Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 18:13, курсовая работа
Целью данной работы является: изучение государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
рассмотреть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;
изучить модели взаимодействия государства и предпринимательства;
выделить основные формы и методы государственного регулирования предпринимательства;
проанализировать основные проблемы и выделить пути их решения в области государственного регулирования предпринимательской деятельности.
– пожары, наводнения и ущерб от других физических факторов (внешние – форс-мажор);
– мошенничество и другие преступные действия (криминал) как персонала, так и с участием третьих лиц.
От эффективного осуществления внутреннего контроля по выполнению государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности зависит степень вероятности появления опасного для организации уровня риска.
Первым шагом к управлению риском соблюдения государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности является самоорганизация руководства фирмы.
Целями внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности являются:
– постоянное наблюдение за сферой совершаемых правонарушений;
– принятие мер по поддержанию приемлемого уровня правового поведения организации, не угрожающего финансовой устойчивости компании, интересам ее кредиторов и контрагентов;
– соблюдение всеми работниками компании нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов;
– исключение вовлечения организации и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности.
Задачи внутреннего контроля заключаются в следующем:
– получение оперативных и объективных сведений о состоянии уровня правового поведения организации;
– выявление и анализ правонарушений, ошибок;
– качественная и количественная оценка (измерение);
– установление взаимосвязей между отдельными нарушениями государственных нормативов и стандартов с целью оценки воздействия мероприятий, планируемых для их ограничения;
– создание системы внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности, разработанного под него программного обеспечения для анализа и управления рисками.
Внутренний контроль соблюдения государственных нормативов и стандартов может быть осуществлен с помощью следующих методов:
– выработка рекомендаций правового характера по вопросам предпринимательской деятельности;
– качественная оценка правовых ошибок и правонарушений;
– учет положений внутренних документов компании и требований законодательства при внедрении новых технологий и условий осуществления финансовых операций и других сделок, иных инноваций и технологий;
– контроль со стороны уполномоченных подразделений и должностных лиц за соблюдением структурными подразделениями и служащими компании законодательства.
С целью управления и внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом может быть предложена модель организационных мероприятий [21, с. 15]:
– разработка внутренних правил согласования и визирования юридически значимой для компании документации;
– проведение разграничения полномочий сотрудников;
– проведение проверок соблюдения действующего законодательства (соответствие контрактных и внутренних документов компании действующему законодательству, нормативным документам регулирующих органов);
– проведение документарного контроля;
– разработка локальных нормативных актов и подготовка типовых форм договоров;
– обязательное участие сотрудников правового отдела в процессе вывода на рынок новых услуг;
– мониторинг действующего законодательства с доведением основных и значимых изменений в оперативном порядке до сотрудников структурных подразделений компании через внутреннюю корпоративную сеть.
Результатом внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом является объективный и достоверный отчет о деятельности компании, позволяющий заинтересованному лицу – заказчику (проверяющему) принять взвешенное решение.
Типовое положение об организации и осуществлении внутреннего контроля за соблюдением государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта может включать следующие разделы:
Глава 1. «Общие положения», в которой отражено, на основе каких нормативных правовых актов основывается внутренний контроль хозяйствующего субъекта (Конституция Российской Федерации, федеральные законы - Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 33-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 21.12.2013 № 377-ФЗ); Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 № 200-ФЗ) «О коммерческой тайне»; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 02.12.2013 № 335-ФЗ) «О банках и банковской деятельности» и др. в зависимости от сферы деятельности организации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации); термины и определения (внутренний контроль в организации; система внутреннего контроля; внутренний контроль; служба внутреннего контроля; рабочая группа уполномоченных лиц; контрольная среда; контроль предварительный; контроль текущий; контроль последующий; конфликт интересов; мониторинг внутреннего контроля; объекты внутреннего контроля организации; подразделение; политика управления рисками; процесс (процедура); риск; руководство организации).
Глава 2. «Основные цели, задачи и организация внутреннего контроля в организации», содержащая: цели внутреннего контроля; формы внутреннего контроля; задачи; принципы; ответственность руководителей; уровни внутреннего контроля.
Глава 3. «Организация и порядок осуществления внутреннего контроля в подразделении организации», содержащая: функции руководителя подразделения организации, организующего внутренний контроль; информационные системы и технические средства телекоммуникации (должны обеспечивать возможность сбора, ввода, обработки данных из внутренних и внешних источников, анализа и хранения, составления требуемых отчетов и их передачи соответствующим субъектам внутреннего контроля и иным установленным пользователям); контроль информационных систем и технических средств телекоммуникации; мониторинг внутреннего контроля; объем и частота периодических проверок (ревизий); субъекты внутреннего контроля; решения по устранению выявленных недостатков и совершенствованию внутреннего контроля; порядок оценки службой внутреннего контроля организации состояния внутреннего контроля.
На основе проведенного комплексного экономико – правового и управленческого анализа форм и процесса взаимоотношений государства и бизнеса должны быть разработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере взаимоотношений государства и малого (среднего) бизнеса, направленные в первую очередь на внесение изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты [19, с. 19]:
– в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности, обосновывается необходимость принятия отдельной нормы, регламентирующей содержание действий по обеспечению законности деятельности органов государственного надзора и муниципального контроля (контроль и надзор за деятельностью органов государственного надзора осуществляют вышестоящие государственные органы;
– в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 423-ФЗ) «О защите конкуренции»: исключить из требования о предварительном согласии в письменной форме антимонопольного органа на выдачу государственной или муниципальной преференции случаи, когда государственная или муниципальная преференция предоставляется субъектам малого предпринимательства, работающим в социально значимых областях, обеспечивающих коммунальную, бытовую, образовательную, культурную и иную социальную инфраструктуру населенных пунктов);
– в Федеральные законы от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
– установить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов товаров, работ и услуг от хозяйствующих субъектов с долей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 50% и более, а также от государственных и муниципальных предприятий и государственных корпораций;
– в Правила функционирования розничных рынков электрической энергии, полном или частичном ограничении режима потребления электрической энергии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442) - распространить правило об оплате за фактический объем потребления электрической энергии на субъекты малого предпринимательства;
- и другие.
Таким образом, оптимизация системы государственного управления и повышения эффективности взаимодействия власти и предпринимательства осложнена рядом проблем:
– отсутствие четкого законодательного регулирования форм, методов и средств взаимодействия государства и предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровне;
– издание государственных и муниципальных программ развития малого бизнеса в части его кредитования, субсидирования, финансовой поддержки осуществлено не полном объеме, в котором могло быть;
– отсутствие прозрачности взаимоотношений между органами власти и предпринимателями, наличие коррупции, плановости в государственном и муниципальном аппарате, соединение властной элиты (особенно на региональном уровне) и отдельных финансово-промышленных и даже преступных группировок.
Данные обстоятельства мешают развитию конкурентных отношений и тормозят экономическое развитие страны.
На основании вышесказанных выводов и предложений возможно прийти к достижению следующих результатов в сфере развития взаимоотношений между государством и предпринимателями:
1) унифицировать
процесс реализации
2) улучшить
качество правового
3) повысить
эффективность деятельности
Целью моей курсовой работы было изучение правовых форм взаимодействия предпринимателей с государством. Отдельные темы моей работы еще раз подтверждают необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности. В настоящее время совершенствование государственного регулирования однозначно способствует развитию предпринимательства, при этом происходит изменение организационных форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизмах, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Основной целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих стабильное функционирование экономики в целом и плодотворное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.
В государственном регулировании предпринимательской деятельности выделяют следующие основные направления:
– Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, которые в свою очередь способствуют эффективному функционированию рыночной системы;
– защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
– перераспределение доходов (трансферты), перераспределение ресурсов;
– государственная поддержка отдельных видов бизнеса;
– государственное регламентирование трудовых отношений;
– поддержка социального партнерства;
– государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;
– регулирование валютного курса;
– стабилизация макроэкономических процессов.
Для эффективного осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности, необходимы определенные инструменты – экономические, административные и правовые рычаги.
Проблемы взаимодействия бизнеса и власти обусловлены необходимостью установления баланса интересов органов власти и бизнеса в целях воспроизводства экономического потенциала территорий, организации защиты социально-экономических интересов жителей, привлечения самих граждан к управлению развитием своей территории и эффективному использованию местных ресурсов. Опыт прошлых лет показал, что административные и институциональные механизмы управления в Российской Федерации во многом утратили свою эффективность, а преодолеть экономический дисбаланс, социальную несправедливость и конфликты в одиночку не могут ни власть, ни бизнес.
Современная система отношений между властью и бизнес-сообществом основывается на действии механизмов согласия. Это означает, что бизнес и институты власти действуют не только в своих интересах, но и в интересах населения, что позволяет рассматривать такие отношения как социальный диалог. Однако практика показала, что далеко не всегда такое взаимодействие является безупречным и приносит пользу всем его участникам. В числе негативных проявлений отмечаются «приватизация власти», олигархия, коррупция, лоббирование интересов.
Поэтому в настоящее время весьма острой является проблема поиска путей экономического взаимодействия государства и предпринимателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством