Правовой статус индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Реалии российской экономической жизни таковы, что предприниматели в своей практической деятельности сталкиваются не только с экономическими, организационными, правовыми трудностями в процессе создания своего дела и его развития, но и с негативным воздействием некоторых субъектов, зачастую носящим противоправный характер. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране и поддержание достаточного уровня экономической безопасности предпринимательства.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие и общие признаки индивидуальных предпринимателей 4
2.Государственная регистрация 6
3. Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства 8
4. Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей 12
5. Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

моя контрольная предпр право.docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

 

4. Порядок  государственной регистрации индивидуальных  предпринимателей

 

В настоящее время федеральное  законодательства о государственной  регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) и издаваемых в соответствии с  ними иных нормативно правовых актов  РФ. Субъекты Федерации не вправе принимать  правовые акты в целях регулирования  отношений, связанных с государственной  регистрацией.

Государственная регистрация  – первый и обязательный шаг будущего предпринимателя, который требует  оплаты государственной пошлины  в размере 400 рублей.

Единственным регистрирующими  органами индивидуальных предпринимателей являются налоговые инспекции.

В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место  жительства гражданина в цели государственной  регистраций индивидуального предпринимателя, является формальный признак – регистрация  гражданина по месту жительства (регистрация  по месту пребывания в этом смысле значения не имеет).

Государственная регистрация  индивидуального предпринимателя  осуществляется по месту его жительства. Местом жительства признается место, где  гражданин постоянно или преимущественно  проживает. Например, что считать  местом жительства: имеющуюся у гражданина на праве собственности квартиру в городе, которой он не пользуется, но зарегистрирован по ее адресу, ил дом в сельской местности, где  он фактически проживает постоянно? На практике окажется, что факт постоянного  проживания в сельской местности  не будет иметь юридического значения, причем даже в том случае, если гражданин  зарегистрирован в этом доме по месту  проживания.

Надо помнить, что место  жительства гражданина, по которому он зарегистрирован в качестве индивидуального  предпринимателя, т.е. определенное жилое  помещение (дом, квартира, служебное  помещение, комната в общежитии  или коммунальной квартире и т.п.), не может использоваться места где  непосредственно осуществляется предпринимательская  деятельность, связанная с промышленным производством. Согласно ст. 288 ГК РФ, жилые  помещения предназначены для  проживания граждан и размещение в жилых домах промышленных производств  не допускается.

В то же время эти нормы  ГК РФ следовало бы толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом помещении  деятельность, не нарушающую охраняемые законом права других проживающих  в данном помещении лиц, а также  соседей. Например, непосредственно  по месту жительства могут работать предприниматели, чей труд связан преимущественно  с интеллектуальной деятельностью  – сбором и анализом информации, созданием научных и литературных произведений, подготовкой произведений к опубликованию, программированием, бухгалтерским учетом и аудитом, репетиторством, консалтингом и др.

Обратим внимания, что закон  не связывает акт государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  с местом, где фактически будет, осуществляется предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место  жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации  по месту жительства, а не месту  возможного осуществления предпринимательской  деятельности.

В регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляется:

- подписанное заявителем  заявление о государственной  регистрации физического лица  в качестве индивидуального предпринимателя  (по форме № Р21001). Регистрирующий орган обязан бесплатно предоставить формы заявления.

-копия основного документа  физического лица, регистрируемого  в качестве индивидуального предпринимателя, - для граждан Российской Федерации;

-копия документа, установленного  федеральным законом или признаваемого  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  в качестве документа, удостоверяющего  личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального  предпринимателя, для иностранных  граждан;

- копия документа, предусмотренного  федеральным законом или признаваемого  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  в качестве документа, удостоверяющего  личность лица без гражданства  регистрируемого в качестве индивидуального  предпринимателя, - для лиц без  гражданства;

- копия свидетельства  о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального  предпринимателя, или копия иного  документа, подтверждающего дату  и место рождения указанного  лица в соответствии с законодательством  России или международным договором  Российский Федерации (если представленная  копия документа, удостоверяющего  личность физического лица, не  содержит сведений о дате и  месте его рождения);

- копия документа, подтверждающего  право физического лица, регистрируемого  в качестве индивидуального предпринимателя,  временно или постоянно проживать  в Российской Федерации, - для  иностранных граждан или лиц  без гражданства;

- подлинник или копия  документа, подтверждающего в  установленном порядке адрес  места жительства физического  лица в Российской Федерации  (если представленная копия документа,  удостоверяющего личность физического  лица, или документа, подтверждающего  право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

- для несовершеннолетних  граждан – нотариально удостоверенное  согласие родителей, усыновителе  или попечителя на осуществление  предпринимательской деятельности  физическим лицом регистрируемым  в качестве индивидуального предпринимателя,  либо копи свидетельства о  заключении брака таким лицом,  либо копия решения органа  опеки и попечительства или  копия решения суда об объявлении  такого лица полностью дееспособным;

- документ об оплате  государственной пошлины.

Заявление и другие документы, необходимые для государственной  регистрации не могут быть оформлены  в произвольной форме. Они оформляются  в строгом соответствии с утвержденными  формами.

При государственной регистрации  индивидуального предпринимателя  заявителем может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной  регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, гражданин не вправе уполномочить иное лицо представить  от своего имени в регистрирующий орган необходимые для государственной  регистрации документы, для этого  он может использовать лишь один из указанных ранее способов (представить  документы лично, либо по почте).

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой  должна быть засвидетельствована в  нотариальном порядке. Заявитель указывает  свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Представление физическим лицом  заявления без нотариального  удостоверенной подписи заявителя  фактически означает непредставление  необходимых для государственной  регистрации документов и может  повлечь отказ в регистрации  индивидуального предпринимателя.

При поступлении в регистрирующие (налоговые) органы документы для  государственной регистрации осуществляется проверка правильности заполнения платежных  документов, свидетельствующих об уплате государственной пошлины.

Заполнение полей платежного документа иными показателями (в  частности, не правильное указание кода бюджетной классификаций) является основанием для принятия решения  об отказе в государственной регистрации  связи с непредставлением документа, свидетельствующего об уплате государственной  пошлины.

Возможны два способа  предоставления документов – непосредственно  заявителем или почтовым отправлением с объявленной ценностью и  описью вложения.

После получения документов регистрирующий орган обязан выдавать на руки или направить по почте  заявителю расписку в получении  документов.

Заявителю, непосредственно  представившему документы, в тот  же день выдается расписка, а получение  документов с указанием перечня  и даты их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация  осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления  документов в регистрирующий орган.

Датой представления документов для государственной регистрации  считается день их получения надлежащим регистрирующим органом. Под получением регистрирующим органом документов следует понимать поступление в  этот орган представленных документов непосредственно от заявителя или  по почте. Дата поступления документов подтверждается распиской регистрирующего  органа.

Моментом государственной  регистрации, т.е. моментом, начиная  с которого этот административный акт  считается совершенным, признается внесение регистрирующим органом соответствующей  записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации.

Неосуществление государственной  регистрации в установленные  сроки влечет административную ответственность  на основании ч.1 ст. 14.25 КоАП РФ в  виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение  от осуществления регистрации, тогда  должностное лицо может быть одновременно привлечено к дисциплинарной ответственности  или, в зависимости от обстоятельств  дела, к уголовной ответственности, например по ст. 169, 293 УК РФ.

После принятия регистрирующим органом решения о государственной  регистрации и не позднее одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в государственный  реестр заявителю выдается одно из ранее названных свидетельств подтверждающее факт внесения записи в государственный  реестр.

Документами, подтверждающими  факт внесения записи в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

свидетельство о государственной  регистрации физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя  по форме № Р61001;

свидетельство о внесении записи в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей по форме № Р60004;

свидетельство о государственной  регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя по форме № Р65001;

свидетельство о внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе  записи, зарегистрированном од 01 января 2004 года, по форме № Р67001.

Регистрирующий орган, совершивший  акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю  соответствующий документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записи в государственный реестр).

По запросу физического  лица в регистрирующий (налоговый) орган  ему может быть повторно выдан  документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Размер пошлины по повторную  выдачу свидетельства о государственной  регистраций физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя  или о государственной регистраций  юридического лица составляет 20% размера  государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию, т.е. 80 рублей для физического лица.

В ст. 23 Федерального закона «О государственной регистраций  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ о государственной регистраций  исчерпывающе определены случай отказа в государственной регистрации:

не представление предусмотренных  данным Законом необходимых для  государственной регистрации документов. В каждом случае государственная  регистрации в регистрирующий орган  должны быть представлены все без  исключения документы, определенное для  соответствующего случая и перечисленные  в указанных статьях. Нужно обратить внимание еще на два обстоятельства: во-первых, документы должны быть представлены только одним из способов (по почте  заказным письмом или лично); во-вторых, они должны быть надлежаще оформлены  в соответствии с требованиями Закона;

представление документов в  ненадлежащий регистрирующий орган, т.е. не по месту жительства заявителя. Если документов представлены в такой  орган, он не обязан пересылать их в  надлежащий регистрирующий орган;

случае, когда не допускается  регистрация физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя, если:

не утратила силу его государственная  регистрация в таком качестве;

не истек год со дня  принятия арбитражным судом решения  о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанное с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельности;

не истек год со дня  принятия судом решения о прекращении  в принудительном порядке его  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя;

не истек срок, на который  данное лицо по приговору суда лишено право заниматься предпринимательской  деятельностью.

Решение об отказе от государственной  регистрации принимается в течение  того же срока, который отведен для  принятия решения о государственной  регистраций (не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган) оно должно быть мотивированным, с обязательной ссылкой на конкретные нарушения  из числа названных выше.

Информация о работе Правовой статус индивидуального предпринимателя