Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:49, курсовая работа
В конце этого века (как и вначале) В России вновь произошёл крупнейший в мире передел собственности, но национально ориентированный капитал. Который должен оберегать аудитор, ещё очень слаб и хил. Пока он страдает от провокационно - карательного характера налоговой системы, и от явного криминалитета. Тем не менее именно национально ориентированный капитал больше всего нуждается в становлении сильного правового государства, в действенных и авторитетных аудиторских услугах.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Понятие аудита и аудиторской деятельности . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Виды, цели и задачи аудита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 2 Правовые основы аудиторской деятельности в РФ . . . . . . . . . . 14
2.2 Требования, предъявляемые к аудиторам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3 Правовое значение аудиторского заключения . . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2)- наличие лицензии ( общий аудит -Мин. Финансов; спец. Аудит-банки ( ЦБ), страх. аудит (Рос. Гос.страх). Лицензию при необходимости (например, после выдачи лицензии выявлены недостоверные сведения о лице, которому выдана; осуществляется аудиторская деятельность, не предусмотренная лицензией; при вступлении в силу приговора суда; в случаях неоднократного и неквалифицированного проведения проверки) аннулирует выдавший её орган.
3)-профессионализм, компетенция ( аудитором может быть физическое лицо, имеющее юридическое либо экономическое образование; а при отсутствии такового --- наличие стажа работы не менее 3-х лет хозяйственной деятельности из последних 5-ти лет).
4)- отсутствие судимостей.
5)- наличие квалификационной аттестации (С середины 90-х годов в России начата аттестация аудиторов. Все претенденты на право заниматься аудиторской деятельностью уже подлежат аттестации, они обязаны принимать участие в сдаче экзаменов для получения соответствующих прав. Аттестация осуществляется соответствующими органами (которые определены Указом Президента и Временными правилами). Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации утверждаются Правительством РФ по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте.
К органам, проводящим аттестацию относятся: Центральная лицензионная комиссия Министерства финансов РФ (ЦАЛАК); ЦАЛАК Федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью; ЦАЛАК Центрального Банка России; Межрегиональные аттестационно - лицензионные комиссии, создаваемые комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и полностью или частично наделённые правами центральных комиссий.
Соответствующие ЦАЛАКи ведут реестры аудиторов и аудиторских фирм. Ведение единого Государственного реестра организует комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
6)-этический кодекс для обеспечения стандартов поведения и способы его соблюдения. (честность; объективность; профессиональное внимание; конфиденциальность информации, полученной в ходе аудиторской проверки) .
7)- аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой - либо другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней.
Квалификационный аттестат выдаётся аудитору, прошедшему аттестацию, сроком на 3 года в месячный срок со дня принятия комиссией решения о его выдаче. Аттестат утрачивает силу, если лицо, получившее его, в течение 2-х лет не начало работать аудитором. Также аттестат может быть продлён на срок до 3-х лет по заявлению аудитора при отсутствии претензий к нему и несущественных изменениях законодательства РФ.
2.3 Правовое значение аудиторского заключения
Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы). Временные правила определили заключение аудитора как особый документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов; в случае поручения государственных органов Временные правила уравняли его с заключением экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.
Аудиторское заключение включается в состав годовой бухгалтерской отчётности определённых экономических субъектов как обязательный элемент этой отчётности1. В условиях России это повысило значение аудиторского заключения, выполняющего роль важнейшего средства передачи информации. От аудитора однозначно требуется:
а)- либо выразить мнение относительно бухгалтерской отчётности в
целом;
б)- либо заявить, что составить такое мнение об отчётности не представляется возможным, и привести причину данного обстоятельства.
Заключение состоит из 3-х частей:
1)- Вводная часть (реквизиты аудитора);
2)- Аналитическая часть
а)-наименование экономического субъекта, период деятельности, за который проводилась проверка);
б)-результаты экспертизы организации бухгалтерского учёта, составления соответствующей отчётности и состояния внутреннего контроля;
в)-факты выявленных существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, а также нарушений законодательства;
3)-Итоговая часть (Запись о подтверждении достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта. Именно эту часть заключения экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде даётся оценка его хозяйственной деятельности и ведения финансового учёта).
Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный для самого предприятия, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.
Основные виды аудитов, аудиторских услуг и виды аудиторов, а также условия и виды аудиторской деятельности достаточно разнообразны, а также то , что, обслуживая очередного клиента аудитор должен чётко определить характер проводимой им работы, и степень ограничения собственной ответственности -во многом это определяется теми формами аудиторского заключения, которые он сочтёт уместными и единственно верными, соответствующими результатам работы.
Например, фирма может просто оказывать своим клиентам помощь в восстановлении бухгалтерского учёта, но в таком случае она не имеет права подвергать её аудиту (будет нарушен принцип независимости аудитора, ибо он будет вынужден давать оценку результатам своей собственной работы). В этом случае будут уместны весьма многие заключительные процедуры: составление акта сдачи - приёма выполненных работ и т.д. Но представление аудиторского заключения, конечно же будет совсем неуместным. И по Временным правилам аудиторы могут даже понести строгую ответственность за представление аудиторского заключения такому клиенту.
Аудиторское заключение составляется по одной из следующих форм:
1)-безусловно положительное (мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта означает, что эта отчётность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчётную дату и финансовых результатов его деятельности за отчётный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учёт и отчётность в РФ.
2)- условно положительное ( мнение означает, что отчётность во всех существенных аспектах обеспечивает отражение, за исключением определённых в аудиторском заключении обстоятельств (например, если некорректности в бухгалтерской отчетности, выявленные аудиторами в ходе проверки, являются существенными и определяющими, но не нарушающими концепции действующего предприятия (не грозящие ему банкротством))).
3)- отрицательное заключение (мнение означает, что отчётность во всех существенных аспектах не обеспечивает отражение (например, выявленные аудиторами некорректности в бухгалтерской отчётности являются в высшей степени существенными и определяющими либо администрация предприятия отказывается представлять существенную часть первичных документов, данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для подтверждения бухгалтерской отчётности)).
4)- аудиторское заключение с отказом выражения мнения ( аудиторы не могут выразить и не выражают мнение о достоверности проверенной отчётности во всех существенных аспектах ). Отказ от выражения мнения возникает в особых, строго регламентируемых случаях. Как правило, это неординарные, из ряда вон выходящие случаи, с весьма трудным прогнозированием последствий. Например, потеря аудитором независимости, существенные события после даты баланса или неопределённость ситуации, ограничение сферы аудита экономическим субъектом или обстоятельствами.
Заключение
Вряд ли кто-то будет спорить, что на пути реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности предстоит сделать еще немало. Однако то, что уже сейчас отчетность как довольно полезную и очень полезную оценивают порядка 2/3 опрошенных, можно считать обнадеживающим фактом.1
Сейчас предпринимается попытка развеять бытующее представление, что применение международных стандартов финансовой отчетности, на приближение к которым, и нацелена отечественная бухгалтерская реформа, выгодно в основном крупным компаниям. При этом акцент делается на управленческих плюсах и пользе от совершенствования качества учетной информации. В то же время рекомендуется сопоставлять выгоды, связанные с переходом на МСФО, с соответствующими издержками. Среди последних отмечаются затраты на приобретение и обновление программных продуктов и тренинг персонала, а также возможное снижение конкурентных преимуществ в связи с расширением объема информации, раскрываемой для внешних пользователей.
И все же Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. В то же время из Федерального закона выпало уточнение о том, что выражается мнение о достоверности во всех существенных отношениях. Не исключено, что это станет возможной причиной завышения ожиданий от точности результатов аудиторских проверок.
Многие проблемы во взаимоотношениях аудиторских фирм и проверяемых экономических субъектов связаны с тем, что последние изначально склонны требовать от аудиторов большего, чем позволяют рамки аудиторской проверки. Так, в источниках подчеркивается, что члены профессионального сообщества должны ясно отдавать себе отчет, что объективно существует так называемый разрыв ожиданий, то есть разрыв между той информацией (с точки зрения ее объема, достоверности и полезности), которую профессиональное сообщество может предоставить, и той, которая от него ожидается.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что аудит - контроль особого рода, имеющий принципиальные отличия от контроля государственного по целям, задачам, порядку осуществления и результатам деятельности.
Аудитор - не проверяющий, функцией которого является призвать нарушителей к ответственности, но и не правая рука бухгалтера. Аудитор - профессионал, чье мнение представляет ценность для пользователей отчетности.1 Осознание этого обстоятельства чрезвычайно облегчает общение с аудитором и повышает эффективность работы последнего. Новый Закон должен стать краеугольным камнем в процессе построения системы цивилизованного взаимодействия между участниками рынка профессиональных аудиторско-консультационных услуг.
1 Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия: Учеб. пособие. - М.: Юнити, 2001 С. 503
Библиографический список
Интернет ресурсы:
www.garant.ru
1 Богомолов А.М. Внутренний аудит: Учебное пособие. – Приор,2000. С. 425
Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности в РФ