Понятие и значение риска в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

В условиях командно-административной системы управления экономикой риск, как правило, осуждался. В условиях перехода к формированию рыночных отношений риск - ключевой, важнейший элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным.
Под риском можно понимать "действие, неудачу в надежде на счастливый случай". Существуют и другие определения этого понятия. Характерные особенности риска - неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет.

Файлы: 1 файл

Понятие и значение риска в предпринимательской деятельности.docx

— 25.14 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и значение риска в предпринимательской деятельности.

В условиях командно-административной системы управления экономикой риск, как правило, осуждался. В условиях перехода к формированию рыночных отношений риск - ключевой, важнейший элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным.

Под риском можно понимать "действие, неудачу в надежде  на счастливый случай". Существуют и  другие определения этого понятия. Характерные особенности риска - неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет.

В Законе РСФСР "О предпринимательской  деятельности" говорится, что предпринимательская  деятельность осуществляется на свой риск и под свою имущественную  ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

В условиях политической и  экономической неустойчивости степень  риска значительно возрастает. В  средствах массовой информации постоянно  рекламируются предложения мелких и средних фирм, пытающихся поправить  свои дела за счет операций на рынке, используя  неосведомленность предпринимателей. Чтобы преодолеть последствия риска, нужны не только смекалка и опыт, но и достаточное количество финансов. Фирмы-консультанты, поставщики средств производства, да и подрядчики, как правило, имеют ограниченные денежные ресурсы компенсации риска.

Высокая степень риска  какого-либо проекта заставляет разработчика искать способы его снижения.

Основными способами уменьшения риска могут быть:

•          привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов;

•          глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем;

•          прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги;

•          распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями;

•          страхование; 

•          резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

•          Распределение риска состоит в том, что ответственным за

риск должен стать тот  компаньон проекта, который лучше  других может рассчитывать и контролировать риски.

Распределение риска реализуется  при разработке финансового плана  проекта и контрактных документов. Распределение риска между участниками  проекта может быть качественным и количественным. При количественном распределении риска можно использовать концептуальную модель, базирующуюся на стандартных методах решений, основой которых является дерево вероятностей и решений, используемое для установления их последовательности.

Качественное распределение  риска предусматривает принятие ряда решений участниками проекта, направленных на увеличение или уменьшение числа потенциальных инвесторов, что зависит от доли риска, которую  участники хотят возложить на инвесторов. Однако это затрудняет разработчикам проекта привлечение  опытных инвесторов. Участники переговоров  должны проявлять максимум гибкости в решении вопроса о доли риска, который они согласны принять  на себя.

♦ Риски подразделяются на следующие основные виды: производственный, коммерческий, финансовый (кредитный), инвестиционный и рыночный.

Производственный риск связан с производством и реализацией  продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности.

На этот вид риска наибольшее влияние оказывают сокращение намеченного  объема производства и реализации продукции, превышение плановых материальных и  трудовых затрат, снижение цен, брак, дефекты  изделий, рекламации и др.

Коммерческий риск возникает  в процессе реализации закупленных  предпринимателем товаров и оказания услуг. В коммерческой сделке необходимо учитывать такие факторы, как  невыгодное изменение (повышение) цены закупаемых средств производства, снижение цены, по которой реализуется продукция, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.

Финансовый риск может  возникнуть при осуществлении финансового  предпринимательства или финансовых (денежных) сделок. На финансовый риск наряду с факторами, характерными для  других видов предпринимательского риска, воздействуют и такие, как  неплатежеспособность одной из сторон финансовой сделки, ограничения на валютно-денежные операции и т.п.

Причиной инвестиционного  риска может быть обесценивание  инвестиционно-финансового портфеля, состоящего из собственных и приобретенных  ценных бумаг.

Рыночный риск связан с  возможным колебанием рыночных процентных ставок, национальной денежной единицы  или зарубежных курсов валют, а возможно, тем и другим одновременно. Любой  риск зависит от партнеров по сделке. Для принятия решения о целесообразности участия потенциальных партнеров  в осуществлении проекта проводят анализ риска.

♦ Потери от риска в  предпринимательской  деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные потери - это не предусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).

Потери времени возникают  в том случае, если процесс предпринимательской  деятельности вдет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.)

К числу специальных видов  потерь можно отнести: потери, связанные  с нанесением ущерба здоровью и жизни  людей, окружающей среде, престижу предпринимателя  и с другими не благоприятными социальными и морально-психологическими факторами.

Особая группа специальных видов потерь - потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. Они вносят неразбериху в сложившиеся экономические условия жизни людей, нарушают ритм производственно-хозяйственной деятельности, порождают повышенные затраты живого и овеществленного труда, снижают прибыль. К типичным источникам политического фактора риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, неисполнение принятых законодательных актов, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи, не имеющие здравого экономического смысла, отчуждение имущества или денежных средств и др. 

Трудовые потери - потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами, например использованием некалиброванного прутка и обработкой его на универсальном токарном станке вместо автомата; применение опытно-статистических норм времени вместо технически обоснованных (единица измерения - чел.-час. или чел.-дни рабочего времени).

 

 

 

 

  1. Конкуренция предпринимателей, развитие конкуренции в современных условиях.

Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция товаропроизводителей.

Конкуренция - это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в мерило предпринимательской деятельности.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного  регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое  развитие рынок со свободой конкуренцией, не регулируемый государством. Такой  рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения и колебания  цен, постоянно заставляя считаться  с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать  издержки. В этот период четко определились две основные формы конкуренции - внутриотраслевая и межотраслевая.

Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно-технического прогресса.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее необходимых товаров. Цены падают - снижается и прибыль.

К обратному результату приводила  утечка капитала из низко прибыльных отраслей: объем производства сокращался, спрос на товары начинал превышать их предложение, в результате цена поднималась, а с ней росла и норма прибыли. Цены здесь служили сигналами перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителя, технологии и других факторов. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создавала некое динамичное равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, куда он вложен. Она также стимулирует научно-технический прогресс.

Классификация видов конкуренции  зависит от количества и "удельного  веса" на рынке производителей. Соответственно различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

  • Основные признаки свободной конкуренции.

Неограниченное число  участников конкуренции, абсолютно  свободный доступ на рынок и выход из него означают, например, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Сделать это он может по-разному; открыть свое дело, приняв непосредственное участие в труде, нанять работников, превратившись, по терминологии Маркса, в капиталиста, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижимость и т.д. Отметим, что свободному рынку соответствуют любые виды деятельности, кроме государственной, и человек волен выбирать любую. Система свободной конкуренции исключает все формы дискриминации потребителей. Всякий обладатель денежного дохода, собирающийся воплотить свою потребность в спрос, имеет право купить товары и услуги, нужные ему.

Абсолютная мобильность  материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов - участник конкуренции вкладывает свои деньги (допустим в акции) не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если там, куда переместился его капитал, произошло расширение производства и продаж. Такое случается, если привлекаются дополнительные ресурсы, применяются их более эффективные комбинации, используются ранее законсервированные мощности, осваиваются передовые технологии.

Лишь полная информированность каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.), позволяет сделать правильный, наилучший для себя выбор между, скажем, покупкой дома и приобретением акций. Да и в последнем случае участнику надо знать, какие именно акции принесут ему максимальный доход.

Абсолютная однородность одноименных продуктов j что выражается, в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик  качества товара. Наличие той же торговой марки ставит продавца в  привилегированное монопольное  положение, а это уже не свободный  рынок.

Ни один участник свободной  конкуренции не в состоянии оказать  влияние на решения, принимаемые  другими участниками. Поскольку  их число очень велико, вклад каждого  производителя-продавца в общий  объем производства и предложения  незначителен, а поэтому цена, за которую он собирается продавать  свой товар, почти не отражается на рыночной цене. Таким образом, реальные уровни цен мало зависят от желаний  отдельных субъектов экономики  и устанавливаются некой "невидимой  рукой" (механизм рынка).

В условиях свободной конкуренции  колебания спроса и предложения  периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству - в другой. Рост доходов одних фирм сопровождался разорением других: мелкие предприятия поглощались более мощными, происходила концентрация и централизация производства и капитала, ведущая к образованию монополий и захвату ими рыночной власти.

В современных условиях конкуренция  является необходимым условием успешного  развития организаций. Здоровая конкуренция  дает возможность чему - то научиться у своего соперника, перенять у него лучшие стратегии управления организацией и ведения бизнеса, выявить свои слабые и сильные стороны для дальнейшего совершенствования. Однако конкуренция имеет как достоинства, так и недостатки. К плюсам можно отнести модернизацию производства, использование современных информационных технологий в управлении организацией, обеспечение высокого качества продукции, снижение цен, достижение высокой эффективности коллективной работы, а к минусам - использование нечестных приемов, разорение ряда предпринимателей, различные нарушения.

Информация о работе Понятие и значение риска в предпринимательской деятельности