Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: изучение государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
рассмотреть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;
изучить модели взаимодействия государства и предпринимательства;
выделить основные формы и методы государственного регулирования предпринимательства;
проанализировать основные проблемы и выделить пути их решения в области государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 77.98 Кб (Скачать файл)

Постановлением от 18 декабря 1995 г. № 1256 Правительством РФ впервые была утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы. Затем данная программа пролонгировалась на последующие периоды.

В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности и форм собственности [20, с. 55].

Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям [22, с. 178]:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

• учреждение порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка антиэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса.

Установление государственных гарантий производства и сбыта их продукции является важной мерой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют резервирование определенной доли заказов на изготовление отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд и размещение их среди субъектов малого бизнеса.

Необходимо заметить, что субъекты малого предпринимательства в силу своих небольших возможностей остро нуждаются в тесной взаимосвязи и взаимодействии с подобными организациями. И здесь поддержка государства является неоценимой. Органы власти обязаны оказывать поддержку в организации союзов (ассоциаций) субъектов малого бизнеса, которые создаются в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, защиты его интересов в органах государственной власти, добросовестной конкуренции.

 

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПУТИ ИХ

Финансово-экономический кризис способствовал принятию руководством страны решительных действий по модернизации всех сторон социально-экономической жизни. Одной из важнейших задач здесь выступает построение принципиально новой системы взаимоотношений между государством и предпринимательской деятельностью. Сегодня  государственная политика должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для развития предпринимательства в интересах жителей и страны в целом путем ликвидации административных барьеров, исключения неоправданного регулирования, снятия неоправданных ограничений, купирования конфликтов интересов при осуществлении органами власти контрольно-надзорных и разрешительных полномочий.

Взаимодействие государства и бизнеса должно основываться на базовых принципах социального партнерства, согласно которым предприниматели и власть одинаково являются субъектами социальной ответственности. Следует активнее внедрять во взаимоотношения государства и бизнеса формы не прямого администрирования (чрезмерных проверок), а корпоративного самоконтроля, способного сформировать доверие общества к бизнесу и государства к результатам деятельности хозяйствующих субъектов [25, с. 19].

Использование именно этих принципов взаимодействия в наибольшей мере способствует экономическому росту и успеху в интересах общества, государства и предпринимателей. Достижение позитивных результатов на этой основе невозможно без усовершенствования нормативной правовой базы, на основе совокупного анализа действующего законодательства, регулирующего деятельность контрольных органов государства и хозяйствующих субъектов.

На сегодняшний день необходимо формирование четких правил взаимодействия государства и предпринимателей, которое невозможно без создания адекватной, отвечающей потребностям времени правовой основы такого взаимоотношения. Создание надежного регламента, несоблюдение норм которого повлечет за собой ответственность для чиновников, необходимо в случае  использования чрезмерного контроля и иных административных барьеров для функционирования современного бизнеса. Установление оснований для проверок хозяйствующих субъектов, полномочия проверяющих, формы контроля, оценка результатов и проверка порядка устранения недостатков являются необходимыми требованиями для регламентированного поведения чиновников. Вследствие чего сокращение частого государственного контроля приведет к формированию в хозяйствующих субъектах действенной системы внутреннего контроля, благодаря которой государственные нормативы и стандарты будут беспрекословно выполняться. Более четкая и доступная формулировка единых правил организации и осуществления государственного контроля должна быть регламентирована в соответствующем типовом положении.

Таким образом, просматривается объективная потребность в проведении совокупного исследования правового обеспечения современного взаимодействия государства и предпринимателей, позволяющего наработать четкие научно-практические рекомендации для Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, с одной стороны, и хозяйствующих субъектов – с другой.

Необходимо совершенствование правовой регламентации взаимоотношений государства и предпринимательства на современном этапе. 
Рассматривая теоретико-методологические и правовые основы взаимодействия предпринимателей и государства, можно выделить принципы классификации и виды административных преград:

1) административные  барьеры, возникающие в связи  с несовершенством законодательства, - «плохие» законы (слабая понятийная  проработка нормативных положений, противоречия с другими нормативными актами, правовые пробелы, большое количество отсылочных и бланкетных норм);

2) административные  барьеры, возникающие в связи  со злоупотреблением или превышением  своих полномочий должностными  лицами при исполнении «хороших»  законов;

3) административные  барьеры, возникающие при отсутствии  либо избыточности административных  процедур в сфере предпринимательской  деятельности.

Основные функции государственного управления, при реализации которых существуют и возникают административные барьеры, заключаются в следующем [27, с. 96]:

– государственная регистрация субъектов малого и среднего предпринимательства;

– лицензирование отдельных видов деятельности;

– стандартизация и сертификация продукции, работ и услуг;

– контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью;

– межрегиональный товарооборот;

– контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

– любые формы согласования различных документов и действий предпринимателя.

В целях создания добросовестной конкуренции между субъектами хозяйственной деятельности необходимо внести дополнения и изменения в содержание Плана мероприятий («дорожную карту») развития конкуренции и совершенствование антимонопольной политики, утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2579-р, направленные на искоренение и уменьшение административных преград в экономике, в том числе:

– меры по совершенствованию системы лицензирования отдельных видов деятельности;

– замена обязательной сертификации ряда услуг декларированием соответствия;

– замена государственного контроля качества соответствующей деятельностью субъектов рынка - лабораторий, исследовательских и испытательных центров, аккредитованных в органах исполнительной власти;

– сокращение количества унитарных предприятий, функционирование которых может быть обеспечено негосударственными коммерческими организациями;

– расширение применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;

– внедрение в органах государственной власти процедуры экспертизы и предварительной оценки последствий принятия ключевых нормативных правовых актов, направленной на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию;

– и другие.

Анализ современного состояния правового регулирования контрольно-надзорной государственной деятельности и мер по его совершенствованию позволяет сделать вывод о неэффективном регулировании сферы предпринимательства, что в настоящее время является одной из существенных проблем для развития малого и среднего бизнеса.

Решение таких проблем, как повторение функций, на всех уровнях органов власти, чрезмерность предъявляемых к предпринимателям требований и необоснованное вмешательство в их деятельность не осуществимо без тщательного целенаправленного анализа состояния действующего законодательства по вопросу, насколько оно позволит модернизировать действующую систему контроля (надзора).

При этом следует выделить ряд проблем, негативно отражающихся на взаимодействии государства и малого бизнеса, которые следует преодолеть в ходе модернизации отношений власти и бизнеса на современном             этапе [19, с. 18]:

– отсутствие единого перечня (реестра) контрольно-надзорных функций, реализуемых в различных сферах государственного управления;

– отсутствие четкости в распределении функций контроля и надзора между определенными федеральными органами исполнительной власти;

– отсутствие распределения контрольно-надзорных полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

– избыточность контрольно-надзорных полномочий органов власти;

– чрезмерное дробление на множество административных процедур в рамках осуществления одного полномочия.

Основные направления защиты прав хозяйствующих субъектов при осуществлении взаимодействия государства и предпринимателей основаны на:

– соблюдении прав предпринимателей в антимонопольной сфере, в том числе в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд;

– соблюдении прав предпринимателей в процессе осуществления государственного контроля (надзора);

– исполнении законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства [23, с. 89].

Для усовершенствования процесса взаимодействия федеральных органов исполнительной власти необходима работа по созданию Модельного административного регламента исполнения федеральным органом исполнительной власти государственной функции по осуществлению контроля и надзора. Данный регламент необходимо рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления для использования в нормотворчестве в указанной сфере. На сегодняшний день региональные и муниципальные органы разрабатывают свои административные регламенты, но без каких-либо обязательных требований, что приводит неудовлетворительным последствиям принятия такого документа [23, с. 91].

Основные нормы данного административного регламента должны устанавливать сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при осуществлении указанной государственной функции.

Фактическими результатами исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора должны являться [28, с. 25]:

– регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

– подготовка и направление ответа по результатам рассмотренного обращения юридического или физического лица;

– составление акта проверки (плановой, внеплановой, совместной, выездной, камеральной, инспекторской, специальной, целевой и т.д.);

– составление протокола об административном правонарушении (в случае выявления факта такого правонарушения);

– возбуждение дела об административном правонарушении;

– выдача предписания об устранении выявленных нарушений;

– внесение представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

– составление протокола о временном запрете деятельности;

– вынесение постановления по делу об административном правонарушении;

– подготовка и направление материалов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные государственные органы в случае выявления нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль (надзор) за соблюдением которых не входит в компетенцию ФОИВ и его территориальных органов;

– выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

– иные фактические результаты.

Исполнения данной государственной функции должно привести к следующим результатам [29, с. 17]:

а) обеспечение исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

б) повышение состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства и других охраняемых объектов от актов незаконного вмешательства (противоправных посягательств);

в) выявление, пресечение и предупреждение правонарушений;

г) выявление и устранение обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений в установленной сфере контроля (надзора);

д) иные конечные результаты.

Исследование проблем организации внутреннего контроля за соблюдением государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности позволило выделить основные причины нарушения государственных нормативов и стандартов в данной деятельности:

– ошибки персонала (персональные), систем (информационные);

Информация о работе Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством