Отграничение предпринимательского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 07:43, реферат

Описание работы

В принципе поле предпринимательского права — это воспроизводственные отношения в нашей экономике. Однако не все они регулируются предпринимательским правом. Потребление произведенного продукта (имеется в виду непроизводственное потребление) осуществляется в рамках гражданского права, регулирование которого направлено на удовлетворение имущественных, личных неимущественных интересов. В реальной жизни потребление и обслуживающее его регулирование по приобретению гражданами товаров, работ и услуг оторваны от непосредственных воспроизводительных процессов. Они являются самостоятельной сферой, в которую перемещаются результаты производства.

Файлы: 1 файл

пп тема 1.docx

— 24.16 Кб (Скачать файл)

Отграничение предпринимательского права от других отраслей проводится сравнением его предмета с предметами правового регулирования смежных  отраслей.

В принципе поле предпринимательского права — это воспроизводственные отношения в нашей экономике. Однако не все они регулируются предпринимательским правом. Потребление произведенного продукта (имеется в виду непроизводственное потребление) осуществляется в рамках гражданского права, регулирование которого направлено на удовлетворение имущественных, личных неимущественных интересов. В реальной жизни потребление и обслуживающее его регулирование по приобретению гражданами товаров, работ и услуг оторваны от непосредственных воспроизводительных процессов. Они являются самостоятельной сферой, в которую перемещаются результаты производства. Сам же процесс удовлетворения потребностей граждан имеет особое содержание и соответственно специфическое регулирование. В этом смысле хозяйственный оборот, как совокупность всех актов деятельности в процессе производства, распределения, обмена, представляет собой самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют производители, а не граждане. Гражданский же оборот — это совокупность сделок по удовлетворению персональных потребностей, и здесь взаимодействуют производители и граждане, граждане между собой, совершая сделки по удовлетворению интересов потребителя.

От административного  права предпринимательское право  отличается тем, что к предмету административного права отнесена исполнительно-распорядительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения. Такие отношения существуют там, где есть органы управления, отдельные должностные лица, реализующие власть и управление, подчиняющие своему директивному воздействию нижестоящие органы и должностных лиц. Это характерная сфера общественных отношений административного права.

В предпринимательских же отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и  отдельные должностные лица как  субъекты права в предпринимательстве  не выступают. Здесь в отношениях по осуществлению руководящей деятельности выступают органы государства от его имени.

От трудового права  предпринимательское право отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как предпринимательских образований.

От финансового права  предпринимательское право отличается тем, что регулирование финансов, бюджета (государственного плана Формирования и реализации доходов государства) является предметом Финансового права. Регулирование же источников доходов предприятий и предпринимателей и их использования в воспроизводственном кругообороте составляет предмет предпринимательского права. Хозяйственная деятельность невозможна вне образования по определенным правилам доходов и их реализации. Она предполагает надлежащее формирование предприятием себестоимости, точное определение доходов и прибыли.

Поэтому в части движения денежных средств хозяйствующих субъектов  регулирование осуществляется нормами  предпринимательского права. В части  же образования государственных  доходов на основе налогов, направления  бюджетных средств отношения  составляют предмет финансового  права.

Не встречает значительных трудностей отграничение земельных и предпринимательских  отношений. Сам объект — земля и связанные с нею отношения, даже по поводу вовлечения ее в оборот на основе передачи в собственность, ввиду особой важности данного объекта составляет предмет земельного права. Тоже следует сказать о водных, горных, лесных и природоохранных отношениях. Для хозяйственной деятельности земельные и иные природоресурсные отношения являются хотя и важными, но не главными, сопутствующими. Поэтому предпринимательско-правовым регулированием они не охватываются.

В последние годы некоторые ученые — правоведы стали выдвигать концепцию самостоятельности сельскохозяйственного или аграрного права, как обеспечивающего регулирование всех общественных отношений, возникающих в ходе производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки в рамках деятельности агропромышленного комплекса.

Несомненно, что регулирование  отношений в любой отрасли  народного хозяйства имеет свои отраслевые особенности. Имеются они  и в отрасли сельского хозяйства, функционирующей в системе агропромышленного  комплекса страны. Однако в принципе отношения организаций сельскохозяйственного  производства и взаимодействующих  с ним обслуживающих организаций  промышленности, торговли, кооперации являются теми же предпринимательскими отношениями, возникающими в связи  с профессиональным производством  товаров. Ту часть сельскохозяйственного  права, которая обеспечивает регулирование  данных отношений, можно назвать  подотраслью предпринимательского права.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и признаки предпринимательского законодательства.

 

Предпринимательское законодательство - сравнительно новая категория. Она  вошла в научный оборот и фактически вытеснила понятие «хозяйственное законодательство» благодаря в  первую очередь появлению нового Гражданского кодекса. В Кодексе  сформулировано определение предпринимательской  деятельности, а также установлен правовой режим предпринимательства. Это в значительной степени дало основание ряду ученых (В. В. Ровный, Е. А. Суханов и др.) утверждать, что  предпринимательское законодательство представляет собой разновидность  гражданского законодательства. В отличие  от них В. Ф. Попондопуло считает, что предпринимательское (коммерческое) законодательство есть совокупность комплексных  нормативных правовых актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих отношения  в сфере предпринимательской  деятельности2. Представители теории предпринимательского (хозяйственного) права (В. С. Анохин, А Г. Быков, В. В. Лаптев, В. К. Мамутов, В. В. Мартемьянов и  др.) рассматривают предпринимательское  законодательство как самостоятельную  отрасль российского законодательства. По их мнению, предпринимательское  законодательство обладает предметным единством - это общественные отношения  в сфере предпринимательства. Они  предлагают издать предпринимательский (хозяйственный) кодекс.

И, наконец, третья точка зрения базирует на том, что предпринимательское  законодательство по своей сути есть комплексная отрасль законодательства, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала. На наш  взгляд, именно последний взгляд на предпринимательское законодательство в большей степени раскрывает содержание и суть рассматриваемого явления (законодательства).

Предпринимательское законодательство как правовая категория обладает определенными признаками, которые  можно разделить на общие и  специальные. Будучи разновидностью российского  законодательства, предпринимательское  законодательство обладает общими признаками. Предпринимательское законодательство - это совокупность (система) нормативных  актов, регулирующих общественные отношения.

В числе специальных признаков  предпринимательского законодательства следует назвать такие признаки, как сфера предпринимательской  деятельности и субъектный состав. Напомним, что в данной сфере возникают  особого рода общественные отношения. Первая группа - отношения между  субъектами предпринимательской деятельности. Вторую группу представляют отношения  между субъектами предпринимательской  деятельности и органами государственного и местного управления. И в последнюю  группу входят внутрифирменные (корпоративные) отношения. Эти отношения регулируются предприятиями (организациями) путем  издания локальных (корпоративных) правовых актов.

Первый признак - «сфера предпринимательской  деятельности» - позволяет провести разграничение между предпринимательским  и хозяйственным законодательством, объект последнего есть отношения в  области хозяйствования. В юридической  литературе иногда ставится знак равенства  между ними (понятиями), что вызывает справедливую критику.

Второй признак предпринимательского законодательства -субъектный состав. Предпринимательское законодательство регулирует общественные отношения  в сфере предпринимательства с участием предпринимателей. Субъекты предпринимательской деятельности выступают участниками различных правоотношений. С одной стороны, это горизонтальные иму-щественные отношения, складывающиеся между предпринимателями, с другой - вертикальные управленческие связи, возникающие между предпринимателями и органами государственной власти, а также органами местного самоуправления. Особую группу отношений образуют корпоративные (внутрифирменные) отношения.

Предпринимательское законодательство есть совокупность комплексных нормативных  актов различной юридической  силы, регулирующих отношения в сфере  предпринимательской деятельности.

Итак, понятие «предпринимательское (равно и хозяйственное) законодательство»  имеет право на существование  и в рыночных отношениях. Попытки  ряда ученых заменить его (понятие) на словосочетание «законодательство  по экономическим вопросам» выглядят неубедительными.

Вместе с тем, термин «предпринимательское законодательство» не используется в российском законодательстве. Отсутствует  данный термин и в Конституции  РФ. Разграничение нормотвор-ческой компетенции Федерации и ее субъектов  закреплено в ст. 71, 72 Конституции  РФ.

Нет раздела (подраздела) о  предпринимательском законодательстве и в Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511'. Правовые акты с разной юридической «пропиской» оказались  разбросанными по всему Классификатору.

Классификатор (хотя не использует словосочетание «отрасль законодательства») относит гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство к числу отраслей законодательства, сгруппированных именно по этому  критерию. Классификатор содержит перечень правовых актов, входящих в состав отраслей законодательства, которые формируются  по другим критериям. Например, классификация  отраслей законодательства осуществляется с учетом такого критерия, как отрасль  экономики (например, законодательство о промышленности, законодательство о строительстве, законодательство о транспорте и связи и т. д.).

Такая ситуация объясняется  двумя причинами. Во-первых, Классификатор  разработан и издан в целях  унификации банка данных о правовых актах, а также обеспечения автоматизированного  обмена правовой информацией между  органами власти федерального, регионального  и местного уровней. Поэтому при  его разработке не преследовалась цель - формирование состава отраслей российского  законодательства. Напротив, разработчики проде-монстрировали прикладной характер Классификатора. Во-вторых, с учетом публично-правовых начал многие вопросы  предпринимательства оказались  в других разделах Классификатора. Так, указанные вопросы получили финансово-правовую прописку и вошли  составной частью в финансовое законодательство.

Таким образом, термин «предпринимательское законодательство» носит в основном учебный и научный характер. С  позиции законодателя и правоприменителя он (термин) не имеет практического  значения.

 

 

Система предпринимательского законодательства. Предпринимательское  законодательство образует систему  нормативных правовых актов различной  юридической силы. В отличие от гражданского законодательства, в состав которого входят Гражданский кодекс РФ и федеральные законы (п. 2 ст. 3 ГК), предпринимательское законодательство - это широкое понятие. Оно включает прежде всего законодательные акты федерального уровня (Конституцию РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные  постановления Государственной  Думы и Совета Федерации; нормативные  указы Президента РФ, принятые в  период поэтапной конституционной  реформы; не утратившие силу ранее изданные законы и нормативные постановления  Съезда народных депутатов СССР, Съезда народных депутатов РСФСР (РФ), Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР  и т. д.). В состав предпринимательского законодательства также входят подзаконные  нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ, ведомственные акты). Названные  нормативные акты образуют федеральный  уровень регулирования отношений  в сфере предпринимательской  деятельности, основанный на централизации  управления экономикой.

Такое положение соответствует  правилу, сформулированному в п. 1 ст. 8 Конституции РФ о том, что  в Российской Федерации гарантируется  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Безусловно, что указанное единство можно  обеспечить в первую очередь за счет единообразного применения нормативных  правовых актов федерального уровня.

В системе предпринимательского законодательства заметную роль играют акты локального (внутрикорпоративного) регулирования. Последние в зависимости  от характера содержащихся в них  предписаний подразделяются на нормативные  и индивидуальные.Первые являются нормативными правовыми актами общеобязательного  действия, вторые издаются в целях  регулирования поведения конкретного  индивида.

Локальные (внутрикорпоративные) нормативные правовые акты имеют  ряд отличительных признаков. Во-первых, корпоративные акты издаются самим  предприятием (организацией) для решения  внутренних вопросов. Предприятие (организация) осуществляет правотворческую деятельность, направленную на урегулирование внутренних отношений. Во-вторых, локальные акты - это подзаконные акты. В иерархии правовых актов, регулирующих предпринимательскую  деятельность, акты локального действия должны подчиняться актам более  высокого ранга, не противоречить им. В-третьих, сфера действия локальных  нормативных актов ограничена только территорией предприятия1.

Локальные нормативные правовые акты, регулирующие внутрифирменные (корпоративные) отношения, можно классифицировать: по предмету регулирования; субъектному  составу (кругу лиц); характеру содержащихся предписаний; в форме, в которую  облечен акт.

Системность законодательства во многом обеспечивается путем издания  кодифицированных актов в различных  сферах. Каждая самостоятельная отрасль  права стремится иметь свой кодифицированный акт. Существуют разные виды кодифицированных актов (основы, кодексы, уставы, положения). Роль подобного акта выполняет, в  частности, Гражданский кодекс. Правда, не всегда наличие кодифицированного  акта - показатель самостоятельности  той или иной отрасли права (например, Градостроительный кодекс не свидетельствует  о существовании градостроительного права). Не бесспорно утверждение  о самостоятельности налогового права, бюджетного права в свете  кодифицированных актов.

На наш взгляд, издание  коммерческого, предпринимательского или хозяйственного кодекса в  России пока нецелесообразно. Дуализм  правового регулирования национальной экономики приведет к серьезной  проблеме разграничения сферы действия гражданского и торгового (предпринимательского и др.) права2. К такому же выводу можно  прийти, анализируя нормы (правила) проектов хозяйственного (предпринимательского) кодекса, Основ хозяйственного законодательства, разработанных учеными - представителями  концепции хозяйственного права  России, а также действующего Хозяйственного кодекса Украины. Тем не менее  в обозримом будущем мы допускаем  издание Предпринимательского кодекса, который призван комплексно регулировать отношения, возникающие в сфере  предпринимательской деятельности. Указанные отношения неоднородны  и состоят из административных, гражданских, финансовых и других общественных связей. В Предпринимательском кодексе  должны получить закрепление публично- и частноправовые начала регулирования  отношений в области предпринимательства. Предпринимательский кодекс не должен повторять модель торговых кодексов Запада. Последние представляют собой  кодифицированные акты торгового права  как составной части права  гражданского.

Информация о работе Отграничение предпринимательского права