Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 18:13, курсовая работа
Целью данной работы является: изучение государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
рассмотреть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;
изучить модели взаимодействия государства и предпринимательства;
выделить основные формы и методы государственного регулирования предпринимательства;
проанализировать основные проблемы и выделить пути их решения в области государственного регулирования предпринимательской деятельности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Уральский
государственный экономический университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Предпринимательское право»
на тему: «Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством»
Исполнитель: студент
Направление:
Юриспруденция
Профиль:
Гражданско-правовой
Группа:
ЮР-13КП
Ф.И.О: Колесников О.О.
г. Екатеринбург 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование и развитие современных рыночных отношений в Российской Федерации способствует увеличению предпринимательского движения, что в свою очередь не осуществимо без разработки и усовершенствования методов и форм государственного регулирования данной сферы. Экономическая наука и практическая хозяйственная деятельность подтверждают необходимость регулирования государством отдельных вопросов функционирования рыночной системы. Растут споры о возможности и необходимости, а также уровне влияния и вмешательства государства в рыночные отношения. Различия во мнениях исследователей заключаются преимущественно в вопросах применения методов и инструментов, форм регулирования и масштабов влияния государства на определенные сферы предпринимательской деятельности.
В различных странах с развитой рыночной экономикой государство оказывает существенное воздействие на экономическое и социальное развитие, реализует активную бюджетную, налоговую политику, осуществляет решение социальных проблем, привлекая в решения этих проблем и предпринимательскую сферу.
Регулирование государством состояния и развития рыночных отношений осуществляется на основе применения определенных инструментов на производственно-хозяйственную деятельность предпринимателей. Ввод действие на протяжении последних лет утвержденных законов и иных правовых актов серьезно усилили позиции государства в регулировании развития рыночных отношений. Однако модернизация экономики требует иного подхода к их разработке и реализации. В настоящее время, прежде всего, следует принять во внимание качество применения нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что рыночные механизмы не обеспечивают условия стабильного и устойчивого развития экономики, привлекательного социально-экономического климата, охраны частной собственности справедливую конкуренцию, ограничения монополистической деятельности без объективного государственного вмешательства.
Целью данной работы является: изучение государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
С момента формирования государства как института оно реализует экономическую деятельность, осуществляя регулирование хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, что способствует устойчивости политической власти. Однако уровень вмешательства государства в различные временные периоды существенно различался. Государство является орудием политической власти экономически господствующего класса. Степень воздействия этого класса, его экономическая сила определяет уровень воздействия государства в хозяйственную деятельность: слабый в экономическом плане господствующий класс вынужден применять силу и мощь государства для укрепления своего господства, а сильный уже не нуждается в его явной помощи.
В классической эволюции деятельность государства в области регулирования предпринимательской деятельности рассматривается от широкого вмешательства до роли арбитра в разрешении конфликтов между предпринимателями и обществом [23, с. 89].
В экономиках различных стран и в разные периоды времени всегда существовали проблемы, для решения которых требовалось применение не только рыночных методов, но и их синтеза с государственным вмешательством в различных формах. Ни одну из рыночных систем нельзя определить как чисто рыночную – на каждом из этапов ее развития рыночное регулирование дополнялось государственным. Различаются только пропорции государственного регулирования и действия рыночных сил. Можно утверждать, что экономические системы всегда были смешанными. Даже полностью государственная экономика СССР по существу таковой не являлась, так как в ней присутствовали элементы рыночной экономики, влияние которых в целом было не существенным, но в отдельных сферах – весьма значительным.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения вмешательства государства и содействия развитию предпринимательства, развиваются организационные формы взаимодействия органов государственной власти с субъектами предпринимательства, происходят существенные изменения целей, механизмов, аппарата управления, в сочетании рыночного и государственного механизмов регулирования.
Целью регулирования предпринимательской деятельности государством является создание таких условий, которые бы обеспечивали эффективное функционирование и развитие экономических отношений в целом, и постоянное участие бизнеса в международном разделении труда и приобретение от этого максимальной выгоды. Органы государственной власти каждой страны, безусловно, пытаются достичь своих собственных целей на каждом из этапов и добиваются их достижения имеющимися у них средствами и методами в зависимости от сложившейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвергаются изменениям, правда механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране [29, с. 14].
Задачи государственного регулирования состоят в следующем [19, с. 18]:
1) разработка, принятие и контроль законодательных актов, которые обеспечивают правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
2) повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих затрат;
3) смягчение прямых методов воздействия и бюрократического контроля деятельности хозяйствующих субъектов;
4) создание условий для добросовестной и свободной конкуренции на рынке, свободного передвижения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
5) обеспечение товарно-денежного и бюджетного баланса на основе реализации финансовой, процентной, налоговой политики и управления денежной массой;
6) сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
7) содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
8) обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;
9) поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.
Анализируя государственное регулирование на современном этапе развития экономики, прежде всего, необходимо заметить, что центр тяжести в этом регулировании сместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производственной деятельности предпринимателей. Его основными задачами являются [26, с. 91]:
1) осуществление структурной перестройки производственных отношений, предполагающего создание новых отраслей экономики, которые ориентируются на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и адаптацию их продукции к требованиям международного рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
2) повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
3) поиск и применение возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
4) укрепление позиций в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
5) пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное влияние на конъюнктуру, которое основано на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного воздействия на развитие внешнеэкономических связей;
6) применение мер влияния на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе ориентированных на экспорт, реализация мероприятий, которые направлены на усиление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм взаимодействия между ними.
Регулирование все более направлено на повышение эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Основной акцент в нем смещается с регулирования спроса на регулирование предложения. Серьезные изменения происходят и в механизмах воздействия. Преимущественной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является присоединение в стратегических программах социально-экономического развития, реализация основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.
Проблемам структурной политики уделяется в настоящий момент основное направление при разработке основных направлений государственной социально-экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, которые позволяют объединять частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшей адаптации предпринимательства к условиям функционирования в мировом хозяйстве [31, с. 147].
Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по нормативному регулированию и административному надзору производства. На сегодняшний день нормативное регулирование распространяется на такие новые области, как: разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции), безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров). С целью сдерживания производства и расточительного потребления используются инструменты прямого и косвенного регулирования: налоговое стимулирование инвестиций, нормативные стандарты качества продукции, косвенные налоги на потребителей.
Существенную роль в системе государственного регулирования играют конкретные методы и формы взаимодействия органов государственной власти и предпринимательства, механизм его поддержки. Одной из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на этапе создания предприятия, является предоставление кредитов субъектам предпринимательства. Кредиты на поддержку бизнеса предоставляются непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства [21, с. 15].
Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, направляемых преимущественно на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства используются тогда, когда предприниматели не могут самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы проблем. Все большее значение приобретает использование программ льготного кредитования и субсидирования приоритетных отраслей экономики, гарантия займов, меры по поддержанию определенного уровня или сдерживания увеличения отраслевых цен в сочетании с импортной протекционистской политикой и другими инструментами стабилизации рынка. Регулирование ставок процентов по ссудам и депозитам на рыночной основе предусматривает, что предпринимателям обеспечивают большую свободу выбора способов и условий финансирования.
Применение финансовых методов является важной сферой регулирования в отношении рыночных структур, работающих с субъектами малого предпринимательства. Здесь может использоваться понижение налоговой ставки предприятиями, осуществляющих кредитование малых предприятий, предоставление со стороны местных администраций им финансовых гарантий. В качестве гарантийного обеспечения администрацией могут применяться объекты муниципальной собственности, недвижимости, финансовые средства бюджетов [24, с. 37].
Патентная государственная политика также относится к важному направлению государственного регулирования. Она реализуется путем ограничения сроков жизни патента и осуществления принудительного лицензирования новых патентов за относительно низкую лицензионную плату.
Разработка общих принципов реализации внешнеэкономической политики страны являются одной из важных функций государственного регулирования. Эти принципы заключаются в следующем [32, с. 74]:
1) государственная защита прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов отечественных производителей и потребителей товаров и услуг;
Информация о работе Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством