Понятие предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организации.
За последние время в России появились миллионы предпринимателей и собственников. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности

Содержание работы

Введение 3
1. Предпринимательство 4
2. Предпринимательская среда 8
2.1. Внешняя предпринимательская среда 9
2.2. Внутренняя предпринимательская среда 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

2.docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Предпринимательство 4

2. Предпринимательская среда 8

2.1. Внешняя предпринимательская среда 9

2.2. Внутренняя предпринимательская среда 13

Заключение 15

Список используемой литературы 16

 

Введение

 

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организации.

За последние время  в России появились миллионы предпринимателей и собственников. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Общественный характер предпринимательства  означает не только деятельность участвующих  в нем агентов, но и наличие  в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. 

Под предпринимательской  средой следует понимать сложившуюся  в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

 

  1. Предпринимательство

 

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Впервые термин «предпринимательство» использовал английский экономист Р. Кантилъон (1680 - 1734), один из первых теоретиков бизнеса, и дал систематическое описание предпринимательства, которое он понимал как функцию особого рода, связанную прежде всего с получением от той или иной деятельности дохода или прибыли. Кантильон определял предпринимательскую деятельность в первую очередь как проявление инициативы в целях получения прибыли в условиях риска, который всегда присутствует в предпринимательстве.

Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 2, п. 1) определено, что «...предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Такое определение предпринимательства  является не совсем точным, так как оно не в полной мере отражает суть, содержание и цель предпринимательской деятельности. Приведенное понятие более полно характеризует такую экономическую категорию, как бизнес.

Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена  его природой и признаками как  специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство — это  инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей экономической  природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и  является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства  характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя.

Такое понимание категории  «предпринимательская деятельность», с одной стороны, сужает рамки деловых отношений до сферы производства товаров, работ и услуг, а с другой — более точно отражает главную ее цель: не только получение прибыли, но и удовлетворение потребностей потребителей. Необходимость уточнения главной цели предпринимательства обусловлена тем, что производства ради производства быть не может, ибо его основное предназначение — удовлетворение потребностей. Следовательно, помимо непосредственно предпринимателей, важнейшим субъектом рыночных отношений выступают потребители.

Потребители — это не пассивная сторона в сделках  с предпринимателями, а, как минимум, равноправные участники рыночных отношений. Более того, в нормальных рыночных условиях интересы предпринимателей входят в подчиненное положение интересам потребителей, т.е. действует своеобразный диктат потребителя. В таком случае предприниматель вынужден производить ту продукцию, выполнять те услуги и работы, которые нужны потребителю, а не только те, которые обеспечивают ему максимальный доход или прибыль. Важнейшее условие в предпринимательской деятельности — сочетание деловых интересов производителей и потребителей. Если для предпринимателя главный интерес, главная выгода заключаются в получении максимальной суммы прибыли, то для потребителей такой выгодой является товар, наилучшим образом удовлетворяющий их потребности.

Таким образом, предпринимательская  деятельность имеет главную двуединую  цель: получение максимальной суммы  прибыли и удовлетворение существующих рыночных потребностей в производимых товарах.

Как следует из представленной трактовки понятия «предпринимательская деятельность», ей присущи характерные особенности, во многом определяющие экономико-правовые аспекты предпринимательства. К основным из таких особенностей относятся следующие:

  1. предпринимательство — это всегда инициативная деятельность, т.е. осуществляемая по собственной инициативе граждан, без всякого принуждения со стороны других лиц или государственных органов;
  2. эта деятельность всегда реализуется предпринимателем самостоятельно, без прямого участия других лиц, не являющихся участниками этого вида деятельности;
  3. предпринимательская деятельность осуществляется всегда в условиях риска (в том числе и риска банкротства), который принимает на себя предприниматель;
  4. указанная деятельность всегда сопряжена с имущественной ответственностью предпринимателя перед своими кредиторами;
  5. предпринимательство — это всегда легитимная деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве предпринимателя.

 

 

 

 

 

  1. Предпринимательская среда

Предпринимательство может  развиваться только при наличии  в стране определенных внешних и внутренних условий, обеспечивающих благоприятные возможности для развития – сформированной предпринимательской среды.

Предпринимательская среда  – это наличие условий и  факторов, воздействующих на субъекты предпринимательской деятельности и требующих принятия управленческих решений для их устранения или приспособления. То есть это совокупность различных объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям реализовывать свои функции. 

Предпринимательская среда  формируется на основе развития производственных сил, совершенствования производственных отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирование рынка  как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий. Она представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успеха в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении прибыли.

     Развитие предпринимательства  ведет к росту национального  богатства и благосостояния нации (но не наоборот). Формирование предпринимательской среды - проблема не только национальная, но и межстрановая. В рамках замкнутых межгосударственных группировок происходит процесс создания единого предпринимательского пространства, т. е. условия для осуществления предпринимательских функций становятся во всех этих странах все более схожими. Весьма актуальной для России остается проблема ее включения в европейское и мировое предпринимательское пространство. Только в случае такого включения может приостановиться процесс "утечки" российского капитала за рубеж.

Предпринимательская среда  подразделяется на внешнюю, как правило, независимую от субъектов предпринимательства среду, и внутреннюю, которая формируется непосредственно субъектом предпринимательства.

    1. Внешняя предпринимательская среда

Внешняя предпринимательская  среда представляет собой сложное гетерогенное (неоднородное по составу) образование, охватывающее широкий круг элементов, взаимосвязанных как с субъектом предпринимательской деятельности, так и между собой, образующее своеобразное системно-организованное «пространство», в котором функционируют и развиваются процессы, ограничивающие или активизирующие предпринимательскую деятельность. Состояние внешней предпринимательской среды имеет определяющее влияние на развитие предпринимательства в стране в целом, в отдельных регионах.  

Чтобы раскрыть структуру  внешней среды предпринимательства  следует обратиться к характеру взаимоотношений, складывающихся между субъектом предпринимательства и элементами среды. В этом случае можно выделить ряд элементов, которые не подвержены непосредственному управляющему воздействию со стороны фирмы и не могут адекватно реагировать на ее поведение в силу косвенного, опосредованного воздействия. Например, предприниматель не в состоянии оказать прямое влияние на характер деятельности фирм- конкурентов, однако формируя качество производимых товаров, реализуя определенную ценовую политику, проводя мероприятия, способствующие укреплению своего имиджа и общественного признания, он создает определенные условия конкуренции, учитываемые всеми организациями, конкурирующими на рынке. Предпринимательская система, таким образом, оказывает ощутимое влияние на всех участников процесса конкуренции, распространяемое косвенным путем с помощью инструментов маркетингового воздействия. Такое влияние улавливается рынком и требует адекватного реагирования со стороны его различных субъектов.

Элементы внешней среды, поддающиеся косвенному воздействию  со стороны системы предпринимательства, могут быть объединены в устойчивую и достаточно однородную совокупность с помощью критерия, выражающего характер воздействия – опосредованное. В связи с этим, можно выделить отдельную группу элементов внешней среды – микроокружающую среду. Микроокружающая среда находится как бы в фокусе рыночных процессов, отражающем наиболее существенные рыночные колебания. Ее элементы пребывают в состоянии постоянного взаимовлияния, когда каждый из них способен обуславливать изменения в поведении другого, но и вынужден приспосабливаться к этим изменениям.

Макроокружающая внешняя среда включает широкую совокупность элементов: природных, демографических, экономических, экологических, научно-технологических, законодательных, национальных и т. д. Они имеют различный характер и социально-экономическую природу и оказывают различное воздействие на тот или иной вид производственной и предпринимательской деятельности.

Чтобы выделить факторы, обуславливающие  параметры конкретного предпринимателя, необходимо располагать научно обоснованной классификацией, отражающей структуру макрофакторов. В основу такой классификации могут быть положены пять крупных групп элементов, отражающих различные стороны социально-экономических взаимоотношений. К элементам макроокружающей внешней среды относятся:

  • правовые элементы,
  • экологические элементы,
  • социальные элементы,
  • экономические элементы,
  • социально-экономические элементы.

Информация о работе Понятие предпринимательство