Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: изучение государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
рассмотреть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;
изучить модели взаимодействия государства и предпринимательства;
выделить основные формы и методы государственного регулирования предпринимательства;
проанализировать основные проблемы и выделить пути их решения в области государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 77.98 Кб (Скачать файл)

– пожары, наводнения и ущерб от других физических факторов (внешние – форс-мажор);

– мошенничество и другие преступные действия (криминал) как персонала, так и с участием третьих лиц.

От эффективного осуществления внутреннего контроля по выполнению государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности зависит степень вероятности появления опасного для организации уровня риска.

Первым шагом к управлению риском соблюдения государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности является самоорганизация руководства фирмы.

Целями внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности являются:

– постоянное наблюдение за сферой совершаемых правонарушений;

– принятие мер по поддержанию приемлемого уровня правового поведения организации, не угрожающего финансовой устойчивости компании, интересам ее кредиторов и контрагентов;

– соблюдение всеми работниками компании нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов;

– исключение вовлечения организации и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности.

Задачи внутреннего контроля заключаются в следующем:

– получение оперативных и объективных сведений о состоянии уровня правового поведения организации;

– выявление и анализ правонарушений, ошибок;

– качественная и количественная оценка (измерение);

– установление взаимосвязей между отдельными нарушениями государственных нормативов и стандартов с целью оценки воздействия мероприятий, планируемых для их ограничения;

– создание системы внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности, разработанного под него программного обеспечения для анализа и управления рисками.

Внутренний контроль соблюдения государственных нормативов и стандартов может быть осуществлен с помощью следующих методов:

– выработка рекомендаций правового характера по вопросам предпринимательской деятельности;

– качественная оценка правовых ошибок и правонарушений;

– учет положений внутренних документов компании и требований законодательства при внедрении новых технологий и условий осуществления финансовых операций и других сделок, иных инноваций и технологий;

– контроль со стороны уполномоченных подразделений и должностных лиц за соблюдением структурными подразделениями и служащими компании законодательства.

С целью управления и внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом может быть предложена модель организационных мероприятий [21, с. 15]:

– разработка внутренних правил согласования и визирования юридически значимой для компании документации;

– проведение разграничения полномочий сотрудников;

– проведение проверок соблюдения действующего законодательства (соответствие контрактных и внутренних документов компании действующему законодательству, нормативным документам регулирующих органов);

– проведение документарного контроля;

– разработка локальных нормативных актов и подготовка типовых форм договоров;

– обязательное участие сотрудников правового отдела в процессе вывода на рынок новых услуг;

– мониторинг действующего законодательства с доведением основных и значимых изменений в оперативном порядке до сотрудников структурных подразделений компании через внутреннюю корпоративную сеть.

Результатом внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом является объективный и достоверный отчет о деятельности компании, позволяющий заинтересованному лицу – заказчику (проверяющему) принять взвешенное решение.

Типовое положение об организации и осуществлении внутреннего контроля за соблюдением государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта может включать следующие разделы:

Глава 1. «Общие положения», в которой отражено, на основе каких нормативных правовых актов основывается внутренний контроль хозяйствующего субъекта (Конституция Российской Федерации, федеральные законы - Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 33-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 21.12.2013 № 377-ФЗ); Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 № 200-ФЗ) «О коммерческой тайне»; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 02.12.2013 № 335-ФЗ) «О банках и банковской деятельности» и др. в зависимости от сферы деятельности организации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации); термины и определения (внутренний контроль в организации; система внутреннего контроля; внутренний контроль; служба внутреннего контроля; рабочая группа уполномоченных лиц; контрольная среда; контроль предварительный; контроль текущий; контроль последующий; конфликт интересов; мониторинг внутреннего контроля; объекты внутреннего контроля организации; подразделение; политика управления рисками; процесс (процедура); риск; руководство организации).

Глава 2. «Основные цели, задачи и организация внутреннего контроля в организации», содержащая: цели внутреннего контроля; формы внутреннего контроля; задачи; принципы; ответственность руководителей; уровни внутреннего контроля.

Глава 3. «Организация и порядок осуществления внутреннего контроля в подразделении организации», содержащая: функции руководителя подразделения организации, организующего внутренний контроль; информационные системы и технические средства телекоммуникации (должны обеспечивать возможность сбора, ввода, обработки данных из внутренних и внешних источников, анализа и хранения, составления требуемых отчетов и их передачи соответствующим субъектам внутреннего контроля и иным установленным пользователям); контроль информационных систем и технических средств телекоммуникации; мониторинг внутреннего контроля; объем и частота периодических проверок (ревизий); субъекты внутреннего контроля; решения по устранению выявленных недостатков и совершенствованию внутреннего контроля; порядок оценки службой внутреннего контроля организации состояния внутреннего контроля.

На основе проведенного комплексного экономико – правового и управленческого анализа форм и процесса взаимоотношений государства и бизнеса должны быть разработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере взаимоотношений государства и малого (среднего) бизнеса, направленные в первую очередь на внесение изменений и дополнений в следующие нормативные правовые                   акты [19, с. 19]:

– в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности, обосновывается необходимость принятия отдельной нормы, регламентирующей содержание действий по обеспечению законности деятельности органов государственного надзора и муниципального контроля (контроль и надзор за деятельностью органов государственного надзора осуществляют вышестоящие государственные органы;

– в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 423-ФЗ) «О защите конкуренции»: исключить из требования о предварительном согласии в письменной форме антимонопольного органа на выдачу государственной или муниципальной преференции случаи, когда государственная или муниципальная преференция предоставляется субъектам малого предпринимательства, работающим в социально значимых областях, обеспечивающих коммунальную, бытовую, образовательную, культурную и иную социальную инфраструктуру населенных пунктов);

– в Федеральные законы от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ  (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  и от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

– установить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов товаров, работ и услуг от хозяйствующих субъектов с долей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 50% и более, а также от государственных и муниципальных предприятий и государственных корпораций;

– в Правила функционирования розничных рынков электрической энергии, полном или частичном ограничении режима потребления электрической энергии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442) - распространить правило об оплате за фактический объем потребления электрической энергии на субъекты малого предпринимательства;

- и другие.

Таким образом, оптимизация системы государственного управления и повышения эффективности взаимодействия власти и предпринимательства осложнена рядом проблем:

– отсутствие четкого законодательного регулирования форм, методов и средств взаимодействия государства и предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровне;

– издание государственных и муниципальных программ развития малого бизнеса в части его кредитования, субсидирования, финансовой поддержки осуществлено не полном объеме, в котором могло быть;

– отсутствие прозрачности взаимоотношений между органами власти и предпринимателями, наличие коррупции, плановости в государственном и муниципальном аппарате, соединение властной элиты (особенно на региональном уровне) и отдельных финансово-промышленных и даже преступных группировок.

Данные обстоятельства мешают развитию конкурентных отношений и тормозят экономическое развитие страны.

На основании вышесказанных выводов и предложений возможно прийти к достижению следующих результатов в сфере развития взаимоотношений между государством и предпринимателями:

1) унифицировать  процесс реализации государственными  органами контрольно-надзорных функций;

2) улучшить  качество правового регулирования  государственного контроля в  сфере малого бизнеса;

3) повысить  эффективность деятельности хозяйствующих  субъектов по соблюдению государственных  нормативов и стандартов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью моей курсовой работы было изучение правовых форм взаимодействия предпринимателей с государством. Отдельные темы моей работы еще раз подтверждают необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности. В настоящее время совершенствование государственного регулирования однозначно способствует развитию предпринимательства, при этом происходит изменение организационных форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизмах, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Основной целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих стабильное функционирование экономики в целом и плодотворное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

В государственном регулировании предпринимательской деятельности выделяют следующие основные направления:

– Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, которые в свою очередь способствуют эффективному функционированию рыночной системы;

– защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

– перераспределение доходов (трансферты), перераспределение ресурсов;

– государственная поддержка отдельных видов бизнеса;

– государственное регламентирование трудовых отношений;

– поддержка социального партнерства;

– государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;

– регулирование валютного курса;

– стабилизация макроэкономических процессов.

Для эффективного осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности, необходимы определенные инструменты – экономические, административные и правовые рычаги.

Проблемы взаимодействия бизнеса и власти обусловлены необходимостью установления баланса интересов органов власти и бизнеса в целях воспроизводства экономического потенциала территорий, организации защиты социально-экономических интересов жителей, привлечения самих граждан к управлению развитием своей территории и эффективному использованию местных ресурсов. Опыт прошлых лет показал, что административные и институциональные механизмы управления в Российской Федерации во многом утратили свою эффективность, а преодолеть экономический дисбаланс, социальную несправедливость и конфликты в одиночку не могут ни власть, ни бизнес.

Современная система отношений между властью и бизнес-сообществом основывается на действии механизмов согласия. Это означает, что бизнес и институты власти действуют не только в своих интересах, но и в интересах населения, что позволяет рассматривать такие отношения как социальный диалог. Однако практика показала, что далеко не всегда такое взаимодействие является безупречным и приносит пользу всем его участникам. В числе негативных проявлений отмечаются «приватизация власти», олигархия, коррупция, лоббирование интересов.

Поэтому в настоящее время весьма острой является проблема поиска путей экономического взаимодействия государства и предпринимателей.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) (часть первая) [Электронный ресурс] № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. (в ред. от 02.11.2013 г. № 302-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) (часть вторая) [Электронный ресурс] № 14-ФЗ от 26.01.1996 г. (в ред. от 28.12.2013 г. № 416-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  4. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) (часть вторая) [Электронный ресурс] №117-ФЗ от 05.08.2000 г. (в ред. от 20.04.2014 № 78-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  5. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) (часть третья) [Электронный ресурс] № 146-ФЗ от 26.11.2001 г. (в ред. от 28.12.2013 г. № 446-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  6. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) [Электронный ресурс] от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 02.04.2014 № 56-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  7. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс] Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 02.12.2013 № 335-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  8. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 29.12.2012 № 282-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  9. О коммерческой тайне [Электронный ресурс] Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 № 200-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  10. О защите конкуренции [Электронный ресурс] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 423-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  11. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  12. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 33-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  13. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ  (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  14. О государственной тайне [Электронный ресурс] Закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 21.12.2013 № 377-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  15. О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 [Электронный ресурс] Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  16. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии [Электронный ресурс] Постановление Правительства от 04.05.2012 № 442 - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  17. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и отмене распоряжений Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р и от 17.12.2010 № 2295-р [Электронный ресурс] Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2579-р (ред. от 19.12.2013 № 2417-р) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  18. Алексеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 285с.
  19. Андерс Ослунд. Условия развития малого предпринимательства// Человек и труд. – 2013. – № 12. – С. 17-19.
  20. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. – М.: Проспект, 2009. – 125с.
  21. Букамина М.А. Большая забота о малом предпринимательстве: Поддержка предпринимательства «по-американски»//Российское предпринимательство. – 2011. – № 3. – С. 11-17.
  22. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 350 с.
  23. Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. – Ростов Н/Д: Феникс, 2009. – 288с.
  24. Грузков А.П. Региональные программы развития: социально-экономический аспект // Российское предпринимательство. – 2009. – № 2. – С. 32-41.
  25. Дацко С.Н. Социальная ответственность предпринимательства [Текст]  // Российское предпринимательство. – 2012. – № 2. – С. 18-24.
  26. Джобава Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 2010. – 204с.
  27. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 309с.
  28. Масленников М.Н. Правовое регулирование предпринимательства в экономике развитых стран // Экономика и жизнь. – 2008. – № 10. – С. 23-26.
  29. Нерсисян Т.Я. Совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности на региональном уровне. Российское предпринимательство. – 2012. – № 2. – С. 13-17.
  30. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами : учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008.  – 457с.
  31. Тарасов К.М. Малое предпринимательство в системе рыночных отношений. – М.: Экономика, 2009. – 320с.
  32. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник. – М.: Экономист, 2009.  –  159с.

Информация о работе Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством