассматривают предпринимательское
законодательство как самостоятельную
отрасль российского законодательства.
По их мнению, предпринимательское
законодательство обладает предметным
единством - это общественные отношения
в сфере предпринимательства. Они
предлагают издать предпринимательский
(хозяйственный) кодекс.
И, наконец, третья точка зрения
базирует на том, что предпринимательское
законодательство по своей сути есть
комплексная отрасль законодательства,
гармонично сочетающая публично-правовые
и частноправовые начала. На наш
взгляд, именно последний взгляд на
предпринимательское законодательство
в большей степени раскрывает
содержание и суть рассматриваемого
явления (законодательства).
Предпринимательское законодательство
как правовая категория обладает
определенными признаками, которые
можно разделить на общие и
специальные. Будучи разновидностью российского
законодательства, предпринимательское
законодательство обладает общими признаками.
Предпринимательское законодательство
- это совокупность (система) нормативных
актов, регулирующих общественные отношения.
В числе специальных признаков
предпринимательского законодательства
следует назвать такие признаки,
как сфера предпринимательской
деятельности и субъектный состав.
Напомним, что в данной сфере возникают
особого рода общественные отношения.
Первая группа - отношения между
субъектами предпринимательской деятельности.
Вторую группу представляют отношения
между субъектами предпринимательской
деятельности и органами государственного
и местного управления. И в последнюю
группу входят внутрифирменные (корпоративные)
отношения. Эти отношения регулируются
предприятиями (организациями) путем
издания локальных (корпоративных)
правовых актов.
Первый признак - «сфера предпринимательской
деятельности» - позволяет провести
разграничение между предпринимательским
и хозяйственным законодательством,
объект последнего есть отношения в
области хозяйствования. В юридической
литературе иногда ставится знак равенства
между ними (понятиями), что вызывает
справедливую критику.
Второй признак предпринимательского
законодательства -субъектный состав.
Предпринимательское законодательство
регулирует общественные отношения
в сфере предпринимательства с участием
предпринимателей. Субъекты предпринимательской
деятельности выступают участниками различных
правоотношений. С одной стороны, это горизонтальные
иму-щественные отношения, складывающиеся
между предпринимателями, с другой - вертикальные
управленческие связи, возникающие между
предпринимателями и органами государственной
власти, а также органами местного самоуправления.
Особую группу отношений образуют корпоративные
(внутрифирменные) отношения.
Предпринимательское законодательство
есть совокупность комплексных нормативных
актов различной юридической
силы, регулирующих отношения в сфере
предпринимательской деятельности.
Итак, понятие «предпринимательское
(равно и хозяйственное) законодательство»
имеет право на существование
и в рыночных отношениях. Попытки
ряда ученых заменить его (понятие) на
словосочетание «законодательство
по экономическим вопросам» выглядят
неубедительными.
Вместе с тем, термин «предпринимательское
законодательство» не используется
в российском законодательстве. Отсутствует
данный термин и в Конституции
РФ. Разграничение нормотвор-ческой
компетенции Федерации и ее субъектов
закреплено в ст. 71, 72 Конституции
РФ.
Нет раздела (подраздела) о
предпринимательском законодательстве
и в Классификаторе правовых актов,
утвержденном Указом Президента РФ от
15 марта 2000 г. № 511'. Правовые акты с разной
юридической «пропиской» оказались
разбросанными по всему Классификатору.
Классификатор (хотя не использует
словосочетание «отрасль законодательства»)
относит гражданское, гражданско-процессуальное,
арбитражно-процессуальное, уголовное,
уголовно-процессуальное законодательство
к числу отраслей законодательства,
сгруппированных именно по этому
критерию. Классификатор содержит перечень
правовых актов, входящих в состав отраслей
законодательства, которые формируются
по другим критериям. Например, классификация
отраслей законодательства осуществляется
с учетом такого критерия, как отрасль
экономики (например, законодательство
о промышленности, законодательство
о строительстве, законодательство
о транспорте и связи и т. д.).
Такая ситуация объясняется
двумя причинами. Во-первых, Классификатор
разработан и издан в целях
унификации банка данных о правовых
актах, а также обеспечения автоматизированного
обмена правовой информацией между
органами власти федерального, регионального
и местного уровней. Поэтому при
его разработке не преследовалась цель
- формирование состава отраслей российского
законодательства. Напротив, разработчики
проде-монстрировали прикладной характер
Классификатора. Во-вторых, с учетом
публично-правовых начал многие вопросы
предпринимательства оказались
в других разделах Классификатора.
Так, указанные вопросы получили
финансово-правовую прописку и вошли
составной частью в финансовое законодательство.
Таким образом, термин «предпринимательское
законодательство» носит в основном
учебный и научный характер. С
позиции законодателя и правоприменителя
он (термин) не имеет практического
значения.
Система предпринимательского
законодательства. Предпринимательское
законодательство образует систему
нормативных правовых актов различной
юридической силы. В отличие от
гражданского законодательства, в состав
которого входят Гражданский кодекс
РФ и федеральные законы (п. 2 ст. 3
ГК), предпринимательское законодательство
- это широкое понятие. Оно включает
прежде всего законодательные акты
федерального уровня (Конституцию РФ;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы; нормативные
постановления Государственной
Думы и Совета Федерации; нормативные
указы Президента РФ, принятые в
период поэтапной конституционной
реформы; не утратившие силу ранее изданные
законы и нормативные постановления
Съезда народных депутатов СССР, Съезда
народных депутатов РСФСР (РФ), Верховного
Совета СССР и Верховного Совета РСФСР
и т. д.). В состав предпринимательского
законодательства также входят подзаконные
нормативные акты (указы Президента
РФ, постановления Правительства
РФ, ведомственные акты). Названные
нормативные акты образуют федеральный
уровень регулирования отношений
в сфере предпринимательской
деятельности, основанный на централизации
управления экономикой.
Такое положение соответствует
правилу, сформулированному в п.
1 ст. 8 Конституции РФ о том, что
в Российской Федерации гарантируется
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств. Безусловно,
что указанное единство можно
обеспечить в первую очередь за счет
единообразного применения нормативных
правовых актов федерального уровня.
В системе предпринимательского
законодательства заметную роль играют
акты локального (внутрикорпоративного)
регулирования. Последние в зависимости
от характера содержащихся в них
предписаний подразделяются на нормативные
и индивидуальные.Первые являются нормативными
правовыми актами общеобязательного
действия, вторые издаются в целях
регулирования поведения конкретного
индивида.
Локальные (внутрикорпоративные)
нормативные правовые акты имеют
ряд отличительных признаков. Во-первых,
корпоративные акты издаются самим
предприятием (организацией) для решения
внутренних вопросов. Предприятие (организация)
осуществляет правотворческую деятельность,
направленную на урегулирование внутренних
отношений. Во-вторых, локальные акты
- это подзаконные акты. В иерархии
правовых актов, регулирующих предпринимательскую
деятельность, акты локального действия
должны подчиняться актам более
высокого ранга, не противоречить им.
В-третьих, сфера действия локальных
нормативных актов ограничена только
территорией предприятия1.
Локальные нормативные правовые
акты, регулирующие внутрифирменные (корпоративные)
отношения, можно классифицировать:
по предмету регулирования; субъектному
составу (кругу лиц); характеру содержащихся
предписаний; в форме, в которую
облечен акт.
Системность законодательства
во многом обеспечивается путем издания
кодифицированных актов в различных
сферах. Каждая самостоятельная отрасль
права стремится иметь свой кодифицированный
акт. Существуют разные виды кодифицированных
актов (основы, кодексы, уставы, положения).
Роль подобного акта выполняет, в
частности, Гражданский кодекс. Правда,
не всегда наличие кодифицированного
акта - показатель самостоятельности
той или иной отрасли права (например,
Градостроительный кодекс не свидетельствует
о существовании градостроительного
права). Не бесспорно утверждение
о самостоятельности налогового
права, бюджетного права в свете
кодифицированных актов.
На наш взгляд, издание
коммерческого, предпринимательского
или хозяйственного кодекса в
России пока нецелесообразно. Дуализм
правового регулирования национальной
экономики приведет к серьезной
проблеме разграничения сферы действия
гражданского и торгового (предпринимательского
и др.) права2. К такому же выводу можно
прийти, анализируя нормы (правила) проектов
хозяйственного (предпринимательского)
кодекса, Основ хозяйственного законодательства,
разработанных учеными - представителями
концепции хозяйственного права
России, а также действующего Хозяйственного
кодекса Украины. Тем не менее
в обозримом будущем мы допускаем
издание Предпринимательского кодекса,
который призван комплексно регулировать
отношения, возникающие в сфере
предпринимательской деятельности.
Указанные отношения неоднородны
и состоят из административных, гражданских,
финансовых и других общественных связей.
В Предпринимательском кодексе
должны получить закрепление публично-
и частноправовые начала регулирования
отношений в области предпринимательства.
Предпринимательский кодекс не должен
повторять модель торговых кодексов
Запада. Последние представляют собой
кодифицированные акты торгового права
как составной части права
гражданского.