Правовой статус индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Реалии российской экономической жизни таковы, что предприниматели в своей практической деятельности сталкиваются не только с экономическими, организационными, правовыми трудностями в процессе создания своего дела и его развития, но и с негативным воздействием некоторых субъектов, зачастую носящим противоправный характер. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране и поддержание достаточного уровня экономической безопасности предпринимательства.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие и общие признаки индивидуальных предпринимателей 4
2.Государственная регистрация 6
3. Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства 8
4. Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей 12
5. Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

моя контрольная предпр право.docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

Данное решение может  быть обжаловано в судебном порядке (в Арбитражном суде). Административный порядок обжалования (в вышестоящий  орган) законом не предусмотрено.

С 1 января 2004 г. зарегистрированный предприниматель не обязан совершать  организационные действия, связанные  с постановкой на налоговый учет, - эта обязанность возложена на регистрирующий орган (п.10 ст.83 НК РФ). Постановка на учет индивидуального предпринимателя  в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном  реестре, в порядке установленном  Правительством РФ (п.3 ст.83 НК РФ). Территориальные  органы ФНС России обязаны осуществлять постановку на учет в налоговом органе по месту жительства физического  лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на основании сведений о его государственной  регистрации.

Документом, подтверждающим факт постановки предпринимателя на налоговый учет, является свидетельство  о постановки на учет в налоговом  органе. Обязанность выдать предпринимателю такое свидетельство возложена на тот налоговый орган, который осуществил постановку индивидуального предпринимателя на налоговый учет (т.е. налоговый оран по месту жительства).

Регистрация в качестве страхователя:

Помимо регистрации в  качестве налогоплательщика необходима регистрация индивидуального предпринимателя  в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда  социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде  обязательного медицинского страхования.

Индивидуальный предприниматель  более не обязан самостоятельно совершать  действия, необходимые для его  регистрации в качестве страхователя. Регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной  регистрации и (или) внесения изменении  в государственный реестр представляет сведения об индивидуальном предпринимателе  в территориальные органы Пенсионного  фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального  страхования Российской Федерации, территориальные фонды обязательного  медицинского страхования и территориальные  органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике. Указанные  сведения представляются в виде выписки  из государственного реестра.

Органы соответствующих  внебюджетных фондов, получившие такие  сведения, обязаны зарегистрировать предпринимателя в качестве страхователя.

Сведения о дате регистрации  индивидуального предпринимателя  в качестве страхователя, его регистрирующий номер, наименование органа, осуществившего указанную регистрацию, либо сведения о дате снятия индивидуального предпринимателя  с учета в качестве страхователя представляются органами государственных  внебюджетных фондов не позднее 5 дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя либо снятия с учета в качестве страхователя.

Основные правила регистрации  страхователей в органы внебюджетных фондов (страховщиков) определяются в  соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации», от 16 июля 1999 г. «Об основах  обязательного социального страхования», от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний» и с Законом РФ от 28 июля 1991 г. «О медицинском страховании  граждан в российской Федерации». Не позднее 5 дней с момента регистрации  предпринимателя в качестве страхователя указанные органы должны предоставить в орган, осуществивший государственную  регистрацию, сведения о номере и  дате регистрации индивидуального  предпринимателя в качестве страхователя (п.4 ст.5 Закона о госрегистрации). Эти  сведения отражаются в государственном  реестре.

Присвоение кодов по общероссийским классификаторам осуществляют территориальные  органы Госкомстата России в недельный  срок после получения от регистрирующего  органа сведений.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»  открытие кредитным организациям банковских счетов индивидуального предпринимателя  осуществляется на основании свидетельства  о государственной регистрации  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя и свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе.

В настоящее время представление  индивидуальными предпринимателями  документов, подтверждающих регистрацию  данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского  счета в кредитную организацию  не требуется.

Чтобы открыть в банке  расчетный счет, индивидуальному  предпринимателю необходимо представить  в банк, помимо свидетельства о  постановке на учет в налоговый органе, также и иные документы. Перечень всех документов, необходимых для открытия расчетного счета, законодательно не определен и устанавливается банком самостоятельно. Обычно банки требуют представления, во-первых, заявление на открытие счета в банке. Бланк заявления можно получить в банке (форма разрабатывается каждым банком самостоятельно). Во-вторых, два экземпляра карточки с образцами подписей, а также оттиском печати (если имеется). В-третьих, нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации. В-четвертых, копию свидетельство постановке на учет в налоговом органе. И, наконец, в-пятых, копию справки из Госкомстата.

Банк не вправе отказывать в открытии счета, совершение соответствующих  операций по которому предусмотрено  законом, учредительными документами  банка и выданным ем разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием  у банка обслуживание либо допускается  законом или иными правовыми  актами.

В соответствии с п.2 ст.23 НК РФ в обязанность налогоплательщика  входит информирование в 10-дневный  срок налоговых органов по месту  учета об открытии ил закрытии счета  в банке. Нарушение данного срока  в соответствии с п.1 ст.118 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов индивидуального предпринимателя  банки обязаны представить сведения об указанных счетах в орган, осуществляющий государственную регистрацию данного  предпринимателя. Сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя  в обязательном порядке включается в государственный реестр.

Расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств со вновь открытого счета не принимаются  к исполнению кредитными организациями до получения информационного письма налогового органа, в котором налоговый орган сообщает о получении извещения кредитной организации об открытии счета. Операции по банковскому счету осуществляется на основании договора банковского счета.

Одним из основных условий  осуществления предпринимательской  деятельности является государственная  регистрация ее субъектов. Прохождение  данной процедуры необходимо для  подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном  обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью  осуществлением и прекращением предпринимательской  деятельности, но и полного первичного учета участников предпринимательской  деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и  организационном положении.

 

5. Прекращение  деятельности индивидуальных предпринимателей

 

Прекращение гражданином  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя осуществляется не произвольно. Чтобы оно приобрело  юридическое значение соответствующая  запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя, должна быть внесена  в реестр индивидуальных предпринимателей.

При прекращении гражданином  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя (т. е. после государственной  регистрации этого факта) п. 5 ст. 84 НК РФ устанавливает обязанность  налогового органа снять такого налогоплательщика  с учета на основании сведений, содержащихся в государственном  реестре.

Существует шесть исчерпывающих  обстоятельств субъективного и  объективного характера, при наличии  которых регистрирующий орган принимает  решение о государственной регистрации  при прекращении физическим лицом  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя, а именно в связи:

с принятием самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности;

со смертью индивидуального  предпринимателя;

с принятием судом решения  о признании предпринимателя  несостоятельным (банкротом);

с прекращением предпринимательской  деятельности в принудительном по рядке  по решению суда;

с вступлением в силу приговора  суда, которым индивидуальному предпринимателю  назначено наказание в виде лишения  права заниматься предпринимательской  деятельностью на определенный срок;

с аннулированием документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно  проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа.

Независимо от того, какое  из названных обстоятельств повлекло принятие соответствующего решения, государственная  регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня  представления в регистрирующий орган необходимых документов.

Государственная регистрация  при прекращении физическим лицом  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя в связи с  принятием им решения о прекращении  данной деятельности осуществляется на основании следующих документов: подписанного заявителем заявления  о государственной регистрации  прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя  в связи с принятием им решения  о прекращении данной деятельности по форме № Р26001. Эта форма содержит персональные данные и иные сведения об индивидуальном предпринимателе  и не предполагает указания причин, в силу которых предприниматель  принял решение о прекращении  своей деятельности. Заявление о  государственной регистрации должно быть составлено в строгом соответствии с указанной формой и установленными требованиями к ее заполнению;

При прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя государственная  пошлина не уплачивается.

Документы представляются (непосредственно  или по почте) в регистрирующий орган  по месту жительства предпринимателя, который решил прекратить свою деятельность. В рассматриваемом случае представление  документов для государственной  регистрации осуществляется в общем  порядке, предусмотренном ст. 9 Закона о государственной регистрации.

Регистрирующий орган  на основании представленных документов принимает решение о государственной  регистрации и вносит соответствующую  запись в государственный реестр. Государственная регистрация физического  лица в качестве индивидуального  предпринимателя утрачивает силу после  внесения об этом записи в реестр.

Не позднее одного рабочего дня с момента государственной  регистрации регистрирующий орган  обязан выдать заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Таким  документом является свидетельство  о государственной регистрации  прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация  при прекращении деятельности физического  лица в качестве индивидуального  предпринимателя в связи со смертью  данного лица осуществляется на основании  поступивших в регистрирующий орган  в установленном законодательством  порядке сведений о государственной  регистрации смерти гражданина-предпринимателя.

В случае смерти индивидуального  предпринимателя его государственная  регистрация утрачивает силу с момента  смерти.

Государственная регистрация  при прекращении физическим лицом  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя в связи с  вступлением в силу приговора  суда, которым ему назначено наказание  в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью  на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган информации о вступлении в  силу указанного приговора суда. Государственная  регистрация лица в качестве индивидуального  предпринимателя утрачивает силу с  момента вступления в силу приговора  суда.

Государственная регистрация  при прекращении физическим лицом  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя в связи с  аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать Российской Федерации, или с окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

Банкротство индивидуального  предпринимателя является одним  из оснований прекращения его  государственной регистрации.

Дела о несостоятельности (банкротстве) относятся к подведомственности арбитражных судов. Специальные  нормы, регулирующие банкротство гражданина, установлены ст. 202-216 Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».

Основанием для признания  индивидуального предпринимателя  банкротом является его неспособность  удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей.

Так, согласно ст. 33 Закона о  банкротстве, дело о банкротстве  индивидуального предпринимателя  рассматривает арбитражный суд  по месту жительства гражданина; заявление  о признании должника банкротом  принимается арбитражным судом, если требования к должнику-гражданину составляют не менее 10 тыс. рублей и  указанные требования не исполнены  в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Информация о работе Правовой статус индивидуального предпринимателя