Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: изучение государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
рассмотреть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;
изучить модели взаимодействия государства и предпринимательства;
выделить основные формы и методы государственного регулирования предпринимательства;
проанализировать основные проблемы и выделить пути их решения в области государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 77.98 Кб (Скачать файл)

2)  равенство и отсутствие дискриминации участников внешнеторговой деятельности;

3)  единство таможенной территории Российской Федерации;

4)  взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5)  обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам и осуществление прав, возникающих на основе договоров Российской Федерации;

6)  гласность в разработке, принятии и реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7)  обоснованность и объективность использования мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8)  исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и причинения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

9)  единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

10)  единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что цель государственного регулирования предпринимательской деятельности состоит в создании определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получении от этого максимальных выгод.

В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяются механизмы субсидирования, кредитования, внешнеторговой и патентной политики.

 

 

1.2 Модели  взаимодействия государства и  предпринимательства

Государство и принятые законодательные акты позволяют решить все проблемы ведения бизнеса. Существует государственный контроль за финансовой, налоговой и другими сферами, но государство не может навязать ответственное отношение к обществу в целом. Государство должно поддерживать стремление российских предприятий к формированию организационной культуры, применению принципов социальной этики, выработке социально ответственного поведения. Ответственность государства перед бизнесом – это формирование условий для того, чтобы бизнес мог нормально развиваться и выполнять свои обязательства перед обществом через благоприятный инвестиционный климат в стране, адекватную налоговую систему, которая не должна меняться в течение продолжительного времени [18, с. 106].

В обществе должна быть сформирована атмосфера высокой требовательности к ответственности бизнеса, власть должна подавать примеры роста своей социальной ответственности, которые предусмотрены законодательством. Законодательным и исполнительным органам государственной власти необходимо вместе с представителями бизнеса и некоммерческими организациями изучить и поддерживать законодательные инициативы поддержки и стимулирования социальной ответственности бизнеса. От того, насколько успешно компании сумеют объединить усилия с государством и некоммерческими организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будет зависеть конкурентоспособность бизнеса.

В настоящее время выделяют следующие модели взаимодействия государства и бизнеса (рис. 1):

Рисунок 1 – Модели взаимодействия государства и бизнеса

Российский исследователь Е. Ясин характеризует модель взаимодействия бизнеса и государства тремя отдельными зонами: белой, черной и серой.

«Белой зоне» свойственно формальное участие государства в форме законодательного регулирования налоговых отношений, административного и экономического регулирования бизнеса.

«Черная зона» включает неформальное криминальное участие, прежде всего коррупцию. Взаимодействие в этой зоне строится на личных корыстных интересах отдельных представителей государственной власти, а инструментами достижения интересов предпринимателя являются взятки.

«Серая зона» охватывает неформальные, непосредственно не связанные с коррупцией отношения, строящие на взаимном интересе сторон в развитии территории, а инструментом достижения интересов предпринимателя является добровольный или добровольно-принудительный вклад в финансирование территории, на которой размещается бизнес [28, с. 24-25].

Выделяются две схемы отношений государства и бизнеса на партнерской основе. Одна из них является популярной в развитых странах и основана на приспособлении институциональной среды, уже сложившейся в экономике, к новым приоритетам и условиям ведения хозяйственной деятельности. Внедрение новых принципов в существующие институты происходит по двум направлениям: в пределах основной экономической политики (Великобритания, Новая Зеландия, Аргентина) или в пределах изменения и дополнения существующей системы государственного управления (США, Канада, Япония, страны ЕС) [28, с. 26].

Вторая схема нашла отражение в странах Восточной Европы, а также в странах бывшего СССР, и в отдельных развивающихся странах. Главной существенной особенностью этих стран является разработка принципиально новой нормативно-правовой базы сотрудничества общества и государства, которая сопровождается формированием институтов, отвечающих требованиям рынка и новой роли государства в регулировании деятельности бизнеса.

Социальная ответственность является синергетическим эффектом при взаимодействии государства и общества, поскольку дает возможность государству и бизнесу удовлетворять как собственные потребности, так и потребности общества, а также активно влиять друг на друга в собственных интересах.

 

1.3 Формы  и методы государственного регулирования  предпринимательской деятельности

Предпринимательство в целом не обладает каким-либо универсальным механизмом саморегулирования, который бы позволил ему эффективно функционировать во всех сферах. Механизм, предназначаемый для одного сектора экономики, не всегда обеспечивает функционирование экономики в целом.

Государство регулирует экономику во всех экономических системах.

Главенствующая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

Необходимость государственного воздействия связана с такими требованиями охраны публичных интересов как [30, с. 287]:

• обеспечение общественных и государственных нужд и приоритетов в экономическом и социальном развитии;

• формирование государственного бюджета;

• защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

• обеспечение занятости населения;

• обеспечение национальной безопасности и обороны страны;

• реализация свобод предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

• соблюдение прав участников иностранного инвестирования и  внешнеэкономической деятельности.

Конституция РФ обязывает государственные органы и органы местного самоуправления использовать все имеющиеся у них материальные, финансовые и организационные ресурсы для формирования и развития предпринимательства на основе права и законности, предупреждающих и устраняющих в нем противоправные проявления. Применяемые предусмотренные законодательством и разработанные практикой формы и методы государственного регулирования разделяются на две группы.

Первую группу составляют методы и формы, распространенные на предпринимательские организации, которые создаются государственными органами и органами местного самоуправления соответственно на основе государственной и муниципальной собственности. Особенность данной группы форм и методов заключается в том, что она отражает иерархию  и соподчиненность при взаимодействии властных структур и подчиненных им субъектов предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Эти органы утверждают их учредительные документы – уставы. Исполнительным органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным собственником органом, который им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели порядок и условия деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Взаимодействие между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строится на основе контрактов в соответствии с трудовым законодательством. Никаких особенных сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских структур – с другой, не наблюдается. Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной – от умения управлять, другой – от умения хозяйствовать.

Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления реализуется предпринимательскими организациями, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.

Отдельные из методов этой группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.

Намечается  увеличивающаяся необходимость контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении хозяйствующих субъектов с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

Предпринимательская деятельность реализуется на основе большого количества законодательных актов, которые определяют возможности в регулировании органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие осуществлялось только на основе соответствующих правовых норм.

Все виды государственного воздействия реализуются в такой правовой форме как акт, т.е. облечены в установленную форму воздействия органа государственной власти или управления, с которым связаны правовые последствия. Каждый акт имеет свое назначение, наименование, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не           существует [20, с. 54].

Среди актов разрешительного характера выделяют систему лицензирования. Лицензии как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности.

Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер.

Государство осуществляет контроль состояния и развития экономики с применением фискальных способов и путем прямого вмешательства.

Фискальная политика – это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений.

Налоги – это обязательные безвозмездные платежи (взносы), устанавливаемые законодательством и осуществляемые в определенный срок и в определенном размере.

Налоги подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. В этом заключается их отличие от всевозможных сборов, которые также подлежат зачислению в бюджет, но могут использоваться только на достижение определенных целей, ради которых они взимались.

Осуществляя сбор налогов, государство обладает крупными денежными средствами, которые позволяют ему реализовывать самостоятельную инвестиционную политику. Государственные вложения в форме инвестиций и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам. Государство использует следующие методы регулирования: изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит, выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ.

Основываясь на законодательных актах, государство осуществляет регулирование предпринимательской деятельности, принимая и реализуя те или иные управленческие решения. Оно является крупнейшим хозяйствующим субъектом, который непосредственно участвует в рыночной экономике. Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-хозяйственных операций. Прямое воздействие государства на экономику реализуется на основе дотаций.

Дотации представляют собой денежные суммы, которые выделяются из государственного бюджета для ликвидации последствий отраслевых кризисов. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

За годы рыночных реформ государство активизировало усилия на становлении, поддержке и развитии малого предпринимательства. В июне 1995 года принят Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», но утратил  силу в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В начале 1996 года вступил в действие Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», но утратил силу с 1 января 2003 года в связи с внесением дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 года № 117-ФЗ (в ред. от 20.04.2014 № 78-ФЗ), а конкретно глав  26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Информация о работе Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством