Понятие, структура и значение кооперации и кооперативного движения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы – исследование трех этапов кооперативного движения в России.
В соответствии с целью в работе поставлены для решения следующие задачи:
1. Дать понятие, исследовать структуру и значении кооперации и кооперативного движения в России;
2. Проанализировать три этапе кооперативного движения в России (дореволюционный этап, советский этап и постсоветский этап).

Файлы: 1 файл

Развитие кооперативного движения.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

В годы перестройки была сделана попытка возродить промысловую  кооперацию в новой форме кооперативов в сферах производства и услуг. Созданные на основе Закона СССР "О кооперации в СССР" (1988 г.) кооперативы первыми в стране сделали резкий рывок в сторону предпринимательской деятельности и создали негосударственный сектор экономики в промышленности, строительстве, торговле, общественном питании, бытовом и коммунальном обслуживании. Практика применения Закона о кооперации в СССР в данной разновидности кооперативов четко выявила их частнопредпринимательский характер.

Закон не устанавливал соотношение  членов кооператива и наемных работников. В результате были созданы кооперативы, в которых количество наемных работников в десятки, а порой сотни раз превышало число их членов - фактических и юридических хозяев. Такие кооперативы не соответствовали принятой в международном кооперативном движении модели как организации, в которую люди объединяются для совместного труда, владения имуществом и управления делами кооператива. Вызывало раздражение у работников - не членов кооператива то, что они были отстранены от участия в его управлении, в отличие от государственных предприятий тех лет. К тому же при дефиците сырьевых ресурсов и других товаров и отсутствии легального рынка с его конкуренцией кооперативы, скупавшие все и вся для своей деятельности в рознице, не вызывали симпатий у населения. Нельзя не сказать также о такой нелепой форме как кооперативы при государственных предприятиях, создававшиеся на базе его имущества, составлявшего государственную собственность.

Работа в подобных кооперативах приводила к быстрому обогащению одних работников предприятия на глазах других. Подобная ситуация в те годы, естественно, вызвала негативную реакцию со стороны государственного сектора, а также отрицательное отношение к кооператорам значительной части населения, совершенно не готового в тот период к восприятию частного бизнеса. Очевидно, что многие кооперативы в сферах производства и услуг тех лет по существу кооперативами не были. Но, несмотря на значительные недостатки, нельзя не признать, что кооперативы в сфере производства и услуг в конце 1980-х годов все-таки сделали первый рывок к частному бизнесу и рыночной экономике.

Первыми были решения  о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления. (В какой-то мере это был возврат к некоторым  «совнархозовским» идеям Н.С. Хрущева). Эти меры были направлены на расширение прав местных советов народных депутатов, переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь это относилось к отраслям пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному питанию, потребительской кооперации. Речь идет о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно должны были развиваться малые формы, гибко реагирующие на спрос населения. Именно это подтверждал успешный венгерский опыт и попытки его использования (например, в Эстонии).

В ряде союзных республик (в основном Прибалтики), краев (Краснодарский  и др.) и областей (Московская, Тульская) начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов — малых производств на средних и крупных предприятиях и т.п.) и рациональным размером предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.

Для развития арендных отношений, которые были важной ступенью к новым  кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел закон СССР «О госпредприятии (объединении)» 1987 г. Вводимые по этому закону формы хозяйственного расчета способствовали освоению на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания на следующем этапе прогрессивных форм арендных отношений.

Бытовое обслуживание стало  пионерской отраслью по распространению индивидуального и семейного арендного подрядов. Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермы в сельском хозяйстве. Аренда, как и впоследствии кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению — необходимому подготовительному этапу системной приватизации. Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению известной доли риска, предприимчивости, ответственности, нацеленности на конечный результат. А именно эти черты органически свойственны малому частному предпринимательству. Движение к правовому и общественному признанию частной собственности (как священного права гражданина в демократическом обществе) было исключительно сложным.

Необходимо напомнить  об обобщившем практику большого числа  экспериментов и зарубежный опыт Законе СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», вступившем в действие в мае 1987 г. В известной мере, повсеместный и быстрый рост числа граждан, занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек в 1988 г. до 723 тыс. человек в 1989 г., или на 69%), показал наличие значительного потенциала индивидуального и семейного частного предпринимательства. Несмотря на значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности, в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям. Самыми же динамичными и отзывчивыми на благоприятные условия, созданные Законом «О кооперации в СССР» (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования, рожденных в период перестройки, оказались новые кооперативы.

В этот, безусловно, прогрессивный  закон, благодаря настойчивости  и решительности академика В.А. Тихонова и его сподвижников, удалось включить положения о хозяйственной самостоятельности кооперативов (с открытием своего счета в банке, расходованием средств, закупками сырья, материалов, оборудования и т.п.), самофинансировании (покрытии затрат за счет паевых взносов его членов и доходов по результатам работы), гибких, самых демократичных формах самоуправления, участия коллектива в распределении прибыли (доходов) как на оплату труда, так и на развитие.

Судьба свела автора с В.А. Тихоновым в «тройке» (еще участвовал профессор Р.А. Белоусов — руководитель группы) в Лаосе в ноябре — декабре 1993 г. Группе предстояло по личной просьбе лидера Лаоса — Кейсона Фомвихана поработать в провинциях, провести анализ социально-экономического положения, подготовить программу экономических реформ и убедить в необходимости её осуществления партийное и политическое руководство этой своеобразной, слабо развивавшейся, буддийской страны в Юго-Восточной Азии, которая через р. Меконг граничила с бурно развивавшимся Таиландом. Участников этой группы отобрал, встречаясь с учеными в Москве, сам Кейсон Фомвихан. Фактически была разработана новая экономическая политика для Лаоса... Владимир Александрович Тихонов — динамичный, резкий в своих суждениях человек, прогрессивной системой взглядов сумел сплотить вокруг себя инициативную группу. В нее входили яркие самодостаточные люди, его соратники по воссозданию и развитию кооперативного движения — И. Кивелиди, М. Массарский, А. Федоров, В. Туманов, А. Тарасов, А. Иоффе и многие другие. Это направление нашло полную поддержку у теоретиков глубоких экономических реформ С. Шаталина, академиков Л. Абалкина, А Аганбегяна, А. Анчишкина, Н. Петракова, Ю. Яременко и т.д. И ныне память о В.А. Тихонове живет не только в его учениках, научных работах, но и в делах - кооперативах, малых предприятиях, созданных при его поддержке. Эту же миссию выполняет Фонд поддержки малых предприятий (его имени) в Республике Коми (президент В. Кузнецова).

Кооперативы несли в  себе мощный заряд легализуемой предпринимательской  активности к внешней среде и  предельную для тех реальных условий  гибкость в хозяйственной деятельности. От первых, можно сказать, показательных кооперативных предприятий, таких как кафе «На Кропоткинской» в Москве (во главе с одним из подвижников — Андреем Федоровым), за короткий срок — с 1988 по 1989 год этот самый динамичный сектор экономики буквально взлетел. Число кооперативов в строительстве, производстве товаров, общественном питании, бытовых услугах за 1988-1989 гг. выросло более чем в 10 раз, численность занятых в них — в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг почти в 20 раз.

Взлет новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом ренессанса предпринимательства в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала.

Многие новые кооперативы, например дорожно-строительные в республике Коми («Тиман» в Сыктывкаре, «Север» в Воркуте, Ухте и т.д.), Новгородской и других областях «выросли» из знаменитой артели — «Печора», руководимой В. Тумановым.

Весьма конструктивную роль в интенсивном развитии кооперативного движения сыграли Первый и последующие  съезды кооператоров. Организатором этих съездов выступил Союз кооператоров (далее — и предпринимателей) во главе с В.А. Тихоновым.

Но было бы неправильным считать; что развитие новых кооперативов шло беспроблемно. Рывок этого  сектора — с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР) вызвал у оппонентов среди партийных функционеров, некоторых руководителей правительства, официальных финансистов желание ограничить, поставить под контроль доходы (прибыль) кооператоров. Большинство кооператоров (почти 80%) было создано «внутри или при» государственных предприятиях, научно-исследовательских организациях. Значительную часть своей продукции и услуг кооперативы по договорам реализовывали государственным предприятиям и учреждениям. Последние расплачивались из своих источников (образуемых по соответствующей модели хозрасчета — фондов) в безналичной форме расчетов, не затрагивая собственный фонд оплаты труда и премирования. Естественно, что кооперативы получали за заказную работу в форме наличных денежных средств, стимулируя своих работников за качество продукции и срочность работы на более высоком уровне, чем госпредприятия.

Определенную зависть  консерваторов и традиционистов вызвали налоговые каникулы кооператоров. Речь идет об освобождении от налогов (прибыли), которое предоставлялось на два года старта кооперативам, производящим товары народного потребления и услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.) Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки фокусировали внимание руководителей (партии и государства) и общественности только на этой одной организационно-правовой форме предпринимательской деятельности. Тем самым искусственно гипертрофировались с помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ негативные моменты в ущерб того положительного, что привнесли с собой кооперативы в хозрасчетную жизнь и на потребительский рынок (еще в условиях разговоров о приватизации, конкретизации и свободных ценах).

Среди серьезных экономистов  и юристов, практически занимавшихся проблемами новых кооперативов с  участием представителей международных организаций (ЮНИДО, МОТ и других), все более росло понимание того, что новые кооперативы в Советском Союзе это, более всего, и прежде всего, частные предпринимательские структуры.

 

 

 

 

 

2.3. Особенности  кооперативного движения в постсоветский  период

 

Накануне радикальных реформ в 1991 году кооперация представляла собой мощную, экономически крепкую организацию с развитой материально-технической базой, квалифицированными кадрами, объединяющую более 22 млн. пайщиков.

Но изменение политического  строя, всеобщий экономический кризис, охвативший страну, вызвали огромные потери в потребкооперации. Начавшиеся массовая приватизация, господство дикого рынка поставили систему на край гибели. В Краснодарском крае, Брянской области, некоторых других регионах пошло преобразование потребительских обществ в акционерные структуры.

Центросоюз не мог допустить  разрушения потребкооперации, поднял на ее защиту кооперативную общественность и добился принятия в 1992 году Закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации", который при всех его недостатках спас систему, определив ее правовой и социально-экономический статус. В этом году Закон отмечает свой 10-летний юбилей.

Вскоре, в январе 1994 года, по инициативе Центросоюза вышло всем известное  постановление Правительства "Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации", согласно которому кооперативные организации получили право создавать фонд развития потребительской кооперации, привлекать заемные средства обслуживаемого населения, строить свои взаимоотношения с органами власти на основе ежегодно заключаемых соглашений.

Наряду с этим было рекомендовано  органам исполнительной власти оказывать  организациям потребкооперации соответствующую  поддержку, в том числе предоставлять  льготы в налогообложении, оплате энергоресурсов, возмещать расходы по доставке товаров в отдаленные сельские магазины и т.д.

В 1997 и 2000 годах вышли еще два  закона о потребительской кооперации, направленные на укрепление ее правового  положения, демократизацию, повышение  роли пайщиков в управлении и контроле, усиление ответственности руководителей и другие преобразования. 
Всего за годы реформ принято более 30 решений государства по поддержке потребкооперации.

Такого внимания не уделяется ни одной организации. В Государственной  Думе создано специальное подразделение, которое занимается проблемами потребкооперации.

В 2001 году была принята Концепция  развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. Было принято постановление  о символике потребкооперации России, теперь у нас есть свой гимн, эмблема и флаг.

Информация о работе Понятие, структура и значение кооперации и кооперативного движения в России