Понятие и виды источников коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Как мы знаем, любая отрасль права имеет определенный предмет правового регулирования. В этой связи относительно предмета группируется соответствующая совокупность норм права, которые призваны регулировать отношения, составляющие предмет той или иной отрасли права.
Так как предмет коммерческого права, составляют отношения, складывающиеся в сфере коммерции (торговли), следовательно, источниками коммерческого права будет является совокупность актов правотворчества, содержащих нормы, регулирующие отношения в области коммерческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 29.82 Кб (Скачать файл)

Введение

коммерческий  право предпринимательство акт

Понятие источников коммерческого права логически  связано с понятием источника  права вообще. Под источником права  в юридической науке принято  понимать объективированный в документальном виде акт правотворчества, являющийся юридическим источником соответствующих  юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования.

Источники коммерческого  права – нормативные акты, в  которых выражены особенности правового  регулирования отношений, возникающих  между предпринимателями или  с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности.

Термин «источник  права» юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий  назвал законы XII таблиц источником всего  публичного и частного права. Слово  «источник» в этой фразе употреблено  в смысле корня, из которого выросло  могучее дерево римского права.

Как мы знаем, любая отрасль права имеет  определенный предмет правового  регулирования. В этой связи относительно предмета группируется соответствующая  совокупность норм права, которые призваны регулировать отношения, составляющие предмет той или иной отрасли  права.

Так как  предмет коммерческого права, составляют отношения, складывающиеся в сфере  коммерции (торговли), следовательно, источниками  коммерческого права будет является совокупность актов правотворчества, содержащих нормы, регулирующие отношения  в области коммерческой деятельности.

Источниками права традиционно считают правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт), религиозную норму.

Для России характерны следующие виды источников коммерческого права:

1) нормативно-правовой  акт;

2) обычай  делового оборота;

3) общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные договоры  РФ.

Судебный  прецедент в качестве источника  права в России не признается, т.к. мы принадлежим к романно-германской системе права. Вместе с тем, постановления  пленумов и президиумов высших судебных инстанций России по делам, связанная  с применением норм коммерческого  права, имеют важное значение для  выработки единообразного понимания  и применения коммерческого законодательства, подготовки предложений о его  совершенствовании.

Религиозные нормы в России также не являются источником права, т.к. наше государство  является светским (государство отделено от церкви).

Теперь рассмотрим вышеназванные виды источников коммерческого  права более подробно.

 

Глава 1. Понятие и виды источников коммерческого права

 

Поскольку предпринимательская  деятельность опосредуется как отношениями  гражданского права (предпринимательскими отношениями), так и отношениями  публичного права (отношения по публичной  организации предпринимательской  деятельности), то и источниками  коммерческого права следует  признать любые внешние формы  выражения права, содержащие нормы  как частного, так и публичного права, предназначенные для регулирования  предпринимательской деятельности.

Источниками коммерческого права являются: нормативные  правовые акты; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные  договоры Российской Федерации; обычаи делового оборота; судебные практика и  доктрина.

В качестве источников коммерческого права выступают  те нормативные правовые акты, в которых выражены особенности правового регулирования предпринимательской деятельности. Эти особенности могут выражаться в разных нормативных правовых актах:

1) в едином гражданском кодексе и ряде нормативных правовых актов, принимаемых в развитие гражданского кодекса и посвященных отдельным институтам коммерческого права;

2) в специальном торговом кодексе, принимаемом в развитие гражданского кодекса, и ряде нормативных правовых актов, принимаемых в развитие торгового кодекса и регулирующих предпринимательскую деятельность.

3) в системе нормативных правовых актов, среди которых нет ни гражданского кодекса, ни торгового кодекса.

Выбор того или  иного варианта систематизации коммерческого  законодательства зависит от воли и  интересов законодателя формирующего эту систему с учетом конкретной экономической и политической ситуации в стране и ее традиций, стремящегося обеспечить наиболее эффективное регулирование общественных отношений в данной сфере.

Коммерческое  законодательство – это совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих предпринимательскую деятельность в части как ее осуществления, так и публичной организации. Специализация коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании предпринимательских отношений и отношений, связанных с публичной организацией предпринимательской деятельности.

В литературе иногда различают понятия частного коммерческого права и публичного коммерческого права.

Частное коммерческое право составляют нормы права, регулирующие предпринимательские отношения, т.е. частные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Особенности частноправового регулирования предпринимательских отношений воплощены в специальных статьях и главах ГК РФ, а также в специальных нормативных правовых актах.

Публичное коммерческое право составляют нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с государственным регулированием и контролем предпринимательской деятельности.

Источниками коммерческого права являются также  общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ являются составной частью российской правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, а международные договоры РФ – в результате их трансформации, т.е. преобразования, в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора РФ или издания иного внутригосударственного акта (ст.2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах РФ»).

Нормы международного права в сфере предпринимательства  имеют весьма существенное значение. Их удельный вес постоянно возрастает, что объясняется неуклонным стремлением  России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества.

Большую роль в регулировании коммерческих отношений  играют обычаи делового оборота, т.е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). Признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:

1) это правило  поведения, не предусмотренное  законодательством. Оно применяется,  если не противоречит обязательным  для участников соответствующего  отношения положениям законодательства  или договору;

2) правило  поведения, сложившееся и широко  применяемое на практике независимо  от того, зафиксировано ли оно  в каком-либо документе;

3) правило  поведения, применяемое исключительно  в сфере предпринимательской  деятельности. Обычай делового оборота  – это разновидность обычая вообще.

В последнее  время ситуация меняется, роль и  значение актов высших судебных инстанций  повышаются. В частности, постановления  КС РФ, безусловно, имеют правообразующее  значение. Их юридическая сила такова, что они действуют непосредственно, являются окончательными, вступают в  силу немедленно после провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Для сферы  международного коммерческого права  процессуальным законодательством  закреплен принцип толкования и  применения иностранного права российскими  судами в соответствии с его толкованием  и применением в иностранном  государстве.

 

 

 

 

Глава 2. Нормативно-правовой режим предпринимательства

 

Под нормативно-правовым режимом предпринимательства следует  понимать соответствие законодательства природе предпринимательства, природе  тех отношений, которые его опосредуют. Предпринимательство относится  к той сфере общества, где определяющим является свобода (свобода предпринимательства), поэтому законодательство должно определять здесь лишь необходимые требования, предъявляемые к предпринимательству, оставлять широкий простор для  собственного усмотрения предпринимателя.

Наиболее  рельефно нормативный режим предпринимательства  проявляет себя в структуре коммерческого  законодательства, благодаря которой  можно увидеть, какое соотношение  нормативных правовых актов в  наибольшей степени обеспечивает необходимый  режим регулирования. В этой связи  классификация нормативных правовых актов коммерческого законодательства может быть проведена по различным  основаниям: по юридической силе этих актов, по масштабу их действия, по их назначению и некоторым другим.

Законы и  подзаконные нормативные правовые акты – таково подразделение нормативных правовых актов коммерческого законодательства по юридической силе. Практическое значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного правового акта действует закон.

Обеспечение необходимого нормативно-правового  режима предпринимательства предполагает более активное использование законов  для регулирования коммерческих отношений. Законы играют определяющую роль в системе источников коммерческого  права, поскольку они обеспечивают наиболее стабильные условия для  предпринимательства.

Среди федеральных  законов наиболее высокой юридической  силой обладает Конституция РФ –  это основной закон страны, который  устанавливает положения экономической  основы государства:

- согласно  ст.8 Конституции РФ в РФ гарантируются  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров,  услуг и финансовых средств,  поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности, а также  признаются и защищаются равным  образом частная, государственная,  муниципальная и иные формы  собственности;

- согласно ч.1 ст.74 Конституции РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

- ст.34 Конституции  РФ гласит, что каждый имеет  право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной  не запрещенной законом экономической  деятельности;

- ст.71 Конституции  РФ предусматривает, что в ведении  РФ, в частности, находится установление  правовых основ единого рынка,  ценовой политики, а также гражданского  законодательства.

Стержнем  частного права является ГК РФ, вокруг которого группируются специальные  законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ). ГК РФ состоит из четырех частей, в каждой из которых, наряду с общими нормами, содержатся специальные нормы, направленные на регулирование отношений  между предпринимателями или  с их участием.

Динамика  общественной жизни, включая предпринимательство, учитывается в текущих законах: НК РФ, ТК РФ, КоАП РФ, УК РФ, АПК РФ, законах  о внешнеторговой деятельности, об АО, о приватизации, о конкуренции, об инвестиционной деятельности и многих других.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы принимают  также субъекты РФ. Законы субъектов  РФ не могут противоречить федеральным  законам, принятым по предметам ведения  Российской Федерации и совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует  федеральный закон.

Нормативные правовые акты, не относящиеся к  законам, являются подзаконными. Ими  регулируются отношения организационного характера, направленные на обеспечение  исполнения законов. Это нормативные  правовые акты Президента РФ и Правительства  РФ, министерств и ведомств, местных  органов власти и управления.

Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию  Президента РФ (ст. 80–90 Конституции РФ), но не должны противоречить законам:

- Указ Президента  РФ от 29.01.1992г. 65 «О свободе торговли»,  принятый в целях развития  потребительского рынка, стимулирования  конкуренции;

- Указ Президента РФ от 22.02.1992г. №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».

Постановления Правительства РФ могут быть приняты  лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ.

Федеральные органы исполнительной власти могут  издавать нормативные правовые акты (ведомственные акты) в сфере предпринимательства  лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными  нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и не опубликованные в установленном порядке ведомственные нормативные акты не считаются вступившими в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Информация о работе Понятие и виды источников коммерческого права