Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского и гражданского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности. На основе норм действующего законодательства изучить понятие правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: - опираясь на федеральное законодательство, проанализировать понятие лицензирования, правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности, признаки и принципы лицензирования отдельных видов деятельности; - порядок получения лицензии, порядок её приостановления и аннулирования, юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.

Файлы: 1 файл

курсовая лицензирование.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Под лицензируемыми видами деятельности понимаются виды деятельности, на осуществление которых на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ, а также федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1данного закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности

Правовая (юридическая) цель - это будущий результат, то, к чему стремятся субъекты правотворческой и правореализационной деятельности, представляющая собой особую форму знания, направленного на юридическое преобразование действительности, изменение существующих общественных отношений. Указанным понятием охватывается как цель в праве (официальный ориентир, закрепленный на нормативном уровне), так и цель в юридической практике (ориентир конкретного субъекта правореализационной деятельности), так как в идеале они совпадают. Цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они показывают значение и смысл самого существования юридических средств, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства.11

Указанные цели лицензирования можно подразделить на две группы: цели, направленные на защиту личных прав граждан, и цели, направленные на защиту интересов государства.

К первой группе можно отнести - предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, предотвращение ущерба окружающей среде и предотвращение ущерба объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.

Ко второй группе целей лицензирования, направленных на защиту интересов государства, относится предотвращение ущерба обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В основе данного регулирования лежит норма части  3 статьи  55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается деятельность государства, осуществляемая через федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные и иные некоммерческие объединения, юридические и физические лица, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.12

Таким образом, закрепление в законе указанных целей лицензирования ведет к укреплению гарантий государства по защите прав и законных интересов человека, безопасности страны, как высших ценностей современного демократического государства.13

В то же время следует иметь в виду, что Конституцией РФ провозглашается свобода предпринимательской деятельности, следовательно, ее ограничение допускается только ради достижения перечисленных целей.

Задачи - это направление деятельности государства по достижению стоящих перед ним целей в определенной сфере общественных правоотношений.

В части 2  статьи 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» впервые, в отличие от всех ранее принятых нормативных актов в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, предусмотрены основные задачи лицензирования отдельных видов деятельности, решение которых направлено на достижение целей.14

К задачам лицензирования отнесены:

- предупреждение нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований, установленных действующим законодательством;

- выявление нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований, установленных действующим законодательством;

- пресечение нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований, установленных действующим законодательством.

Для реализации указанных задач еще на стадии рассмотрения заявления о предоставлении лицензии должностное лицо лицензирующего органа должно осуществлять проверку предоставленных документов на предмет соответствия соискателя лицензии установленным законодательством лицензионным требованиям, например, на наличие в штате соискателя лицензии сотрудников определенной квалификации.15

В случае выявления при проведении проверки нарушений соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований должностные лица лицензионного органа, проводившие проверку, в пределах своих полномочий обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В соответствии со статьей 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.16

Полномочиями по временному запрету лицензируемой деятельности обладают руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензионный и его заместители; а также руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензионный контроль в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, их заместители.

Лицензирование осуществляется государством в целях соблюдения прав граждан, охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, безопасности страны, защиты этих приоритетных направлений государственной деятельности от возможного причинения им ущерба.

Именно по этой причине государством были выделены отдельные виды деятельности, которые наиболее явно могут привести к созданию угрозы причинения ущерба указанным выше ценностям, и введено государственное регулирование допуска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к этой деятельности с помощью выдачи специализированного разрешения - лицензии.

Законодателем в части 3 статьи 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ  от 04.05.11г. установлены основные критерии отнесения отдельных видов деятельности к лицензируемым. Обязательно следует учитывать, что только при наличии одновременно всех критериев вид деятельности может быть признан подлежащим лицензированию.17

В качестве методов государственной разрешительной политики в сфере регулирования предпринимательской деятельностью применяются такие методы, как регистрация, аккредитация, сертификация, стандартизация. Поскольку эти методы также играют большую роль в регулировании предпринимательской деятельности, целесообразно сравнить их с лицензированием и выявить преимущества последнего метода перед остальными.

Таким образом, все указанные методы своим объектом имеют продукцию, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, и соответственно у них довольно ограниченная сфера применения.

 

Глава 2. Структура лицензирующих органов

 

2.1. Система лицензирующих органов в РФ

 

Участники разрешительных правовых отношений, возникающих в рамках разрешительной системы, вступают в урегулированные правом отношения по поводу предоставления разрешений на осуществление деятельности (совершение действий), с одной стороны, и получения таких разрешений - с другой.18

Субъектами лицензионного процесса – являются соискатели лицензии (лицензиаты) и лицензирующие органы - организации и должностные лица, наделенные публично-властными полномочиями по предоставлению разрешений, надзору за соблюдением правил разрешенной деятельности (действий)19.

Система полномочий субъекта разрешительной деятельности (содержание компетенции) включает конкретные права и обязанности, предоставленные ему для осуществления возложенных на него задач и функций. Предоставленные ему права и обязанности в сфере осуществления разрешительной деятельности можно назвать разрешительными полномочиями.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.11г. Правительство РФ  Постановлением     «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» №957 от 21.11.2011г. утвердило перечень федеральных органов исполнительной власти и перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Лицензирующие органы – федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством о лицензировании осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации.20

Вообще, круг органов  осуществляющих функции лицензирующих весьма широк. Законодателем закреплены соответствующие функции, за лицензирующими органами, законодатель выделяет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий – система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензии21.

Примерно обозначу круг лицензирующих органов. Как отмечалось уже выше сюда, включаются и органы федеральной государственной власти, и другие государственные органы.

Министерство топлива и энергетики РФ, Министерство строительства РФ, Министерство транспорта РФ, МВД России осуществляет лицензирование негосударственной (частной) охранной, сыскной деятельности, Минздрав России лицензирует деятельность, связанную с использованием возбудителей  инфекционных заболеваний,  МЧС России, деятельность по предупреждению и тушению пожаров, и  т.д.), Государственных комитетов (Госкомспорт России осуществляет лицензирование  такого вида деятельности  как, организация и содержание тотализаторов и игорных заведений),    Государственных комиссий   (так Гостехкомиссия России  осуществляет лицензирование  такого вида, как деятельность по технической защите конфиденциальной информации) и др.

За каждым из перечисленных выше органов, законодатель закрепил виды деятельности, лицензирование которой они осуществляют.

Таким  образом, создана целая система лицензирующих органов, в которую вошли как федеральные органы  исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ22.

Под лицензируемыми видами деятельности понимаются виды деятельности, на осуществление которых на территории РФ требуется получение лицензии согласно Федеральному закону N 99-ФЗ, а также федеральным законам, указанным в части 3 статьи 1 данного закона и регулирующим отношения в соответствующих сферах деятельности.

Лицензия выдается соответствующими государственными органами, рассмотрим на примере Росздравнадзора:

В силу пункт 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 N З23-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ лицензирование следующих видов деятельности23:

- медицинская деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук);

- фармацевтическая деятельность (за  исключением деятельности, осуществляемой  организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук);

- деятельность по обороту наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Кроме того, до 01.01.2015 лицензирование медицинской деятельности, предусматривающей предоставление услуг по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, остается полномочием РФ.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" контроль за реализацией исполнительными органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ в области лицензирования указанных видов деятельности осуществляет Росздравнадзор. Кроме того, Росздравнадзор осуществляет лицензирование медицинской деятельности организаций государственной системы здравоохранения, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений в части оборота наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемого аптеками федеральных организаций здравоохранения, а также фармацевтическую деятельность данных аптек24.

В уведомлении на осуществление лицензируемого вида деятельности указываются следующие сведения:

Информация о работе Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности