Понятие и виды источников коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Как мы знаем, любая отрасль права имеет определенный предмет правового регулирования. В этой связи относительно предмета группируется соответствующая совокупность норм права, которые призваны регулировать отношения, составляющие предмет той или иной отрасли права.
Так как предмет коммерческого права, составляют отношения, складывающиеся в сфере коммерции (торговли), следовательно, источниками коммерческого права будет является совокупность актов правотворчества, содержащих нормы, регулирующие отношения в области коммерческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 29.82 Кб (Скачать файл)

По масштабу действия нормативные правовые акты коммерческого законодательства могут  быть подразделены на акты централизованного регулирования, принимаемые теми или иными публичными органами, и локальные акты, принимаемые коммерческими организациями.

Нормативные правовые акты централизованного регулирования  подразделяются на акты федеральных  органов власти; акты органов власти субъектов РФ; акты органов местного самоуправления. Такое деление отражает распределение нормотворческой  компетенции в федеративном государстве.

Локальные акты, являясь нормативными правовыми  актами, принимаются органами управления коммерческой организации и обязательны  к исполнению в данной коммерческой организации. Имеются в виду уставы юридических лиц, положения о  структурных подразделениях юридического лица и другие акты, регулирующие внутренние (локальные, корпоративные) отношения  коммерческих организаций. Такие акты не следует смешивать с индивидуально-правовыми  локальными актами, например с приказами  руководителя организации об увольнении кого-либо с работы.

По своему назначению нормативные правовые акты коммерческого законодательства подразделяются на акты общие и специальные. Такое подразделение нормативных правовых актов отражает по существу соотношение однородных по природе норм разных нормативно-правовых актов одного уровня, например норм гражданского права в ГК РФ и Законе о банкротстве; норм процессуального права в АПК РФ и Законе о банкротстве и т.п.

Практическое  значение деления нормативных правовых актов на общие и специальные заключается в том, что нормам специальных актов в процессе правоприменения отдается приоритет. Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальном акте.

Природе предпринимательства  в большей мере соответствует  режим, устанавливаемый общими нормативными правовыми актами, поскольку они  обеспечивают более стабильные условия  для предпринимательства.

Общее законодательство стабильно, так как оно отражает систему объективного права непосредственно  и содержит достаточно абстрактные (общие) нормы: о лицах, сделках, сроках и т. п. Специальное законодательство более изменчиво, поскольку связано с объективной системой права опосредованно через общее законодательство. Его нормы более конкретны, отражают экономическую политику данного периода развития общества. Хронологические противоречия быстро меняющегося законодательства устраняются на основе коллизионного принципа (приоритетом обладает закон, принятый позже).

 

Заключение

 

Под источниками  коммерческого права следует  понимать всю совокупность актов  правотворчества, содержащих нормы, регулирующие отношения в области коммерческой деятельности.

Если говорить о видах источниках коммерческого  права, то их можно классифицировать по следующим основаниям:

- по юридической  силе - законы и подзаконные акты;

- по предмету правового регулирования источники коммерческого права можно подразделить на общие, специальные (собственно коммерческие) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением коммерческой деятельности;

- по степени систематизации среди источников коммерческого права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты (Гражданский кодекс) и некодифицированные;

- в зависимости  от уровня органа, принявшего  нормативный правовой акт, в  системе органов государственной  власти источники коммерческого права делятся на:

- нормативные  правовые акты, принятые федеральными  органами исполнительной власти. Акты данной группы действуют  на всей территории Российской  Федерации, если иное не предусмотрено  самим актом;

- нормативные  правовые акты, принятые органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации. Эти акты  принимаются в соответствии с  актами федерального законодательства  и действуют только на территории  конкретного субъекта Российской  Федерации.

Таким образом, в систему источников коммерческого  права входят:

международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права;

нормативно-правовые акты:

- Конституция  РФ;

- федеральные  законы;

- нормативные  правовые акты Президента Российской  Федерации;

- нормативные  правовые акты Правительства  Российской Федерации и нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти;

- нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации;

обычаи делового оборота.

Следует также  отметить, что хотя судебная практика и не является источником коммерческого  права, но постановления пленумов и президиумов высших судебных инстанций России по делам, связанная с применением норм коммерческого права, имеют важное значение для выработки единообразного понимания и применения коммерческого законодательства, а также подготовки предложений о его совершенствовании.

Предпринимательство не терпит нестабильности, поэтому  следует стремиться облечь правила  о нем в максимально стабильные нормативные правовые формы – унифицированные законы. Дифференциация коммерческого законодательства, принятие специальных нормативных правовых актов в сфере предпринимательства – необходимое условие его эффективности, поскольку учитываются особенности правового регулирования предпринимательства. Однако чрезмерность специальных актов практически всегда свидетельствует о значительном усилении регулирующей роли государства, его вмешательстве в ту или иную сферу частной жизни общества, сужении самостоятельности субъектов частного права. Унификация же законодательства ведет к укрупнению нормативных правовых актов и упрощению структуры законодательства и тем самым – к установлению общих и стабильных требований, предъявляемых к участникам частной жизни.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и виды источников коммерческого права